“Мы думали, что война, наконец, закончилась”, — говорит сыгранная Морфидд Кларк (Morfydd Clark) королева эльфов Галадриэль в трейлере нового сериала от Amazon по “Властелину колец”, но не ей ли знать лучше остальных? Традиционное фэнтези процветает благодаря историям об эпических битвах, но этой осенью на наших глазах развернется другой вид противостояния. Не “добро против зла” и не “эльфы против орков”, а один невероятно дорогой стриминговый сериал против другого, равных которым мы раньше не видели.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
На одной стороне поля битвы у нас “Властелин колец: Кольца власти”, шикарный и долгожданный приквел к чрезвычайно успешной фэнтези-саге Дж. Р. Толкина от Amazon. На другой — “Дом дракона”, шикарный и долгожданный приквел к чрезвычайно успешной фэнтези-саге Джорджа Р.Р. Мартина от HBO. Преднамеренно, как представляется, противоборство стартует дебютом 10-серийного “Дома дракона” 21 августа, за две недели до выхода восьмисерийных “Колец власти”, то есть кульминации оба сериала достигнут на одной и той же неделе. Кто же выйдет победителем из этой битвы? А, может, популярность накроет обоих? Или, наоборот, восторга не вызовет ни тот, ни другой? И который из них понесет в случае провала наибольшие потери?
В данный момент легче всего ответить на последний вопрос. Самый обсуждаемый аспект “Колец власти” — бюджет, ведь этот сериал стал самым дорогостоящим в истории. Amazon потратил на него более миллиарда долларов (820 миллионов фунтов стерлингов), причем 462 миллиона ушло только на первый сезон. А это без малого 60 миллионов за эпизод. “Дом дракона” выглядит на этом фоне довольно скромно: примерно по 20 миллионов на эпизод. И все равно сумма более чем солидная: финальные сезоны “Игры престолов” стоили около 15 миллионов долларов за эпизод, диснеевские минисериалы по вселенным “Марвел” и “Звездных войн” — от 15 до 25 миллионов, а оригинальная трилогия Питера Джексона “Властелин колец” — менее 100 миллионов за весь фильм.
Шоураннеры “Колец власти” идут ва-банк, но, тогда как их конкуренты в лице HBO, Disney и Netflix существуют благодаря успеху контента, Amazon — это прежде всего розничный бизнес с практически безграничными объемами финансирования.Amazon гонится не за прибылью — речь о престиже и интеллектуальной собственности, говорит директор по стратегическому развитию Parrot Analytics Джулия Александер (Julia Alexander). “Что Amazon и многие из ему подобных пытаются сделать, так это разработать очередную крупную франшизу, на основе которой затем можно будет организовать съемку фильмов, торговлю атрибутикой и создание игр — эффект махового колеса. Так что в этом смысле „Кольца власти” — шаг очень и очень важный. Делая его, Amazon заявляет о готовности конкурировать со вселенными „Марвел”, „Звездных войн” и „Гарри Поттера”, не скупясь на средства”.
Именно бездонные карманы Amazon и стремление к собственной франшизной собственности (наряду с личной любовью основателя компании Джеффа Безоса к Толкину, если верить слухам) привели к тому, что в 2017 году его потоковый сервис превзошел конкурентов (включая HBO и Netflix) в стремлении получить права на Средиземья Толкина на 250 миллионов долларов. Однако эти права распространяются только на “вторую эпоху” Средиземья, то есть период, предшествующий событиям “Хоббита” и “Властелина колец”. Поэтому в “Кольцах власти” не будет знакомых персонажей, таких как Гэндальф и Бильбо Бэггинс. Есть несколько исключений, поскольку Морфидд Кларк играет более молодую версию королевы эльфов Галадриэль, которую в трилогии Джексона сыграла Кейт Бланшетт. И все же Толкин описал вторую эпоху лишь в общих чертах в 150-страничном апокрифе к “Властелину колец”, так что Amazon, по сути, начал все с нуля. Задача, как выразился один из шоураннеров Патрик Маккей (Patrick McKay), заключалась в следующем: “Можем ли мы придумать роман, которого Толкин никогда не писал, и воплотить его в сериале из мега-событий, создать который можно только сейчас?”
Так совпало, что “Дом Дракона” оказался в похожем затруднительном положении. Он также представляет собой приквел и адаптирован по книге Мартина “Пламя и кровь” 2018 года, действие которой происходит за 200 лет до событий “Игры престолов”. Здесь также не будет знакомых персонажей и сюжетных линий. “Дом Дракона” делает акцент на шекспировских битвах за престол представителей дома Таргариенов с участием актеров Мэтта Смита (Matt Smith), Пэдди Консидайна (Paddy Considine), Оливии Кук (Olivia Cooke) и Эммы Д’Арси (Emma D’Arcy).
Несмотря на соперничество, пересечения между франшизами имеют глубокие корни. Мартин признает, что Толкин оказал значительное влияние на его произведения. “Я благоговею перед „Властелином колец”, — заявил он на Эдинбургском международном книжном фестивале 2014 года. — Перечитываю его раз в несколько лет. Это одна из величайших книг ХХ века”. По сравнению с Толкиным, фэнтези Мартина отличается нравственными и политическими сложностями (а еще, разумеется, сексом и насилием), но действие обоих разворачивается в схожем псевдосредневековом мире меча, магии, фантастических тварей и замысловатых имен.
Именно успех фильмов Джексона “Властелин колец” убедил HBO в том, что среди взрослой аудитории фэнтези-сериалы тоже востребованы. Поэтому они навострили уши, когда в 2006 году сценаристы Дэвид Бениофф и Д.Б. Вайс представили свою адаптацию книг Мартина под рабочим названием “Клан Сопрано в Средиземье”. Затем маятник качнулся в другую сторону: звездный успех “Игры престолов” активизировал деятельность конкурирующих потоковых сервисов. В 2017 году глава Amazon Studios Рой Прайс (Roy Price) рассказал Variety, что получил от Джеффа Безоса следующийприказ: “Найдите мне „Игру престолов””. Amazon уже совершил одну попытку создать франшизу в жанре фэнтези: в прошлом году вышел сериал “Колесо времени” по романам Роберта Джордана (Robert Jordan) (всего по 10 миллионов долларов за эпизод) с Розамунд Пайк (Rosamund Pike) в главной роли. Подготовка ко второму сезону уже началась, но сам сериал особых высот популярности достичь не смог.
Amazon стартует с нуля, как с точки зрения производства, так и сюжета, что отчасти объясняет колоссальный бюджет сериала. В отличие от “Дома дракона”, который строится на десятилетнем опыте создания вселенной “Игры престолов”, в “Кольцах власти” зрителю будет представлен совершенно новый фантастический мир: костюмы, реквизит, персонажи, декорации, локации, стиль оформления, обучение актеров эльфийскому и так далее. Ведь фанаты совершенно точно будут пристально изучать каждую деталь в поиске недочетов.
Ожидается, что “Кольца власти” продлятся как минимум пять сезонов, и многое из перечисленного станет лишь разовыми затратами, но у создателей возник и ряд других проблем. Съемки начались в Новой Зеландии в феврале 2020 года, но из-за пандемии коронавируса на несколько месяцев производство останавливали. Строгие карантинные правила привели к тому, что в Новой Зеландии застряли 800 актеров и членов съемочной группы, а посторонним доступ был запрещен. Они справились, хоть и не без труда, но год назад Amazon объявил о переносе съемок в Великобританию. Уже решено, что второй сезон будет снимать студия Bray Studios в Беркшире. “Мне это напоминает автокатастрофу, — говорит один осведомленный сотрудник, оценив 30-миллионные затраты на подобный шаг. — Так действовать начинаешь только тогда, когда что-то идет не так”. Помимо демонтажа и перестройки декораций, переезды часто влекут за собой дорогостоящие пересъемки.
Также вопросы возникли в отношении неопытности шоураннеров “Колец власти”, Маккея и Джей Ди Пейна, единственной заслугой которых на сегодняшний день является совместное написание сценария к фильму “Стар Трек: Бесконечность” 2016 года (Amazon их, по всей видимости, рекомендовал продюсер “Звездного пути” Джей Джей Абрамс (JJ Abrams)). “Amazon испытывает невероятное давление из-за высочайших ожиданий относительно нового творения, — продолжает инсайдер. — Но с проектами такого масштаба креативщикам могут не дать максимально раскрыться. На этой стадии велика вероятность загнать самих себя”.
Телеканал HBO, как принято считать, более опытен и гармоничен в работе с креативщиками и менее расточителен, но и ему не удалось избежать определенных проблем. Во-первых, сказать, что “Игра престолов” удалась на славу, нельзя. Многие фанаты жаловались, что разочарованы обещанным грандиозным финалом, который оказался столь поспешно и неуклюже написан, что миллион человек даже подписали петицию с требованием переснять его. В довершение ко всему в 2019 году Бениофф и Вайс расторгли контракт с HBO и подписали новый на 200 миллионов долларов с Netflix.
Подобно конкурентам телеканал отчаянно искал “следующую Игру престолов”. В 2018 году он запустил в разработку пять различных спин-оффов “Игры престолов” с пятью разными шоураннерами — этакий рыцарский турнир. Победителем стал сценарий под названием “Кровавая луна” авторства Джейн Голдман (Jane Goldman), которая также приложила руку к франшизам “Пипец” и “Кингсман”. Телеканал потратил около 30 миллионов долларов на съемки пилотного эпизода с Наоми Уоттс (Naomi Watts) в главной роли, но HBO не был впечатлен и резко прекратил показ. Затем они взялись за “Дом дракона” во главе с шоураннерами Райаном Кондалом (Ryan Condal) и Мигелем Сапочником (Miguel Sapochnik), причем последний известен зрителю еще по “Игре престолов”.Все это не является показателем конечного результата, ведь при подобном масштабе производства избежать проблем нереально. На самом деле телеканал HBO поначалу отказался от съемок “Игры престолов” после слабенького пилотного эпизода, начал все заново и девять месяцев занимался переосмыслением шоу для придания ему большей реалистичности. И эта стратегия себя оправдала.
Над всей этой мегабюджетной битвой фэнтези навис более серьезный вопрос: зачем нам вообще смотреть их? Учитывая сегодняшнюю разнообразную, прогрессивную, глобальную аудиторию, не покажутся ли эти фантастические саги слегка архаичными? Обе они являются, по сути, переосмыслением феодальной, патриархальной, средневековой Европы белыми мужчинами среднего возраста.
Как бы признавая этот факт, оба сериала прилагают согласованные усилия по модернизации подаваемого материала. Как в произведениях Толкина, так и в экранизациях Джексона Средиземье было в основном царством белых. Существовали различные мифические расы, такие как эльфы, гномы и хоббиты, но цветных среди них не было. “Кольца власти” вносят здесь расовое разнообразие. Впервые мы видим, как эльфов, гномов и предков хоббитов харфутов (шерстопалов, мохноногов) играют цветные актеры, в том числе Ленни Генри (Lenny Henry). Кое у кого в фанатской среде это неизбежно вызовет негатив.
“Игра престолов” сталкивалась с подобной критикой, правда, из-за отсутствия среди главных героев цветных актеров (не говоря уже о том, что сыгранная Эмилией Кларк (Emilia Clarke) Дейенерис Таргариен описана бледной, светловолосой “белой спасительницей” среди темнокожих дотракийцев). “Дом дракона” вносит ряд коррективов, назначив на роль лорда Корлиса Велариона Стива Туссена (Steve Toussaint), хотя в оригинальном романе Мартина этот персонаж был белым.Обе франшизы также отличились расширенным женским составом. События “Властелина колец” и “Хоббита” крутятся в основном вокруг мужских персонажей, тогда как в “Кольцах власти” нам обещают более справедливое распределение ролей. В “Игре престолов” женских персонажей было предостаточно, зато многих возмутил будничный подход к сексуальному насилию. Ходят слухи, что в “Доме дракона” подобного контента будет меньше, а акцент сделают на жестоком обращении с женщинами, включая насильственные роды.
Может, вообще не стóит рассматривать эти два сериала с точки зрения прямой конкуренции. В конце концов потоковое вещание — не та игра, где победителем может быть кто-то один. Фанатам не обязательно выбирать сторону. Уже давно никто не судит по количеству зрителей, говорит Джулия Александер. “Ведь есть и более важные вопросы: сколько новых подписчиков обрел сервис? Сколько сохранил старых? Сколько из них взаимодействуют с платформой в других местах? Да, зрительская аудитория по-прежнему играет огромную роль, но это выходит за рамки взаимнооднозначного соответствия”, — говорит она. По ее собственному мнению, явного лидера сейчас нет. “Существует безумное количество ожиданий и спроса на оба шоу”.
Возможно, разумнее было бы не рассматривать это как соревнование за титул “одной франшизы, чтобы править всеми”, но жанр фэнтези имеет мало отношения к мирному, дипломатическому урегулированию вопросов. Он процветает на конфликтах. Сам Джордж Мартин, например, поддерживает идею соперничества, хотя и сетует на степень ожидаемой борьбы. “Я надеюсь, что оба шоу увенчаются успехом, но наш успех будет больше, — сказал он в недавнем интервью. — Если они выиграют шесть премий „Эмми” — а я хочу верить, что они это сделают, —то я надеюсь, что мы выиграем семь”.Стив Роуз (Steve Rose), The Guardian
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.