Автор Семен КИПЕРМАН
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Государственный академический хореографический ансамбль “Берёзка” — один из своеобразных и прекрасных символов России. Так называемым “русским патриотам”, радеющим за национальную чистоту рядов российских мастеров искусств, наверняка не понравится тот факт, что у “Березки” оказались… еврейские корни. Достаточно того, что с 2000 года знаменитый коллектив называется в память о своем создателе и многолетнем руководителе Государственный академический хореографический ансамбль “Берёзка” имени Н.С.Надеждиной. Это — псевдоним великого хореографа, настоящая фамилия которой Бруштейн
О Надежде Сергеевне Надеждиной наверняка помнит старшее поколение бывших советских граждан, многие из которых имели счастье видеть удивительные выступления созданного ею танцевального фольклорного ансамбля. Могу причислить себя к счастливчикам, которым повезло попасть на концерт “Берёзки” в Москве и испытать огромное наслаждение.
Надежда Надеждина ( Бруштейн) родилась 3 июня 1908 года в Вильнюсе. Ее дед Яков Иехильевич Выгодский был врачом, писателем на идише и общественным деятелем, министром по еврейским делам независимой Литовской республики и депутатом польского сейма. Он трагически погиб в Вильнюсском гетто. Мать Надежды — писательница Александра Яковлевна Бруштейн, автор трилогии “Дорога уходит вдаль…”. Отец, Сергей Александрович Бруштейн, был заслуженным деятелем науки РСФСР, профессором кафедры физиотерапии Ленинградского института усовершенствования врачей, основателем и директором Государственного физиотерапевтического института в Ленинграде и одним из основоположников советской физиотерапии.
С детских лет Надя испытывала тягу к народным танцам, наблюдая и участвуя в них во время ежегодных летних поездок семьи на Каму. Возвращаясь в город, девочка вдохновенно ставила русские танцы со своими школьными подружками. Когда дочь сказала матери, что хочет учиться танцевать, мать, Александра Бруштейн, была недовольна и сказала: “Нет!”. Потом, уже менее сурово, добавила: “Надя, получи образование, профессию, а танцы от тебя никуда не денутся”. Но Надежда настояла на своем.
В 1918 году десятилетней девочкой Надя Бруштейн поступила во Вторую Государственную балетную школу в Петрограде, где училась у знаменитых педагогов Я.Вагановой, Г.Легат и А .Моховой. Она могла часами танцевать в школьном хореографическом классе. Девочка была невысокой, тонкой, пластичной. Когда начинала звучать музыка, ее воображение рисовало разные радостные картины. Ей казалось,что она не в холодной комнате для занятий, а на поляне, где множество цветов. Надя видела зеленый луг, траву, в которую хотелось упасть лицом…
Надежда Бруштейн ежедневно оттачивала свое мастерство и уже в процессе учебы умела, как никто другой, донести смысл каждого движения своего танца до зрителей. По завершении обучения педагогам стало ясно, что ученицу ожидает большое будущее, и они не ошиблись в своем предвидении. Уже на первом экзаменационном показе Надежде предложили работу в Большом театре.
Прибежав домой, Надя радостно воскликнула: “Мамочка, я уезжаю в Москву. Я — артистка балета!” Александра Яковлевна грустно ответила: “Значит, твоя мечта сбылась?” Надежда, задумавшись, сказала: “Сбудется, обязательно сбудется!”
В 1925-1934 годах Бруштейн была танцовщицей Большого театра. Девять лет упорного труда Надежды в Большом театре принесли результаты. Она участвовала в балетах “Конек-Горбунок”, “Лебединое озеро”, “Дон Кихот”, “Баядера”, ” Раймонда”… Ее страсть к танцу была оценена зрителями по достоинству. В годы Отечественной войны работала балетмейстером танцевальных ансамблей Сибирского военного округа и Карельского фронта, готовила исполнителей для фронтовых бригад, нередко сама выезжала с концертами в район боевых действий.
В 1943-1948 годах Надежда совмещала балетмейстерскую работу в Калининской филармонии и Мосэстраде. С присущей ей энергией практически обновила коллектив, поменяла репертуар. Казалось, все складывалось в ее жизни удачно: от приглашений на гастроли не было отбоя, зрители тепло принимали новый коллектив, цветы, аплодисменты. И тут — долгожданный сюрприз.
В коллективе народного хора города Калинина (Тверь) не было руководителя для постановки танцев. Надежду пригласили поработать, и она согласилась. Впервые она должна была работать не с балетной группой, а с танцевальным коллективом. Многие знакомые, узнав о решении Надежды, спрашивали: “Зачем в сорок лет начинать с нуля? У тебя уже есть слава, успех, награды. Как от этого всего отказаться?” Ведь в ту пору уже был знаменит ансамбль Моисеева, танцевальная труппа Пятницкого. Но решительности Надеждиной было не занимать. Важна была также поддержка мужа. И она победила.
Теперь целыми днями находилась в учебных заведениях, танцевальных коллективах, по крупицам собирала свой коллектив. Однажды Надежда Сергеевна увидела на старинной литографии хоровод: девушки держали в руках зеленые веточки березы. В этом рисунке она нашла не просто интересную идею танца, но и поймала свою “синюю птицу”, изменившую всю ее жизнь и принесшую большое творческое счастье.
В 1948 году ансамбль, созданный из девушек, занимавшихся народными танцами в кружке художественной самодеятельности в Калинине, произвел в Москве сенсацию. На сцену театра-сада “Эрмитаж” вышли шестнадцать статных девушек в красных сарафанах с платочками в руках и веточками березы. Всех покорили лиричность, неспешный, как потом он стал называться, “плывущий шаг”, придуманный Надеждой. После этого выступления хоровод стал называться “Берёзка”, а его руководитель взяла себе псевдоним Надеждина.
В дальнейшем Н.С.Надеждина сама придумывала танцы. Ею были поставлены такие шедевры русской народной хореографии, как “Вальс “Берёзка”, “Лебёдушка”, “Цепочка”, “Прялица”, “Сударушка”, “Балагуры”, “Сибирская сюита”, “Ямщики”… Она стала не только создателем и руководителем совершенно особенного ансамбля, но и родоначальницей нового стиля в современной хореографии.
В обстановке, царившей те годы в СССР, Надеждиной не раз приходилось слышать и пережить несправедливые нападки завистников и недругов: мол, в Надеждиной нет русской крови , и потому созданный ею ансамбль нельзя считать истинно русским… Но подлинный патриотизм и интернационализм — в делах, мыслях и помыслах этого человека, яркий дар хореографа и уникальное знание Надеждиной особенностей русского танца обеспечили “Берёзке” исключительный успех как у отечественных зрителей, так и в почти что сотне стран мира. “Берёзка” стала гордостью России, это был своего рода “танцевальный посол” Советского Союза, вызывавший симпатии к русскому хореографическому искусству. Даже в годы холодной войны зарубежная печать писала о выступлениях ансамбля как об “огненной сенсации” и свидетельствовала, что искусство”Берёзки”, человечное и одухотворенное,”пробуждает добрые чувства и веру в братство между людьми.”
Еще в 1959 году Всемирный Совет сторонников мира присудил “Берёзке” Золотую медаль мира. C установлением полных дипломатических отношений между Израилем и СССР советский посол в еврейском государстве в 1964-1967 годах Д.С.Чувахин в записке министру иностранных дел СССР А.Громыко указал на развитие культурных связей между обеими странами и , в частности, назвал приезд в Израиль “Берёзки”. Израильтяне не раз наслаждались искусством легендарного русского хореографического ансамбля.
Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, Герой Социалистического Труда Н.С.Надеждина руководила своим детищем более тридцати лет, до последних дней жизни. Сегодня ансамбль с гордостью носит имя его основательницы. Надежда Надеждина скончалась 11 октября 1979 года и была похоронена рядом с матерью на Новодевичьем кладбище в Москве.
После ее ухода из жизни художественным руководителем коллективом стала Мира Михайловна Кольцова (Мириам Михайловна Равичер), народная артистка СССР и Украины, профессор. В прошлом — ведущая солистка ансамбля, она стала достойной наследницей и преемницей Надеждиной, бережно сохраняя творческое наследие основательницы ансамбля, успешно развивая его и приумножая.
До 1977 года Мира Михайловна являлась ведущей солисткой ансамбля, исполнявшей все сольные партии в течение 20 лет. Кольцова уже более 50 лет работает в ГАХА “Берёзка”: с 1957 года — солистка балета, с 1979-го — художественный руководитель и главный балетмейстер.
С 1987 года ансамбль выступает с программой, в которой множество постановок его нового художественного руководителя. В совершенстве овладев стилем и хореографической пластикой ансамбля “Берёзка”, она умело использует это в подготовке и выпуске новых постановок и программ, много работает по воспитанию нового поколения артистов ансамбля, обогащая их профессиональное мастерство передачей всех тонкостей исполнительского стиля и хореографических традиций “Берёзки”, выступления которой за эти годы видели десятки миллионов зрителей в России и более чем восьмидесяти странах на пяти континентах земного шара.
В разные годы Кольцова была главным балетмейстером декад русского искусства в Киеве, Варшаве, Софии, Белграде, Берлине. В 1996-м Мира Михайловна являлась главным балетмейстером фестиваля “Славянский базар” в Витебске, а в дни юбилейных торжеств, посвящённых 850-летию основания Москвы — церемонии закрытия и спектакля-дивертисмента “Москва на все времена” в Лужниках (1997).
Помимо широкой концертной деятельности, М.Кольцова участвует в благотворительных акциях, занимается популяризацией русского танцевального фольклора, проводя многочисленные встречи и семинары с представителями российской и зарубежной культуры. “Рисунок образов Кольцовой, — писал критик, — всегда тонок и живописен, соткан из множества тонов и оттенков. Кольцова очень музыкальна и пластична. Её движения имеют совершенно особую певучесть. Танец Кольцовой — это зримая песня.”
26 декабря 2006 года Президент РФ Владимир Путин встретился с руководством и коллективом ансамбля “Березка”. Он подчеркнул: “Знание разнообразия российской культуры не может не вызывать чувства гордости за многонациональную культуру нашей страны, огромный пласт, огромный вклад России в мировую цивилизацию”.
Это чувство, знание — один из источников гордости за свою страну, а, следовательно, это вызывает чувство патриотизма, по словам президента. “Ваша деятельность, — сказал Путин, обращаясь к руководителю “Березки” Мире Кольцовой, — посвящена этой важнейшей задаче”.
21 декабря 2008 года Президент России Дмитрий Медведев поздравил народную артистку СССР, художественного руководителя и главного балетмейстера Государственного академического хореографического ансамбля “Березка” имени Н.С.Надеждиной Миру Кольцову с 70-летием. “Не только в России, но и во всем мире хорошо знают творчество возглавляемого вами уникального хореографического коллектива. На протяжении многих лет знаменитая “Березка” восхищает своих поклонников колоритом и богатством концертных программ, непревзойденным мастерством, искрометным темпераментом и исполнительской техникой. И в этом успехе есть огромная доля Вашего труда и таланта балетмейстера и педагога” — говорилось в поздравительной телеграмме главы государства.
Традиции Надеждиной — сочетание высокой исполнительской культуры, профессионализма, актерского мастерства в раскрытии драматического образа и жесткой требовательности к себе. Сама суровый критик своего творчества, Надежда Сергеевна не раз говорила, что артист кончается тогда, когда самодоволен, когда у него не остается сомнений и желания совершенствоваться. Для Миры Кольцовой эти слова стали руководством к действию.
Об истории создания ансамбля и о любви к делу рассказала недавно в интервью jewish.ru сама Мира Кольцова, отдавая должное памяти Надежде Сергеевне, которая Миру называла Миракль (от латинского mirakulum — чудо, диво). Надеждина уважительно и тепло относилась к Мире не только в жизни , но и на сцене. Став художественным руководителем, Мира Кольцова следует примеру своей наставницы. Мастерство танцоров и разнообразие репертуара неизменно вызывает восхищение публики разных стран. И хотя творчество “Берёзки” — это прежде всего русское танцевальное искусство, но, как и её наставница, Кольцова проявляет глубокое уважение к фольклору других народов. Поэтому в программах “Берёзки”, где бы она ни выступала, присутствуют хореографические мотивы той страны, в которой ансамбль гастролирует. Можно представить реакцию израильских зрителей: выходят девушки в красных сарафанах на поклон — и тут внезапно начинает звучать популярное еврейская песня “Хава-Нагила”. Из рассказа Миры Кольцовой можно узнать, что “Берёзку” часто приглашают выступать на мероприятиях, приуроченных к еврейским праздникам. Сначала девушки танцуют русский хоровод, а потом — “Хава Нагилу”.
Многие, вероятно, помнят состоявшийся в мае 2003 года в Москве театрализованном гала-концерте”Егие Шалом!” (“Да будет мир!”) в честь 55-летия образования Государства Израиль. В Москву по этому случаю прибыли представители тридцати еврейских общин России и СНГ. В этот вечер вместе со зведами израильской эстрады, российскими и американскими артистами участвовал Государственный академический хореографический ансамбль “Берёзка”, театр танца “Ритмы планеты”, шоу-театр “Тум-балалайка” и другие.
Лейтмотивом всего музыкально-драматического действа послужили слова композитора Михаила Глуза: “Пока мы вместе, трусливой руке террора не уничтожить наш общий дом и наш общий мир”. Вечер открылся песней композитора “Уходит гетто в облака…” и завершился его же сочинением”Егие Шалом”, ярко исполненным всеми участниками театрализованного концерта.
Особые овации зрителей вызвал заключительный блок этого концерта — композиция Миры Кольцовой “Калинка-Хава Нагила”. В ней переплелись музыкальные визитные карточки России и Израиля.
В этот вечер личные послания собравшимся в Государственный Центральный Концертный зал прислали тогдашние премьер-министр Израиля и президент страны.
Можно привести и другой пример. К 60-летию Великой Победы над нацистской Германией Мира Кольцова поставила новую композицию “Прохоровское поле”. Это — сюита, песнь о защитниках Отечества. По словам Миры Михайловны, языком “Берёзки,” в ее танцевальной лексике она попыталась рассказать о том, какое горе обрушилось на советскую страну, о любви и верности, о стойкости и жертвах. Эту композицию восторженно принимали зрители Кипра, Израиля, Греции, Польши, Украины и многих других стран. На этом спектакле многие зрители плакали. Ведь тема — общечеловеческая, понятная всем. Душа народа — в танце, душой услышишь и поймешь больше, чем разумом.
Исполнительское и балетмейстерское творчество М.М.Кольцовой получило мировое признание. В самых сложных ситуациях ей помогает и поддерживает чувство высокой ответственности перед памятью Н.С.Надеждиной.
“Мне судьба подарила счастье сотрудничать с великим мастером, “- так Кольцова говорит на встречах со зрителями, в интервью с журналистами, в личных беседах…
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.