Уилл Кастер (Джонни Депп) – гениальный ученый, специалист по вопросам искусственного интеллекта – ранен радикалами-террористами, которые видят в его разработках угрозу человечеству: «Вы, что, собираетесь изобрести Бога? – А разве это не то, что человек всегда делал?». Умирая от радиоактивного отравления, он просит жену Эвелин (Ребекка Холл) и друга (Пол Беттани) загрузить его сознание в компьютер. Сделав это, герои сталкиваются с неразрешимой этической проблемой: с кем они имеют дело, с ним самим или с искусственным интеллектом, получившим лицо и повадки Джонни Деппа. Включившись, Уилл Кастер просит доступ к интернету и биржевым торгам и, пользуясь своими компьютерными возможностями, зарабатывает огромные деньги, которые вкладывает в создание дата-центра в чахнущем городке Брайтвуд посреди пустыни. Здесь он возобновляет свои исследования и почти каждый день совершает новый прорыв в информационных и естественно-научных дисциплинах. Одновременно он помогает спецслужбам (агентов играют Морган Фриман и Киллиан Мерфи; Бри, главу радикальной группы, – Кейт Мара) изловить тех самых террористов, что убили его тело. Вскоре спецслужбы заинтересовываются им самим. В его центре слепые получают зрение, хромые – ноги, смертельно раненные – вторую жизнь, и все – совершенно бесплатно… в самом деле, что за непонятная филантропия без государственного мандата? «А вы можете доказать, что обладаете сознанием? – А вы?»
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
«Превосходство» – режиссерский дебют Уолли Пфистера, оператора, в течение 12 лет снимавшего фильмы Кристофера Нолана. Лауреат премии «Оскар» Пфистер по сценарию Джека Паглена сделал тонкую и очень умную фантастическую ленту, которой, без сомнения, аплодировали бы и Рэй Бредбери, и Айзек Азимов. Почему-то штатовский зритель и критика картину не оценили. Полагаю, виновата рекламная кампания, обещавшая – как всегда – эпический блокбастер о том, как человечество движется к концу света. Оно и правда к нему движется, но не из-за компьютерной угрозы. Одни уверены, что «Превосходство» – это тот же «Газонокосильщик», другие – что «Невидимка». Ни то, ни другое. Если «Превосходство» и можно с чем-то сравнивать, так это с «Гаттакой»: не по форме, а по категории. Здесь больше драмы, чем экшна, больше философии, чем спецэффектов (хотя все обязательные элементы зрительского фильма присутствуют в достаточном количестве). О «Превосходстве» сложно рассказывать без спойлеров – даже намеки могут выдать некоторые важные сюжетные повороты, поэтому, вероятно, анализ философии картины я опубликую после российской премьеры.
Американцы писали, например, что Джонни Депп плохо играет. Ничего подобного. Просто все, видимо, слишком привыкли к Джонни-клоуну – заложнику образов, сделавших его звездой «Пиратов» и картин Бёртона. Депп здесь вполне на месте и играет то, что нужно: слегка рассеянного внешне, но абсолютно собранного внутренне ученого.
Как и к любой фантастической картине, к «Превосходству» можно предъявить небольшие логические претензии. Как и в любой хорошей фантастической картине, на эти претензии можно найти логичные ответы. Питер Трэверс в «Роллинг Стоуне» вовсе понял картину ровно наоборот – судя по единственному абзацу текста, которым он удостоил фильм, с картины он ушел, не просидев и часа.
Причины американского провала «Превосходства» – в маркетинговых сложностях. Главным героем картины является не персонаж Деппа, а его жена Эвелин. Ребекка Холл, несмотря на роли в «Престиже», «Городе воров», «Вики Кристина Барселона» и третьем «Железном человеке», к сожалению, не обладает звездным статусом, на котором можно было бы построить рекламную кампанию. Постеры продают изможденное Джонни Деппа, подключенного к проводам. Неудивительно, что многие фанаты окажутся разочарованы уже через 20 минут, не увидив ни белил, ни манжет эпохи барокко. Надо ли вообще было снимать этот фильм за 100 миллионов, можно ли было обойтись хотя бы половиной этой суммы? Но запустился бы он без Деппа в обойме? Темой картины является не вопрос, которым задается герой Деппа, а, извините за пафос, восприятие обычными людьми роли выдающейся личности в истории. Кто вправе вводить этические ограничения для науки? Государство – или каждый ученый и согласившийся на эксперимент пациент могут решать между собой сами? Если нас ждет второе пришествие – покончат ли с вновь спустившимся на планету Иисусом так же, как покончили с ним в прошлый раз?
Неслучаен выбор на роль главного агента Моргана Фримана. От «Побега из Шоушенка» и до «Брюса Всемогущего», Фриману сейчас достаются персонажи, воплощающие мудрость. Мудрости его героя здесь оказывается недостаточно, чтобы постичь разум гения, усиленный суперкомпьютером. Как и любой обычный человек, всё, что он способен увидеть в дата центре «Брайтвуд», – это смертельная опасность. А всё, что непонятно, надо уничтожить, не разбираясь – так же, как сейчас требуют ограничить свободу слова те люмпены и старухи, составляющие костяк путинского электората и из телевизора знающие об интернете, где никогда не были, лишь то, что в нём на каждом углу сидят проплаченные омерикой педофилы. Главным борцом с разработками Уилла Кастера оказывается Бри – когда-то она сама участвовала в исследованиях искусственного интеллекта и экспериментах по загрузке сознания, но бросила, решив на полдороге, что они вредны.
В борьбе с прогрессом человечество у Пфистера и Паглера предпочтет спуститься на пару ступеней ниже – фильм сразу начинается с флэшфорварда, в котором люди попросту отказались от будущего, усмотрев в нём опасность. Американская критика не верит такому образу человечества и ставит картине низший балл, вместо того, чтобы посмотреть на другую сторону океана и увидеть, что такое вполне возможно.
У меня нет никаких сомнений, что «Превосходство» ожидает культовый статус, а Уолли Пфистера, несмотря на не самый удачный в кассовом отношении старт, – успешная режиссерская карьера. Сомнения лишь в том, какое будущее нас ждет.
Vladislav PasternakЭта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.