Парадоксы конца понтификата

Воровство, махинации, заговоры, предательства, угрозы: похоже, что Ватикан за последние недели скакнул обратно в прошлое. Даже смерть теперь, кажется, бродит по мощеным переулкам Рима, если верить бывшему председателю банка Ватикана: поспешно уволенный со своего поста 23 мая Этторе Готти Тедески (Ettore Gotti Tedeschi) уверял, что теперь «боится за свою жизнь».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Этторе Готти Тедески

Ни один (или почти ни один) год понтификата Бенедикта XVI не обошелся без скандалов и разоблачений, окрасивших в черные тона методы правительства и практику некоторых иерархов «вселенской церкви». Начавшийся в 2005 году как период переходного правления пожилого и не слишком предприимчивого папы, этот понтификат в некотором смысле граничит с трагедией.

После скандалов с педофилией и неоднократных случаев непонимания между папой и остальным миром, случился «Ватиликс», утечки конфиденциальной переписки в прессу; они очерчивают контуры парадоксального конца его «царствования». Бенедикт XVI как будто чувствует, что не справляется с масштабными проектами, которые ему волей-неволей пришлось запустить. И не факт, что те силы и время, что ему еще остались, будут достаточны, чтобы навести порядок в папской курии, восстановить доверие и подлатать испорченный имидж.

Однако Бенедикт XVI знал, чего ждать. Незадолго до своего избрания кардинал Ратцингер поставил пугающий диагноз. «Твоя Церковь часто кажется нам лодкой, которая вот-вот затонет, лодкой со множеством пробоин. В твоих полях мы видим больше плевел, чем зерен. Столь грязные одежды и лицо твоей Церкви пугают нас, но именно мы их и пачкаем!», — заявил он в ходе богослужения Крестного пути в 2005 году. Увы! Политика «прозрачности и очищения» в финансовой области или в вопросе нравов части клира, за которую ратует папа, наталкивается на сопротивление в курии и епископствах.

Вероятно, для того чтобы «лодка» вошла в более спокойные воды, нужен был бы папа-политик, умеющий управлять людьми и способный расстраивать ватиканские «планы», а этим итальянским искусством превосходно владеют члены курии. Бенедикт XVI — что угодно, только не такой папа. Будучи прежде всего теологом, он сделал другой выбор. С постоянством, вызывающим восхищение тех, кто его поддерживает, но частично объясняющим неудачи его понтификата, этот восьмидесятилетний старец предпочитает посвящать свои усилия восстановлению католической веры, которая, как он считает, находится в опасности.

Папа без устали призывает верующих вернуться к «слову божьему», к «сакральному», защитить «не подлежащие обсуждению» позиции в области нравов, показать свою верность «традициям Церкви», даже если это укрепит позиции непримиримых консерваторов, хулителей современности… Эта стратегия подходит самым стойким католикам. Но плохо приспособлена к задаче политического управления Церковью и решения «кадровых вопросов», которая может сделать ее более эффективной и более привлекательной.

После семи лет понтификата реформы в области прозрачности и управления, которые не смог и не захотел начать его предшественник Иоанн Павел II, не завершены. Столкнувшись с повторяющимися скандалами в сфере функционирования Института религиозных дел (IOR), Ватикан был вынужден, под давлением европейских инстанций, привести свой банк в соответствие с международными нормами борьбы с отмыванием денег, чтобы получить шанс войти в «белый список» добродетельных стран. Недавние утечки в прессу и внезапное увольнение г-на Тедески заставляют думать, что не все разделяют мнение папы и/или его методы.

Досье «Ватиликс» высветило и то, о чем говорили уже многие наблюдатели: поляризацию мнений по поводу кардинала Бертоне, второго лица в Ватикане, верного слуги Бенедикта XVI, которую вызвало растущее влияние его итальянских друзей на дела курии и вопросы преемственности. Если бы конклав должен был состояться сегодня, 30 из 125 выборщиков были бы итальянцами. Такая ситуация вряд ли поможет Ватикану избавиться от италоцентризма — притом что глобализация и вызовы, с которыми сталкивается Церковь (дехристианизация, коррупция, конкуренция с протестантизмом и исламом…) требуют полифонического, коллегиального и обновленного взгляда на дела этого института.

Но Церковь по-прежнему носит на себе отпечаток смертоносного централизма; папа и его приближенные живут в мире прежнего режима, отмеченного «братской благосклонностью», когда плохого члена «семьи» удаляют, никогда — или почти никогда — не наказывая. В то же время часть верующих и клира свыклись с требованиями прозрачности, индивидуализма, демократии, отношений партнерства в современном обществе и с тем, что оно перешло на сетевой способ функционирования.

Поскольку эту новую реальность не учли, принимаемые в Риме решения оспариваются в Германии, США и Японии. Некоторые верующие ухитряются оставаться «католиками», притом что вертикальный и всемогущий «римский католицизм» им больше не подходит. Даже священники становятся официально «непослушными». В час подведения итогов может оказаться, что «вселенская церковь», оставляемая Бенедиктом XVI своему преемнику, стала скорее более хрупкой и раздробленной, чем глубоко «очищенной» и обновленной.

 

Стефани ЛЕ БАР (Stéphanie Le Bars), Le Monde

 

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.