Михаил Лемхин | Обзор DVD №2: «Игрок» (1992), «Выпускник» (1967)

The Player. A film by Robert Altman. 1992. Blu-Ray. The Criterion Collection. («Игрок» – режиссёр Роберт Олтмен).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Робер Олтмен (1925-2006) – один из крупнейших американских режиссёров послевоенного времени, единственный в Америке обладатель высших наград трёх главных мировых кинофестивалей. В 1970 году его фильм «Военно-полевой госпиталь» (MASH) был удостоен «Золотой пальмой ветви» Каннского фестиваля, в 1976 году он увёз из Берлина «Золотого медведя», присуждённого ему за фильм «Буффало Билл и индейцы» (Buffalo Bill and the Indians), в 1990 году картина Олтмена «Короткие истории» (Short Cuts) получила «Золотого льва святого Марка» на фестивале в Венеции.

Среди его фильмов и экспериментальные ленты, и картины, сделанные на заказ, и политическая сатира и мюзиклы. С 1980 по 1992 год Олтмен работает на независимых студиях. Лента «Игрок», действие которой разворачивается в Голливуде, стала не только тематическим, но и практическим возвращением Олтмена в так называемый «мейнстрим».

Определённая часть кинокритиков объявила эту ленту сатирой на Голливуд. Но если «Игрок» и сатира, то сатира особая. Да, в борьбе за кресло президента студии и Роллс-ройс здесь допустимы любые средства: лицемерие интриги, ложь и даже убийство. Но Олтмен смотрит на всё это без ненависти или презрения, потому что – думаю я – в некотором смысле он одновременно и любит этот мир и осознаёт себя его частью. Во всяком случае, нельзя сказать, что он от этого мира себя отделяет.

Кроме прекрасного основного актёрского ансамбля в «Игроке» в качестве самих себя появляются (cameo appearances) 65 голливудских знаменитостей.

***

На диске вы найдёте множество дополнительных материалов.

The Graduate. A film by Mike Nichols. 1967. Blu-Ray. The Criterion Collection. («Выпускник» – режиссёр Майк Николс).

Майк Николс (1931-2014) родился в Германии. Его отец, доктор Павел Пешковский, покинув Россию после революции, поселился в Берлине. Здесь он встретил Бриджитт Ландау, дочь знаменитого немецкого анархиста Густава Ландау и поэтессы и переводчицы Хедвиги Лахман (между прочим, дальней родственницы Альберта Эйнштейна).

В августе 1938 года Павел Пешковский отправился в США, а в апреле 1939 к нему присоединилась вся его семья. В Америке Павел Носонович Пешковский переименовал себя в Поля Николса. А Михаил Пешковский, будущий режиссёр, превратился в Майка Николса.

Майк Николс начал свою карьеру как комедиант, следующей ступенью была театральная режиссура, потом кино. Впрочем, театра Николс никогда не бросал, и его театральная карьера развивалась параллельно с кинематографической. В общей сложности Николс поставил на Бродвее двадцать пять пьес.
Работа Николса в кино началась в 1960 году. Студия «Ворнер Бразерс» предложила ему быть режиссёром киноверсии знаменитой пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?» На главные роли были приглашены Роберт Бартон и Элизабет Тэйлор (которая согласилась набрать для этой роли 15 килограммов веса).

Первая работа Майка Николса в кино имела сенсационный успех – успех финансовый, но ещё больше критический. Рецензенты в один голос называли Николса новым Орсоном Уэллсом.

Картина обошлась студии в 7, 5 миллионов и за первые два года собрала 40 миллионов – сумма по тем временам невероятная. Лента была номинирована на тринадцать Оскаров и получила Оскары в пяти категориях: Лучшая актриса (Элизабет Тэйлор), Лучшая актриса второго плана (Сэнди Деннис), Лучший оператор (Хаскел Векслер), Лучший художник (Ричард Силберт) Лучший дизайнер костюмов (Ирен Шарафф).

«Выпускник» стал второй работой Мака Николса в кино. Несмотря на феноменальный успех первой картины, получить деньги на «Выпускника» было совсем не просто. Студийных боссов смущала в сценарии не только сама сюжетная интрига, но и жанровая неопределённость. Которая к тому же усиливалась выбором на главную роль актёра явно (с их точки зрения) не подходящего и не имеющего опыта в кино – Дастина Хоффмана. Николсу предлагали заменить Хоффмана на Роберта Рэдфорда, но ему удалось отстоять свой выбор.

Фильм «Выпускник» стал вехой в американском кино, ознаменовавшей если не полное слияние, то сближение молодёжной контркультуры и традиционного Голливуда. То, что ещё в начале шестидесятых казалось немыслимым, становится в «Выпускнике» не только возможным, но и превращается в «хэппи-энд».

«Хэппи-энд» – освобождение Элен из-под власти внешне благопристойных, а на самом деле лицемерных «родителей». Когда Бенжамин врывается в церковь, где проходит свадьба Элен, размахивая и отбиваясь огромным крестом, умыкает невесту и крестом же, словно засовом, запирает «родителей» в церкви, это совершенно однозначно воспринималось как принятие правоты бунтующего молодого поколения.

Характерно, что «Выпускник» побил все мыслимые рекорды, собрав 105 миллионов долларов. А песня Пола Саймона «Миссис Робинсон», написанная специально для фильма, заняла первую строчку в списке музыкальных хитов «Billboard Hot 100» и принесла Саймону «Грэмми». Молодое поколение несомненно узнало в Бенжамине Браддоке себя.

Но и поколение «родителей» приняло картину весьма миролюбиво. Майк Николс был удостоен Оскара за режиссуру. Фильм получил шесть Золотых Глобусов в категориях: Лучший фильм (Николс), Лучшая режиссура (Николс), Лучшая актриса (Энн Бэнкрофт), Лучший актёр-дебютант (Дастин Хоффман), Лучшая актриса-дебютант (Кэтрин Росс). Также фильму были присуждены пять премий Британской киноакадемии в категориях: Лучший фильм (Николс), Лучший режиссёр (Николс), Лучший актёр-дебютант (Хоффман), Лучший монтаж (Сэм О’Стин), Лучший сценарий (Бак Генри, Колдер Уиллингем).

Официальный госдеповский журнал «Америка» посвятил фильму большую статью, представляя картину, как значительное достижение американской культуры. Там были фотографии Дастина Хоффмана, поднимающего штангу в спортзале, и Кэтрин Росс на каком-то ранчо верхом на лошади. Типа – вот она, наша молодёжь, она хочет быть не похожей на нас, и мы это уважаем.

Глядя из Советского Союза, ничего понять было невозможно: вроде бы фильм против истеблишмента, почему же истеблишмент им гордится?

***

Фильм превосходно отреставрирован. На диске вы найдёте множество дополнительных материалов.

————————————————————————————-

Книги Михаила Лемхина

Вернуться никуда нельзя

Разговоры о кино, фотографии, живописи и театре.

Предисловие Наума Клеймана.

Издательство «Читатель», Санкт-Петербург, 2012, 480 стр.

Книге присуждён диплом Гильдии кинокритиков и киноведов России.

Цена книги $ 30 (стоимость пересылки внутри США включена).

*******

«Фотограф щёлкает, и птичка вылетает»

Предисловие Вяч. Вс. Иванова, послесловие Юрия Левинга.

Совместное издания «Американского фонда Булата Окуджавы» (Лос-Анджелес) и и-ва «Читатель» (СПб), 2015.

Книга форматом 8,5 на 8,5 дюйма, 78 страниц.

Цена книги $ 35 (стоимость пересылки внутри США включена).

———————————————————————–

Желающий приобрести книги отправляйте чеки по адресу:

Mikhail Lemkhin 1811 38 Ave., San Francisco, CA 94122

(Не забудьте указать обратный адрес, а так же хотите ли вы, чтобы автор подписал вам книгу).

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.