Читатели настоящей статьи не раз бывали в Большом зале консерватории. Но торопясь на «свидание» с музыкой, обращали ли они внимание на архитектурные особенности здания, его прекрасные интерьеры?
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Думаю, лишь единицы, протягивая билет контролерам, замечают стоящие рядом с ними статуи амазонок – копии творений древнегреческих ваятелей Кресилая и Фидия из храма Артемиды в Эфесе. И совсем немногие посетители поднимают голову вверх, чтобы полюбоваться изысканным лепным декором, украшающим потолок и маленькие балконы в фойе партера, фриз в первом амфитеатре. Мало кто знает, что центральная люстра в зале окружена играющими на трубах ангелами, а металлическое литье бра и лестничных решеток, как и лепной декор, включает эмблемы музыки – лиру и скрещенные трубы.
Возрожденный в 2011 году витраж «Святая Цецилия», живописные полотна И.Е. Репина – картина «Славянские композиторы» и портрет Ф. Листа, бюсты русских и зарубежных музыкантов, изумительный рояль с хрустальной крышкой фирмы «Я. Беккер» – все это и еще многое другое можно увидеть в фойе. Поражает убранством и сам зал – овальные портреты великих композиторов кисти Н.К. Бодаревского, М.А. Суздальцева и Н.П. Мещанинова на боковых стенах, грандиозный орган французского мастера Кавайе-Колля на сцене. Ее обрамляет арка, в центре которой – барельеф с портретом основателя и первого директора Московской консерватории, знаменитого пианиста, дирижера и педагога Николая Григорьевича Рубинштейна. Его имя носит и Музей истории Московской консерватории, расположившийся в первом амфитеатре Большого зала.
Мысль о создании музея в Московской консерватории долго носилась в воздухе, но решение о его открытии было принято лишь 3 февраля 1910 года на заседании дирекции Императорского русского музыкального общества (ИРМО). В ту пору консерваторию возглавлял М.М. Ипполитов-Иванов. Финансовую поддержку, необходимую для оборудования и оформления музея, оказали консерватория, ИРМО и один из его действительных членов, большой друг Ипполитова-Иванова – Д.Ф. Беляев (впоследствии, с 1919 года, хранитель Музея). Наконец, 11 марта 1912 года, в 31-ю годовщину со дня смерти Н.Г. Рубинштейна, в первом учебном корпусе состоялось торжественное открытие Музея имени великого артиста.
Но то собрание уникальных предметов, на основе которых был создан консерваторский музей, начало складываться сразу после открытия Московской консерватории (1866) усилиями Н.Г. Рубинштейна и его единомышленников, среди которых прежде всего следует назвать князя В.Ф. Одоевского – великолепного знатока музыки, ученого, писателя. После кончины Одоевского в 1869 году его вдова, выполняя волю покойного, передала в дар консерватории принадлежавшие ему обширные библиотеку и коллекцию музыкальных инструментов.
Когда не стало Н.Г. Рубинштейна, его личные вещи и предметы домашнего обихода, собранные им ценнейшие рукописи, автографы, издания и иконографические материалы тоже обогатили сокровищницу Московской консерватории. Одним из крупных приобретений консерватории в конце 1880-х годов явилась коллекция музыкальных инструментов Средней Азии и Казахстана, собранная капельмейстером А.Ф. Эйхгорном. Оборудование Музея М.М. Ипполитов-Иванов поручил Е.А. Колчину – скрипачу, альтисту, педагогу, музыкальному деятелю, фотографу, занимавшему в ту пору должность библиотекаря консерватории, а впоследствии – первого хранителя и заведующего Музеем, и И.П. Петрову – смотрителю здания консерватории, хорошо разбиравшемуся в хозяйственных вопросах.
Однако дальнейшая судьба Музея имени Н.Г. Рубинштейна сложилась весьма не просто. В начале 1930-х годов, воспользовавшись отсутствием Е.А. Колчина, помощник ректора по хозяйственной части приказал срочно перенести все фонды и имущество Музея в Большой зал консерватории и оставить в фойе первого амфитеатра без присмотра. Многое при этом было разбито, потеряно, а, может быть, и похищено, ведь в Большом зале тогда работал кинотеатр «Колосс», и перед сеансом здесь собирались зрители. Преданный своему детищу Е.А. Колчин сумел все же собрать сохранившиеся сокровища
и воссоздать Музей на новом месте. Но возглавлявший Московскую консерваторию на рубеже 1920-х–1930-х годов печально знаменитый Б.С. Пшибышевский не только добился ее переименования в Высшую музыкальную школу имени Ф.Я. Кона, но и попытался лишить ее своего Музея.
По его распоряжению в мае 1931 года была создана специальная комиссия, которой поручили выяснить целесообразность дальнейшего существования этого отдела. Комиссия доложила, что Музей бесполезен, но его отстояли учащиеся Композиторского факультета.
22 мая 1943 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление № 571 о должностных окладах работников музеев; в приложенном к нему перечне учреждений консерваторский музей был отнесен к музеям союзного значения второй категории. А 31 августа 1944 года Комитет по делам искусств при СНК СССР утвердил Положение о Государственном Центральном Музее Музыкальной культуры. Уже с середины 1940-х годов из названия Музея в отдельных документах, хранящихся в Архиве Московской консерватории, исчезает имя Н.Г. Рубинштейна, хотя приказ об отмене его имени до сих пор не обнаружен.
В 1954 году Музею присваивается новое имя – М.И. Глинки, юбилей которого широко отмечался в стране. Но еще долго теперь уже ГЦММК имени М.И. Глинки продолжает находиться в Большом зале консерватории, оформлять выставки, вести многообразную деятельность. И только в 1964 году он переезжает в старинный особняк – памятник архитектуры XVII века «Палаты Троекуровых» в Георгиевском переулке. Так Московская консерватория окончательно лишилась своего детища.
Прошло почти 30 лет, прежде чем в феврале 1992 года Музей был восстановлен в структуре Московской консерватории. Он разместился в 318 классе Рахманиновского корпуса. Директором назначили профессора по истории изобразительного искусства, кандидата искусствоведения О.С. Семенова. (К сожалению, в августе 1994 года он внезапно скончался.) Затем был создан Совет Музея, в который вошли представители разных факультетов и межфакультетских кафедр во главе с проректором по научной и творческой работе, профессором А.С. Соколовым. Музею отдали Овальный зал в первом амфитеатре БЗК – так он вернулся на свое старое место. 30 мая 1995 года на заседании Ученого Совета по предложению профессора А.И. Кандинского Музею Московской консерватории вновь присвоили имя Н.Г. Рубинштейна. А в сентябре Музею передали и те помещения в первом амфитеатре, которые освободились после переезда Государственной коллекции музыкальных инструментов. Ныне здесь оборудован Отдел хранения и еще один зал – Выставочный.
Музей получил также возможность размещать как постоянные экспозиции, посвященные истории Московской консерватории, так и временные выставки, приуроченные к знаменательным датам, в фойе первого амфитеатра и партера БЗК.
Деятельность Музея сегодня протекает по нескольким взаимосвязанным направлениям. Важнейшее среди них – неустанное пополнение коллекции, которое зиждется на бескорыстном отношении к Московской консерватории ее профессоров, сотрудников, выпускников и их наследников, передающих в дар Музею как отдельные предметы, так и более или менее обширные фонды, включающие разнообразные материалы. Студенты Историко-теоретического факультета МГК проходят в Отделе хранения Музея архивную практику. Путем сканирования и цифровой фотосъемки создаются электронные версии как экспонатов, хранящихся в Музее постоянно, так и тех, что передаются для подготовки временных выставок.
Музей проводит групповые экскурсии по БЗК и двум своим залам – для студентов, сотрудников и гостей Московской консерватории, а также для учащихся детских музыкальных школ, студий, училищ, вузов, для туристов из Москвы, разных городов России и зарубежных стран. Самым «урожайным» для экскурсий оказался 2014 год – Департамент культурного наследия города Москвы и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры включил Музей имени Н.Г. Рубинштейна в свой проект «Выход в город». За минувшие два десятилетия в Музее побывали представители Болгарии, Германии, Израиля, Италии, Китая, Корейской республики, Польши, США, Франции, Швейцарии, Японии и др.
Многие материалы, собранные в Музее, опубликованы в двухтомном альбоме «Московская консерватория. Материалы и документы» (М.: «Прогресс-Традиция», 2006; 2-е издание на английском языке, М.: «Прогресс-Традиция», 2009), в сборниках научных трудов и журналах, в буклетах, концертных программах и газетах, размещены на страницах Интернет-сайта нашего вуза.
Овальный зал Музея каждый вечер (кроме понедельника и вторника) открыт для слушателей БЗК до начала концертов и в антрактах и функционирует как экспозиционный. Но вместе с тем у него – давние музыкальные традиции. Еще в старом здании консерватории, при жизни Н.Г. Рубинштейна, на этом месте – в полуротонде (только двумя этажами ниже) располагался камерный зал, где время от времени проходили концерты. Однажды в 1876 году Л.Н. Толстой по приглашению Н.Г. Рубинштейна посетил такой концерт в «Круглой зале» (как он назвал ее в своем письме Чайковскому) и прослушал здесь Первый струнный квартет op.11 D-dur начинавшего приобретать известность молодого профессора Московской консерватории П.И. Чайковского.
Музей возродил традиции благотворительных музыкальных собраний. Это стало возможным благодаря тому, что в Овальном зале разместился рояль фирмы «Steinway», принадлежавший профессору К.Н. Игумнову, прославленному выпускнику, а впоследствии – директору нашей alma mater (раньше этот инструмент находился в 45-м классе МГК, где занимался с учениками К.Н. Игумнов). Музыкальные собрания Музея создают дополнительные возможности для исполнительской и лекторской практики студентов и аспирантов едва ли не всех факультетов и кафедр Московской консерватории.
В 2012 году Музей имени Н.Г. Рубинштейна отмечал двойной юбилей – 100-летие со дня основания и 20-летие со дня возрождения. В Овальном зале состоялись музыкальные собрания, посвященные знаменательному событию; вышло в свет подготовленное автором этих строк праздничное издание «Музей имени Н.Г. Рубинштейна: к 100-летию со дня основания и 20-летию со дня возрождения» (М.: НИЦ «Московская консерватория», 2012). Его верстку можно почитать на Интернет-сайте Московской консерватории (www.mosconsv.ru). Здесь же размещаются путеводители по фондам Музея.
Вообще, наряду с традиционными (информация на стендах Музея, телефон, факс 007 495 629 90 98), Музей старается использовать новые, интерактивные формы общения с музыкантами и любителями музыки: электронную почту (museumrub@mail.ru), объявления о выставках, концертах и экскурсиях на сайте МГК.
В фойе партера и первого амфитеатра БЗК установлены электронные музейные киоски с текстом на русском и английском языках и иллюстрациями – это, своего рода, информационные терминалы, позволяющие слушателям, музыкантам, репетирующим в зале, да и сотрудникам Московской консерватории лучше познакомиться с биографиями многих ее директоров и профессоров, с ее великолепным архитектурным ансамблем и теми произведениями изобразительного искусства, которые украшают учебные корпуса и залы нашей alma mater.
Статья написана в рамках исследовательского проекта, финансируемого РГНФ, №14-04-00355а “Московская консерватория (1866-2016).Энциклопедия”
Е.Л. Гуревич
Директор Музея имени Н.Г. Рубинштейна, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, лауреат Премии города Москвы в области литературы и искусства
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.