Новый министр по делам религий Судана призвал евреев вернуться на родину. «В Судане существует плюрализм мыслей, культур, идеологий, — заявил Наср ад-Дин Мофаррах в интервью телеканалу «Аль-Арабия». — У нас есть мусульмане, христиане и даже евреи. Вполне возможно, они покинули страну, и… я хочу призвать евреев вернуться и восстановить суданское гражданство».
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Историю еврейской диаспоры в Судане сложно назвать впечатляющей. По состоянию на 1885 год здесь насчитывалось 8 еврейских семей, которые были насильно обращены в ислам властями государства Махди, основанного на шариате. После того, как в 1898 году Судан был провозглашен англо-египетским кондоминиумом, шесть семей вернулись к иудаизму.
Страна вступила в эпоху экономического процветания, что привлекло сотни еврейских переселенцев из разных регионов Ближнего Востока и Северной Африки. Особо хорошо шли дела у торговцев тканями, шелками и смолой. В 1926 году временную синагогу сменила новая, возведенная на средства успешных еврейских предпринимателей. Вскоре община создала в Хартуме свой клуб, ставший центром еврейской жизни.
Пика численности община достигла в 1930-е — 1940-е годы, когда в Судане проживало порядка тысячи евреев. Не считая, конечно, высланных сюда британцами из Палестины бойцов подпольной военной группировки ЛЕХИ.После получения Суданом независимости в 1956-м начался исход евреев из страны. Большинство членов общины выехали в Израиль (через Грецию), США, а также Великобританию и Швейцарию. Шестидневная война 1967 года, когда антисемитская истерия и насилие приняли открытые формы, положила конец еврейскому присутствию в Судане.
Страна между тем вступила в полосу затяжного межконфессионального конфликта — христиане и язычники Южного Судана восстали против северян-мусульман. В поисках внешней поддержки повстанцы наладили связи с Израилем, который вооружил и обучил христианские военные формирования. Ключевой фигурой в этой опасной миссии стал резидент «Моссада» Давид Бен-Узиэль, который пользовался беспрекословным авторитетом у партизан. Для начала израильтяне проложили в джунглях взлетно-посадочную полосу, чтобы принимать самолеты с медикаментами и военным снаряжением из Кении. Бен-Узиэль создал из разрозненных добровольческих формирований настоящую армию, которая провела ряд успешных операций. Параллельно Израиль оказывал гуманитарную помощь — так, в 1970 году, когда на страну обрушились эпидемии черной оспы и желтой лихорадки, израильские вакцины спасли тысячи жизней суданцев.В 1972-м, после чувствительных ударов, нанесенных южанами, Хартум признал автономию Южного Судана. Окончательно южане обрели независимость лишь в 2011 году — Израиль на следующий же день признал новое государство.
Что касается еврейской общины в самом Судане, то она не восстановилась. В 1977 году в Иерусалиме перезахоронили некоторых видных членов общины, покоившихся на еврейском кладбище в Хартуме. В начале XXI века на этом кладбище еще оставалось 15 могил, которые позднее стали жертвами вандалов, само же кладбище превратили в автомобильную свалку (правда, несколько лет назад его попытались привести в порядок). Синагогу снесли еще в 1986 году, на ее месте выросло здание банка.В 1990-х годах, с приходом к власти диктатора Омара аль-Башира, Судан превратился в базу исламистских террористических организаций и взял курс на введение шариата. Режим проводил политику геноцида против населения Южного Судана, в результате которой около 2,5 миллионов человек были убиты, а более пяти миллионов стали беженцами. Около 300 000 жизней унес и геноцид в Дарфуре — дважды Международный уголовный суд выдавал ордер на арест аль-Башира, обвиняя его в военных преступлениях и преступлениях против человечества, но диктатор так и не был задержан и даже встречался с президентом РФ Путиным и премьером Медведевым.
В начале этого года после масштабных народных протестов президент аль-Башир был свергнут и арестован. С этим связано и изменение риторики нового правительства одной из беднейших стран Африки, рассчитывающего на поддержку Запада. Приглашение евреев, полвека назад покинувших Судан, выглядит красивым и ни к чему не обязывающим жестом, поэтому сложно представить, что на него откликнутся те, к кому оно было обращено.
Виктор Маковский
Источник
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.