В связи с быстроменяющимися политическими процессами в мире часто возникает необходимость быстрого, а иногда и оперативного их анализа и возможных прогнозов развития ситуации в том или ином регионе мира. И потому, сегодня, когда я стал свидетелем того, как на некоторых форумах в социальных сетях многие люди, включая и граждан Азербайджана, стали поздравлять друг друга с днём Советской Армии и Военно-Морского флота, который переименовали в России в «День защитников Отечества», у меня появилось огромное желание задать всем этим людям вопрос: а что вы сегодня с таким пафосом празднуете, уважаемые россияне, ну и заодно мои земляки – азербайджанцы?
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала сделаем маленький экскурс в историю: 23 февраля 1922 года по инициативе Льва Троцкого, тогдашнего председателя Реввоенсовета и наркома по военным и морским делам постановлением ВЦИК большевиков был установлен как официальный день для празднования Дня Красной армии и Флота и до развала Союза этот день, так и праздновался по всему СССР. После развала Союза в 1991 году этот праздник перестали отмечать почти во всех бывших республиках Союза, за исключением России, Беларуси и Киргизии.
Во всех других республиках появились свои Вооруженные силы и даты у всех разные. К примеру, в моем родном Азербайджане указом президента Гейдара Алиева от 22 мая 1998 года Днем Вооруженных сил отмечается 26 июня в связи с тем, что 26 июня 1918 г. постановлением правительства Азербайджанской Демократической Республики, за подписью Мамед Эмина Расулзаде сформированный по решению Особого Закавказского Комитета Мусульманский корпус был переименован в Отдельный азербайджанский корпус.
С первых же дней подразделения азербайджанской армии вели тяжелые бои с армянскими незаконными вооруженными формированиями практически по всей территории страны. Азербайджанская армия стала надежным гарантом независимости тогдашней Республики и его народа, сделавшего выбор на создание первого демократического государства в мусульманском Востоке. И потому, уже после развала Союза, в 1998 году Гейдар Алиев (не знаю, нравилось ему это или нет) и объявил официально этот день праздником Вооруженных Сил и не рабочим днем в стране.
Точно также произошло и во многих других республиках бывшего Союза, где сегодня 23 февраля является обычным рабочим днем. Здесь также очень важно отметить и то, как и с чем связано такое негативное отношение к Красной армии в этих странах. Везде, где устанавливалась советская власть, осуществлялся «красный террор» (это лозунг Троцкого) по отношению к бывшим буржуазным правительствам и их сторонникам – это и уничтожение мусаватистов в Азербайджане, дашнаков в Армении, социал-демократов в Грузии, басмачей по всей Средней Азии, лесных братьев, действовавших в 1940-50 годах по всей Прибалтике после советской оккупации и т.д. А если добавить к этому и то, что во многих бывших республиках Союза сегодня отмечаются Дни Оккупации советской армией, то тогда становится ясным то идеологическое различие, что существует сегодня в подходах к этой дате между нынешней Россией и ее бывшими сателлитами.
И потому ответ на вопрос в заголовке статьи лежит на поверхности: все, кто сегодня радуются независимости своих стран и помнят те жертвы, которые понесли их страны во времена советской оккупации, а также тот морально-духовный урон от коллективизаций, репрессий, разрушений храмов и мечетей и много другого, конечно же, с неприятием относятся к 23 февраля как дню советской армии, той самой армии, что потопила в крови мирных граждан в Венгрии в 1956 году, в Чехословакии в 1968 году, в Афганистане в 1979 году, в Алма-Ате в 1986 году, в Тбилиси в 1989 году, в Ош в 1990 году, в Баку в январе 1990 года и в Риге в 1991 году. И таких дат у каждой страны, бывшей под советской оккупацией очень много: у поляков – это Катынь, которая по сегодняшний день стоит как барьер между Польшей и Россией, это и пакт Молотова-Риббентропа с последующей аннексией Прибалтики, это и советско-финская война, это и многое другое.
Автор статьи – Рамис Юнус, известный политолог, имеющий опыт работы как в высших эшелонах власти Азербайджана, так и за рубежом. Он был руководителем аппарата Правительства Азербайджана, Управляющим Делами Парламента страны. Кроме этого, он несколько лет проработал в Йемене и Саудовской Аравии. Хорошо знает политический истеблишмент, менталитет, культуру и языки стран, про которые пишет. В настоящее время проживает в США, где консультирует в качестве политического эксперта многие американские СМИ, независимые фонды и аналитические центры.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.