Церковь обратилась к Интернету, не дожидаясь, пока Папа откроет аккаунт в сети Twitter

Бенедикт XVI, он же @pontifex, начал размещать послания в сети микроблогов 12 декабря. Это самый последний этап цифровой стратегии, запущенной еще при Иоанне Павле II

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Это аккаунт в Twitter, который менее чем за неделю собрал около 550 000 подписчиков, однако его владельцем является ни новый модный певец, ни соблазнительная актриса, дебютирующая в сети микроблогов. Нет, аккаунт, на который слетелось столько пользователей, – это аккаунт Папы. О его существовании было объявлено 3 декабря, а первый твит «urbietorbi» появился, как и предполагалось, 12-го.

О времена, о нравы! Даже Бенедикт XVI умудряется изложить свою мысль в 140 символах под ником @pontifex на своем англоязычном аккаунте, который переводится и на другие языки. Как ни удивительно, Twitter – это всего лишь последнее из явлений, составляющих цифровую стратегию, разрабатываемую Церковью на протяжении долгих лет.

Отдадим же кесарю кесарево: еще до Бенедикта XVI пионером новой стратегии коммуникации Святого престола был Иоанн Павел II. Еще в 1990 году в своей энциклике «Redemptorismissio» бывший понтифик подчеркивал важность СМИ:

«Сотрудничество со СМИ не направлено только лишь на многократное умножение послания Церкви. Речь идет о более глубокой реальности, поскольку евангелизация современной культуры во многом зависит от их влияния. Речь не идет об использовании СМИ для распространения учения Церкви, нужно интегрировать это послание в новую культуру, которую создают современные средства массовой коммуникации».

«Интегрировать послание в новую культуру»: как раз этим сейчас и занимается Церковь с помощью сайта онлайн-новостей News.va, своего канала Youtube, аккаунта в сети Facebook, молодежного портала Pope2you, а вскоре и приложения для смартфона The Pope App.

А также разных личных инициатив, таких как твит-проповеди епископа Суассонского: уже почти два года монсеньор Жиро (Giraud) ежедневно постит в Twitter «краткое слово Божье или несколько слов из Евангелия», рассказывает этот человек, у которого на сегодняшний день больше 3000 подписчиков. По его мнению, «Интернет – это не инструмент, а среда, в которой живут».

«Новый континент, который предстоит обратить в христианство»

Интернет как территория для завоевания – вот метафора, которая встречается довольно часто. Монсеньор Пол Тай (Paul Tighe), секретарь Папского совета по социальным коммуникациям, говорит о «новом континенте, который предстоит обратить в христианство». Речь для него идет о том, чтобы «понимать его привычки, образ жизни и общения. Это новое средство создало новые миры. Как утвердить свое присутствие в них? Мы привыкли к кафедре, но поняли, что в этой новой реальности необходимо выражать свои мысли иначе».

И вот пример: почему бы не сделать свой клип на основе видео «Gangnam style», чтобы верующие задумались о значении Адвента? Это уже сделала австралийская социальная католическая сеть Xt3, а также молодые французы.

«Епархия может преодолевать границы»

«С Интернетом мы можем пренебрегать физическими барьерами, – объясняет Жан-Франсуа Майер (Jean-François Mayer), автор книги «Интернет и религии». – Епархия, таким образом, может преодолевать границы и вовлекать в свою сферу ранее недоступных ей людей».

Этот историк религии напоминает, что Ватикан уже давно начал задумываться о роли СМИ и социальных коммуникаций. Еще до появления Интернета католическая церковь выступала за расширение своего присутствия в СМИ:

«Можно вспомнить о религиозных орденах, которые занялись католической прессой во Франции уже в XIX веке, когда ассумпционисты основали газету «La Croix».

Что же касается Интернета, то первой реакцией на него были слова Иоанна Павла II. Бывший понтифик считал, что в этой среде нужно присутствовать, однако эти слова прозвучали не очень четко. «Тогда Ватикан способствовал созданию католических групп, а также обеспечил центральное присутствие, создав официальный сайт Святого престола: vatican.va», – напоминает Жан-Франсуа Майер. Это сайт, построенный вокруг идеи иерархической Церкви:

«Он не имеет никакой связи с внешним миром и функционирует совершенно автономно».

С появлением социальных сетей задача усложнилась: «Этим стало сложнее управлять, интерактивность – это интересно, однако она очень быстро может стать неуправляемой: мы не можем отвечать на все», – кратко подводит итог директор исследовательского института «Religioscope» .

«Отсутствие какой-либо определяемой из центра стратегии»

По данным секретаря Папского совета по социальным коммуникациям Пола Тая, в 2009 году было повальное увлечение Интернетом, которое совпало с запуском канала Ватикана на YouTube: «Когда Папа выступил с обращением по поводу Всемирного дня социальных коммуникаций, он говорил об Интернете и новых технологиях. С тех пор Интернет всегда пользуется отдельным вниманием в этот день».

По мнению одного из священников Дублинского прихода, этот новый импульс не сталкивается ни с какими теоретическими колебаниями, «хотя и есть люди, которые более скромны в отношении этой реальности в силу своего возраста, они все равно весьма открыты»

Кстати, неудивительно, что Бенедикт XVI, которого принято считать более консервативным Папой, проявляет такую же изобретательность в том, что касается Интернета. «Папа собирает открытия окружающих его католиков», – объясняет монсеньор Жиро, который долго настаивал на том, чтобы Папа использовал это средство. Цифровая стратегия Церкви инициирована не сверху, а снизу.

Жан-Франсуа Майер подтверждает: Интернет по определению не является «иерархичным СМИ. Напротив, он способствует продвижению индивидуальных инициатив. Не нужно рассматривать цифровую политику Церкви как некую определяемую из центра стратегию. Речь скорее идет об основных параметрах, которые задаются изначально и о множестве выдвигаемых параллельно инициатив, следующих за развитием этого вида СМИ по мере открытия новых возможностей».

«Множество лаконичных наставлений»

Существует множество преимуществ использования этого нового пространства. Во-первых, Церковь может таким образом обновить свой дискурс, который слишком часто считают тяжеловесным и догматичным. Пол Тай приводит в пример аккаунт в сети Facebook news.va:

«Там дается та же информация, что и на сайте. Однако с более яркими заголовками, картинками, музыкой».

По его мнению, не существует никакого противоречия между краткостью новых средств коммуникации и посланием Церкви. Совсем наоборот, ведь «в Евангелии содержится множество кратких наставлений» Например, заповедь «возлюби ближнего своего, как самого себя», укладывается в 40 знаков, а в блоге Twitter можно использовать все 140.

Во-вторых, Церкви необходимо утвердить официальный дискурс на территории, где большая свобода способствует расцвету экстремизма. «Это похоже на давнюю практику разрешений на печать, штампов, которые гарантировали соответствие написанного теологическим трудам, а сегодня Церковь должна давать гарантию соответствия онлайн», – объясняет Жан-Франсуа Майер. Историк религии вспоминает о полемике вокруг немецкого сайта Kreuz.net, который, считая себя ультракатолическим, выступал с серьезной критикой епископов.

Вот почему, по мнению Жана-Франсуа Майера, новая задача Церкви в цифровом пространстве связана с доменными именами. «Церковь выдвинула свои предложения по созданию новых доменных имен, например . catholic. Речь идет о том, чтобы обеспечить аутентичность сайта в будущем, когда будет все сложнее получать доменные имена с расширением .com». И это серьезный вызов, если посмотреть на количество поддельных аккаунтов, пародирующих аккаунт понтифика.

 

rus.ruvr.ru

 

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.