Замечательные актеры отвратительной эпохи

Скончался замечательный актер Михаил Державин.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Он был любим народом, и если считать главным достижением актера популярность, то с ним мало кто мог сравниться. Но знали его в основном по «телевизору» – как ведущего «Кабачка «Тринадцать стульев», как партнера Александра Ширвиндта по эстрадным выступлениям. Спору нет, они были прекрасными комическими актерами. Но только ли?..

Державин начинал в Театре Ленинского комсомола у великого Анатолия Эфроса. Он был молод, красив, совсем не похож на комика. Играл вместе с Ширвиндтом в знаменитом спектакле «Снимается кино» по пьесе Радзинского, очень смелом по тем временам, безумно драматичном, проникновенном, – который появился вскоре после «оттепели», а потому был быстро и навсегда запрещен. Эфроса антисемитский режим душил как мог, хотя он сменил имя Натан на Анатолий. Державин и Ширвиндт оказались в Театре Сатиры.

Главный режиссер Валентин Плучек создал очень яркий театр, в котором было много блестящих спектаклей. Но, пройдя школу мейерхольдовской биомеханики, выжив в «космополитскую» кампанию (а это было непросто двоюродному брату Питера Брука!), он предпочитал великолепие формы глубине и остроте содержания… Державин был одним из главных светил в актерском созвездии Театра Сатиры. Мне лично больше всего он запомнился в роли Скалозуба в «Горе от ума». Но у Плучека он – и его друг Ширвиндт – окончательно усвоили буффонную комическую манеру, совершенно не исчерпывавшую их огромного потенциала.

Что ж, актерская судьба Михаила Державина была гораздо более счастливой, чем у многих его талантливых коллег, совершенно не востребованных советским партийным искусством. Его любили зрители, а он заслужил и эту любовь, и долгую память настоящих ценителей театра и кино.

Яков Шаус
FB

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.