Железный канцлер и евреи

К 200-летию со дня рождения Отто фон Бисмарка.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Берлин, лето 1878 г. В столице молодой Германской империи по инициативе главы ее правительства Бисмарка собрался европейский международный конгресс для урегулирования проблем, возникших после Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. и чрезмерного, как считали Великобритания и Австро-Венгрия, усиления позиций России на Балканах. Представители Франции и Великобритании подняли на конгрессе также вопрос о гарантиях свободы вероисповедания и равенства граждан без различия религиозной принадлежности в некоторых молодых балканских государствах. При обсуждении этого вопроса представитель России князь А. Горчаков заявил: «В Сербии, Румынии, как и в России, евреи представляют опасность… и уравнение их в правах вызовет вредные для страны последствия». С возражением ему, наряду с представителем Франции, выступил «хозяин» конгресса Бисмарк, подчеркнувший, что «вредная деятельность» евреев является следствием законов, «ограничивающих их права». Он заявил о том, что Германия поддерживает любое предложение, требующее равноправия для всех граждан. Тем самым Бисмарк предстал перед всей Европой как поборник равноправия и религиозной свободы для евреев. Всегда ли он был таким?

***

Отто фон Бисмарк, родившийся 1 апреля 1815 г. в бранденбургском поместье Шёнхаузен, унаследовал многие феодально-юнкерские представления своего сословия. Политическую карьеру Бисмарк начал в 1847 г. депутатом Прусского ландтага, с трибуны которого неоднократно заявлял о своей принадлежности к феодально-юнкерской партии, о необходимости борьбы с духом либерализма и о готовности защищать королевскую власть и христианский характер государства. На предложение либералов об уравнивании евреев в правах молодой депутат 15 июня 1847 г. ответил: «Я не принадлежу к врагам евреев… Я ничего не имею против того, чтобы они пользовались правами; в одном лишь я им отказываю: в праве занимать в христианском государстве такое место, которое обязывает подданных короля повиноваться евреям. Между тем они претендуют на это и хотят быть ландратами, генералами, министрами… Когда мне рисуется в роли представителя Его Величества еврей, которому я должен подчиняться, то, признаюсь, я чувствую себя униженным и оскорбленным…».

***

Политический взлет Бисмарка был стремительным. В 1851–1859 гг. он уже представлял интересы Пруссии в Бундестаге, находившемся во Франкфурте-на-Майне. В финансовом центре тогдашней раздробленной Германии Бисмарк познакомился с престарелым Амшелем Майером Ротшильдом – старшим сыном основателя банкирского дома. Успешный предприниматель-еврей понравился прусскому политику. При его поддержке Майер Карл Ротшильд, племянник банкира, стал прусским придворным банкиром и впоследствии получил от короля дворянский титул и орден. А когда Бисмарк в 1859 г. был назначен прусским послом в Санкт-Петербурге, он попросил Ротшильда порекомендовать ему надежного финансового партнера в Берлине. Тот назвал Герсона Бляйхрёдера. Так началось тесное многолетнее сотрудничество прусского политика и еврея-банкира, который стал не только доверенным лицом и личным финансовым советником Бисмарка, но впоследствии его главным советником в государственно-финансовых делах.

В 1862 г. Бисмарк, до того прусский посол во Франции, был назначен главой правительства Пруссии. Король надеялся, что решительный политик сможет урегулировать конфликт, вызванный отказом либерального оппозиционного большинства ландтага утвердить расходы на военную реформу. Бисмарк, рассматривавший свое новое назначение как начало борьбы за объединение Германии под главенством Пруссии, заявил с трибуны ландтага, что великие вопросы времени должны решаться не голосованием в парламенте, а «железом и кровью». Именно так, проведя Пруссию через победоносные войны с Данией (1864 г.), Австрией (1866 г.) и Францией (1870–1871 гг.), Бисмарк в 1871 г. добился создания Германской империи.

Объединительная политика Бисмарка не была поддержана прусскими консерваторами, опасавшимися «растворения» Пруссии в империи. Но он умел пользоваться поддержкой «полезных» людей, в том числе и евреев. Канцлеру импонировал своим интеллектом и нравственной чистотой создатель Всеобщего германского рабочего союза Ф. Лассаль, который убеждал его в том, что принципы всеобщего избирательного права и равноправия граждан могут быть привлекательными в процессе объединения Германии. В этом деле Бисмарк воспользовался поддержкой либеральных политиков еврейского происхождения. Виднейшую роль среди них играл Эдуард Ласкер, создатель и лидер Национал-либеральной партии. С трибун Прусского ландтага и созданного в 1867 г. Северогерманского парламента, а также в печати он доказывал необходимость поддержки политики Бисмарка. Во время войны с Францией в 1870 г. Ласкер направился в Баден, где агитировал за его вхождение в Германскую империю.

В том же направлении действовал и другой видный деятель национал-либерального движения Людвиг Бамбергер, утверждавший, что объединительная политика Бисмарка совпадает с целями германского либерализма, что прусский премьер, несмотря на его консервативные взгляды, действует во имя прогресса Германии. Во время Франко-прусской войны Бамбергер сопровождал Бисмарка в качестве посредника между ним и журналистами и оказал политику существенные услуги в непростых переговорах с южногерманскими государствами относительно их вступления в империю. Когда соглашение было достигнуто, Бисмарк направил Бамбергера в Страсбург, чтобы оказать германскому губернатору помощь в налаживании управления только что отторгнутой от Франции территорией Саара. Позже Бисмарк назначил Бамбергера своим советником по валютным вопросам. Он был одним из основателей Имперского банка и приобрел известность как «отец золотой валюты» Германии.

Активно поддерживал Бисмарка и Феликс Бамберг, писатель и философ, который после создания Северогерманского союза возглавлял его консульство в Париже. Во время Франко-прусской войны он был приглашен в Версаль, где находилась штаб-квартира прусской армии, для заведования делами печати, а по окончании войны его прикомандировали к командующему оккупационными силами Пруссии фельдмаршалу Мантойфелю в качестве политического советника. В последующие годы Бамберг был германским консулом в итальянских городах Мессине и Генуе.

Неоценимо велика в объединительном процессе была роль Бляйхрёдера. В 1867 г. он предоставил Бисмарку средства для ведения войны с Австрией. В 1871 г. банкир был финансовым советником Бисмарка во время переговоров с Францией о выплате ею контрибуции. Эти выплаты производились через парижский банк Альфонса Ротшильда и берлинский банк Бляйхрёдера. За большие заслуги перед государством последний получил звание тайного коммерц-советника и был возведен в потомственное дворянство. Но от крещения отказался и до конца жизни не был принят в «высшее общество».

***

После провозглашения в 1871 г. Германской империи и принятия ее конституции евреи благодаря усилиям Бисмарка были уравнены в правах с немцами, и перед ними открылись новые возможности интеграции в германское общество. Они активно проявляли себя уже не только в предпринимательстве, но и в различных областях культуры, науки, медицине и т. д. Однако в государственную администрацию и в офицерский корпус доступ им был по-прежнему закрыт.

Став рейхсканцлером, Бисмарк в Рейхстаге продолжал опираться на Национал-либеральную партию, по-прежнему возглавляемую Ласкером и Бамбергером. В 1870-е гг. были приняты некоторые либеральные законы и развернута борьба против католицизма. Однако крах «грюндерства» – экономического подъема 1871–1873 гг., отмеченного созданием нередко спекулятивных акционерных обществ, – вызвал юдофобскую волну: виновниками разорения многочисленных мелких вкладчиков были объявлены еврейские спекулянты и банкиры, а также политики-евреи, способствовавшие принятию либеральных экономических законов. Юдофобы не щадили и самого Бисмарка, которого обвиняли в коррупционных связях с Бляйхрёдером и даже в скрытом еврействе. Но канцлер молчал. Так в общественном мнении юдофобия и антилиберализм оказались неразрывно связанными. В этой ситуации Бисмарк совершил очередной поворот: в 1879 г. он порвал с национал-либералами и стал опираться в своей политике на консервативные и клерикально-католические силы.

1880-е гг. были отмечены в Германии невиданным подъемом антисемитской пропаганды. В ней участвовали журналисты бульварных газет, публицисты и консервативные политики. Известный историк Г. Тройчке бросил в массы лозунг «Евреи – наше несчастье!». Придворный протестантский проповедник А. Штёккер создал и возглавил антисемитскую Христианско-социальную рабочую партию. Антисемитизм, охватив значительную часть низов и средних слоев, поднимался в «верхи» общества.

А что же Бисмарк? Публично он отмалчивался, но прагматично использовал растущий антисемитизм против оппозиционных либералов и враждебной социал-демократии, среди активистов которой также было немало евреев. Откровенные антисемиты теперь были не только среди политических партнеров канцлера, но и в его близком окружении. И когда Бляйхрёдер обратился к Бисмарку за защитой от нападок антисемитов, тот отказался что-либо предпринять.

***

В течение своей долгой политической деятельности (он был отправлен в отставку в 1890 г., а умер в 1898 г.) Бисмарк не проявлял себя ни анти-, ни филосемитом. Его отношение к евреям определялось принципами целесообразности. Он сделал немало для их эмансипации, умело пользовался их поддержкой и услугами. Но он фактически ничего не делал для их ограждения от антисемитизма, ставшего одним из наследий его эпохи и расцветшего пышным цветом в последующие десятилетия.

Аркадий ЦФАСМАН, «Еврейская панорама» – «Континент»

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.