К счастью для Израиля, трещины в арабском мире проходят не только по линии шииты-сунниты, но и по гигантской толще собственно суннитского исламизма
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
За всю свою историю Израиль выживал далеко не в последнюю очередь за счет отсутствия единства у его врагов. Сколь бы арабы не были переполнены ненавистью к “сионистскому образованию”, их недоверие друг к другу, взаимная вражда и противоречивые интересы оказывались сильнее. Даже в 1948 году, когда они были полны желания сбросить евреев в море и ни на минуту не сомневались в своем триумфе, их единство по большей части не выходило за рамки риторики, и каждая арабская стран более всего была озабочена собственными интересами.
РАСКОЛОТЫЙ МОНОЛИТ
Характерны в этом ключе воспоминания вице-президента Американского университета в Бейруте, араба-христианина (кстати, арабы-христиане были не менее воинственно настроены против Израиля, чем мусульмане) профессора Константина Зурейка. В своей книге “Значение бедствия” он рассказывает о настроениях, царивших в 1948 году в арабских воинствах: “Семь арабских государств объявили войну сионистам. С громкими кличами устремились они вперед, а затем остановились на полном ходу и… повернули назад. Правители арабских стран выступали с пламенными речами, угрожая стереть Израиль с лица земли, грозные декларации Арабской лиги были похожи на словесную канонаду… Впечатление было такое, что арабские армии вот-вот сотрут с лица земли ненавистное образование. Однако когда дело дошло до практических действий, грозная решимость и воинственность испарились. Арабские клинки потускнели и покрылись ржавчиной, а несокрушимые армии превратились в разрозненные формирования”.
В течение всех последующих лет Израиль так или иначе использовал раскол среди арабских государств, мирными соглашениями выведя из игры Египет и Иорданию и установив негласные договоренности с режимом Асада. Нынешний хаос, охвативший Ближний Восток, спутал привычные представления, лишив Израиль устойчивости, которой он обладал благодаря правлению Мубарака и в некоторой степени – стабильности алавитского клана в Дамаске. Система пришла в движение, расклад сил изменился, и сегодня наша страна выглядит еще более изолированной, нежели прежде. Гегемония Ирана, распространяющаяся от Персидского залива до Леванта, фактическая исламизация Турции, подъем жаждущих восстановления халифата “Мусульманских братьев” на руинах свергнутых режимов создают ощущение нарастающей опасности, и ощущение это во многом оправданно.
Тем не менее, присмотревшись к структуре тектонических подвижек в арабском мире, мы видим картину, сходную с той, что мы наблюдали на протяжении всего времени, прошедшего с момента создания еврейского государства. Ближний Восток по-прежнему расколот по нескольким довольно четко очерченным линиям, а мечта арабов о единстве так и остается мечтой.
Две линии разлома хорошо прослеживаются и лежат на поверхности. Это, во-первых, противостояние между суннитами и шиитами, во-вторых, между ослабевшими националистическими режимами и исламистами, — в частности, в Египте, где хунта пытается блокировать “Мусульманских братьев”, и в Сирии. При этом очевидно, что прежние националистические режимы находятся в осаде со стороны намного более сплоченных и популярных сторонников возрождения шариата.
Но есть и третья линия раскола, о которой говорят сравнительно мало или вообще не говорят. Это глубокая трещина, проходящая между двумя пластами собственно суннитского ислама. То, что снаружи выглядит как монолит, в действительности представляет собой два мира, которые вряд ли можно назвать дружественными друг другу.
МЕЧТА ОДНА, ИДЕОЛОГИИ РАЗНЫЕ
Речь идет о двух фундаменталистских лагерях суннитского радикализма — “Мусульманских братьях” и ваххабитах, называющих себя салафитами. И те, и другие находятся на подъеме. И те, и другие — победители или соискатели призовых мест в борьбе за власть в охваченных анархией странах Ближнего Востока — Египте, Ливии, Йемене и Сирии. И те, и другие жаждут возрождения того, что они называют истинным исламом: общества, основанного на законах шариата и объединенного в единый халифат. То, что Камаль аль-Хильбауи, один из идеологов “Мусульманских братьев”, назвал “Соединенными штатами ислама”, а его единомышленник Ибрагим аль-Хули — “джихадом” всего народа во главе с исламскими богословами, на который будет мобилизован весь мусульманский мир”. И те, и другие жаждут стереть с лица земли “сионистское образование” и водрузить “знамя пророка над аль-Кудсом”, к чему призвал проповедник Сафват Хиджазие: “С помощью Аллаха столицей Соединенных арабских штатов будет не Мекка, не Медина и не Каир, а священный Иерусалим”.
Но! И те, и другие, как это было в 1948 году, противостоя ненавистным им военным режимам и шиитскому Ирану, не доверяют друг другу и боятся друг друга. Не случайно только что избранный президентом Египта представитель “Мусульманских братьев” Мохаммед Мурси свой первый визит нанес в Саудовскую Аравию — оплот ваххабитского ислама. Немногие обратили внимание на то, что в апреле этого года отношения между “Мусульманскими братьями” в Египте и салафитами в Саудовской Аравии накалились настолько, что Эр-Рияд отозвал своего посла из Каира и временно закрыл консульства в египетских городах. Формальным поводом стал арест саудовцами адвоката Ахмеда аль-Гизауи и бурная реакция на это египетских толп, собравшихся у посольства Саудовской Аравии в Каире. Аль-Гизауи был задержан, приговорен к году тюрьмы и ударам кнута за якобы имевшее место оскорбление короля Абдаллы, но это была лишь верхушка айсберга. К тому времени отношения между “Мусульманскими братьями” и салафитами — двумя победителями на выборах в египетский парламент – все больше напоминали не союз единомышленников, а перетягивание каната двумя ожесточенными соперниками.
СПОР ЗАКЛЯТЫХ ДРУЗЕЙ
Чтобы понять причины этого подспудного, но упорного противоборства, следует совершить небольшой экскурс в историю. Ваххабизм, насажденный огнем и мечом в середине XVIII догматическим проповедником Мохаммедом ибн Абдель-Ваххабом, претендует на то, чтобы восстановить ислам в его первозданном, чистом, предельно пуританском виде — таким, какой он (в их представлении) существовал в период первых великих халифов. Любое отклонение от этой модели, смягчение установлений и принятие, даже частичное, европейских институтов власти рассматривалось как анафема. Поскольку глава саудовского клана аль-Сауд принял ваххабизм, эта ветвь ислама определила характер монархии и ее крайнюю враждебность любым законам и уложениям, чуждым “духу пророка”. В основе подхода ваххабитов лежит непреложная вера в то, что человек не имеет права изменять и создавать законы, ибо тем самым нарушается высший, непреложный, раз и навсегда “запечатанный на века” закон, заповеданный Аллахом.
“Мусульманские братья”, возникшие в Египте как секта в конце 20-х годов прошлого века, — производное собственно ислама и европейских нововведений, порожденных идеями Просвещения. Основатель “Мусульманских братьев” Хасан аль-Банна был убежден, что ислам, используя современные политические методы (демократические выборы, например) и учреждения (парламент, институт президентской власти, верховный суд и т.д.), сможет найти адекватный ответ западному секуляризму и одновременно светскому арабскому национализму. Для салафитов “Мусульманские братья” были злостной и враждебной сектой, искажающей нормы ислама в угоду новомодным политическим веяниям.
Пока “Мусульманские братья” находились в глухой защите, загнанные в угол Насером, а затем и Мубараком, саудовцы поддерживали их из политических соображений — Насера они боялись еще больше, чем своих “заклятых друзей”. Однако поддержка эта обрела, вопреки ожиданиям ваххабитов, отрицательную сторону, которую они не предусмотрели. Спасаясь от гонений Насера, лидеры “Мусульманских братьев” бежали в саудовское королевство и там, вместо того чтобы спокойно переждать бури на своей родине, принялись заниматься проповеднической деятельностью. Одним из них стал Мохаммед Куттуб, брат повешенного Насером идеолога “Мусульманских братьев” Саида Куттуба. В результате ригидный, закостеневший в полной неподвижности и изолировавший себя от всего мира догматический ваххабизм пополнился свежими идеями, вынашиваемыми “Мусульманскими братьями”, и начал все больше восприниматься саудовским королевским домом как угроза собственной религиозной доктрине. Призывавший к “джихаду” Куттуб и палестинец Абдалла Азам (тоже проповедник “Мусульманских братьев”), ликвидированный Израилем, оказали влияние на Осаму бин-Ладена. Влияние тем более сильное, что события развивались на фоне войны в Афганистане. В результате под влиянием “Мусульманских братьев” от ваххабитского направления откололась ветвь, настроенная намного более радикально, нежели правящий клан, и требовавшая сначала “очищения ислама” в самой Саудовской Аравии, а затем и свержения саудовского дома. Это была та самая печально известная “Аль-Каида”, о которой мир узнал 11 сентября 2001 года.
Воодушевленные победой над советским оружием, приверженцы “всемирного джихада” обвиняли правящих принцев и стоящую за ними ваххабитскую “улему” в роскоши, коррупции, распущенности и союзе с дьяволом в лице США — главных гарантов безопасности династии. От слов они перешли к делу, развернув террористическую кампанию по свержению монархии, и одно время, в начале прошлого десятилетия, казалось, были недалеки от успеха, получая поддержку и симпатии части духовенства и некоторых принцев, финансировавших их деятельность.
Эти перипетии в Саудовской Аравии происходили на фоне быстрого усиления “Мусульманских братьев” по всему миру — в Египте, на палестинских территориях, где ХАМАС теснил ООП, в Иордании, Турции, Марокко и других странах. Блестящим успехом “Мусульманских братьев” стала победа в 2005 году на парламентских выборах в Египте, где они получили 25% голосов, а затем триумф ХАМАСа в Газе в 2006 году. Эти достижения все больше тревожили саудовскую династию, категорически противившуюся любым демократическим (или даже псевдодемократическим) нововведениям в виде всеобщих выборов, политических партий, юридических институтов, участия в политической жизни женщин и религиозных меньшинств, используемых “Мусульманскими братьями” с их более гибким и прагматичным подходом.
Так называемая “арабская весна” еще больше осложнила положение саудитов, грозя окончательно выбить почву у них из-под ног, и не случайно великий муфтий Саудовской Аравии шейх Абдель Азиз бин Абдалла охарактеризовал ее как “наказание за их грехи”, ниспосланное мусульманам.
ВАХХАБИТСКИЙ ОТВЕТ “БРАТЬЯМ ПО РАЗУМУ”
Таким образом, Саудовская Аравия оказалась в осаде со стороны шиитского Ирана с одной стороны и “Мусульманских братьев” и фанатичных “джихадистов” из “Аль-Каиды” — с другой. Единственным козырем ваххабитской династии оставались нефтедоллары, и они были пущены в дело для создания противовеса набирающим в Египте, Йемене, Тунисе и Сирии более удачливым соперникам. Миллиардные вложения принесли желаемые результаты. На недавних парламентских выборах в Египте салафиты неожиданно выступили в качестве внушительной силы, получив 25% голосов избирателей и став второй по значимости фракцией после “Мусульманских братьев”. В Сирии влияние салафитов, которые получают денежные вливания и оружие из Саудовской Аравии и Катара, также растет. Одна из наиболее активных и хорошо вооруженных группировок, осуществляющая вылазки против правительственных войск, это салафиты из движения “Джубха-аль-Насра”, спонсируемого Саудовской Аравией и Катаром.
Поддерживаемые саудитами ваххабиты укрепляют свои позиции и в Ливане, где наиболее популярным духовным лидером суннитов стал не представитель “Мусульманских братьев”, а салафитский проповедник шейх Ахмед аль-Ассир из Сидона. Кроме того, Эр-Рияд субсидирует салафитов в Ираке и Йемене, пытаясь сдержать продвижение одновременно и “Мусульманских братьев”, и иранскую экспансию. В Тунисе, где победу на выборах одержали “Мусульманские братья”, салафиты устроили не так давно серию погромов в пригородах столицы, а также в городах Сус и Монастир, поджигая полицейские участки, почтовые отделения, офисы профсоюзных организаций и отделения политических партий. Известно, что они получали моральную санкцию от лидера “Аль-Каиды” Аз-Завахири, но известно и то, что салафитское движение в этой еще сравнительно недавно умеренной арабской стране растет как на дрожжах благодаря “финансовым инъекциям” из Эр-Рияда.
Саудовская Аравия поддерживает и салафитские группировки в Газе, выступающие против ХАМАСа и опирающиеся на недовольные существующим режимом кланы. О точных данных говорить трудно, как и том, какие группировки спонсируются саудовцами, а какие принадлежат “Аль-Каиде”. Известно, что “моджахедов” в Газе более 10 тысяч, и эти боевики пытаются всячески подорвать — путем пропаганды, диверсий, нападений на западных правозащитников и журналистов, провокациями против Израиля, поджогами горстки остающихся здесь церквей — позиции ХАМАСа (напомним: палестинского филиала “Мусульманских братьев) и военного крыла этой группировки “Бригад Изаддина аль-Касама”. К салафитским относятся “Армия Ислама”, “Тавахид ад-Джихад”, “Джунд аль-Ансар Алла” и “Джунд Алла”, но об источниках финансирования каждой из них и идеологических нюансах данные весьма противоречивы.
С точки зрения Израиля, нет ни малейшего различия между ХАМАСом и “Мусульманскими братьями” с одной стороны и салафитами — с другой. Как я уже сказал, и те, и другие жаждут уничтожения “сионистского образования” со всем его еврейским населением и создания на его месте государства шариата в рамках “объединенного исламского халифата”. Но при этом они расходятся во взглядах на то, как должно выглядеть этого долгожданное “государство шариата”, и на каких предпочтениях должен основываться “халифат”.
По сути, отличие между ними такое же, как между нильским крокодилом и острорылым крокодилом. К счастью, эти крокодилы разного вида плохо уживаются друг с другом в одном болоте…
“Новости недели” — “Континент”
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.