Зельда Фицджеральд или история одной любви

Интервью с автором новой книги о жене и музе автора «Великого Гэтсби»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Кадр из фильма «Великий Гэтсби» 1947 года.

26 марта в американских книжных магазинах появится роман Therese Anne Fowler (Тарисы Энн Фаулер) Z: A Novel of Zelda Fitzgerald («З: Роман о Зельде Фитцджеральд»). Он посвящен Зельде Фицджеральд – жене и музе американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда – крупнейшего представителя так называемого «потерянного поколения» в литературе. Трагическая история любви Скотта и Зельды, которую активно обсуждали биографы и критики этой пары, и интерес к которой до сих очень высок, вдохновила Тарису Энн Фаулер на историю, в которой отношения этой культовой пары показаны глазами Зельды.

Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» Галина Галкина стала обладателем одной из первых копий романа Z: A Novel of Zelda Fitzgerald, которую ей подарили в издательстве St. Martin’s Press, где была издана эта книга. А ее автор Тариса Энн Фаулер ответила на несколько вопросов.

«Больше всего меня удивило то, что Зельда, оказывается, не была «безумной», несмотря на ее имидж, который сложился к нашему времени»
Тариса Энн Фаулер, писательница.

Галина Галкина: Почему Зельда Фицджеральд притягивает к себе такое внимание в наши дни?

Тариса Энн Фаулер: Мне кажется, что Зельду можно назвать тестом Роршаха нашей поп-культуры. (Тест Роршаха – психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом – прим. авт.). Взгляды людей, которые думают, что они понимают, кто такая Зельда Фицджеральд, существенно различаются. Говорят, что она гламурная принцесса джаза, феминистка первой волны, самая любимая литературная муза. А также ревнивая жена Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, разрушившая его жизнь. И, в то же самое время – жертва властного супруга, который ее оскорблял. И еще – танцовщица, писательница, художница и жалкая сумасшедшая женщина, которая большую часть своей жизни и провела в психиатрических клиниках.

Большинство ярлыков являются неточными в лучшем случае, и ложными – в худшем. Зельда была женщиной, которая не всегда принимала мудрые решения. Но она всегда была смелой, и даже бесстрашной, а также талантливой, остроумной и веселой. Она была «селебрити» в то время, когда этот термин был изобретен, и ей нравилась эта роль в первое время. Позже она страдала не от шизофрении, как пишут многие, а, скорее всего, от биполярного расстройства. (Биполярное расстройство ранее называлось маниакально-депрессивным психозом. Это психическое заболевание, которое проявляется в виде аффективных состояний – маниакальных и депрессивных, а иногда и смешанных состояний – прим. авт.).

Самое интересное, и наиболее точное мнение это то, что она была предана увлекательному талантливому человеку, которого одолевали демоны не меньше, чем ее – Фрэнсису Скотту Фицджеральду.

Г.Г.: Зельда была очень прогрессивной женщиной для своего времени. Но даже в наше время, почти век спустя, споры о роли женщины в обществе почему-то не утихают?

Т.Э.Ф.: Да, консервативная идеология сегодня выглядит пугающе, и взгляды ее идеологов мало чем отличаются от традиционных взглядов на отношения мужчины и женщины и на роль женщины в обществе, бытующих в начале ХХ века. Они считают, что замужняя женщина-мать, которая пренебрегает своей ролью домохозяйки, явно действует против замысла природы. Однако подобное взгляды явно не учитывают, что само проявление в искусстве свойственно даже детям. И что ценность любого человека зависит от количества и качества социальных ролей, которые он играет в жизни.

Г.Г.: О Фрэнсисе Скотте Фицджеральде и его жене Зельде Сайер написано очень много. Как вам удалось не утонуть в этом море книг и научных работ, когда вы проводили свое исследование? И что стало для вас самым большим сюрпризом?

Т.Э.Ф.: Больше всего меня удивило то, что Зельда, оказывается, не была «безумной», несмотря на ее имидж, который сложился к нашему времени. И что она не провела все свои последние годы запертой в клинике для душевнобольных. Меня поразили письма Зельды, в которых проявляется ясность ее мысли, а также наблюдательность и остроумие. Тоже самое я могу сказать о ее коротких рассказах и эссе. Большинство суждений о стиле письма Зельды основаны на ее романе «Спаси меня, вальс», который был преднамеренно написан в стиле модерн, а также в спешке и при стрессовых обстоятельствах. Издательство «Скрибнерс» возвратило рукопись романа на доработку именно Фицджеральду, у которого было двойственное отношение к роману Зельды, а у нее не было возможности отстаивать свою авторскую позицию.

Меня также удивила конфликтность практически каждого аспекта жизни Фицджеральда. Внешне он выглядит современным динамичным человеком и плодовитым популярным автором, который был признан лицом своего поколения. Однако внутренне он был вполне традиционным в своих ожиданиях того, какой должна быть его личная жизнь, и каким должен быть быт у успешного писателя. Но труднее всего было не увязнуть в трясине ложных мнений о Скотте и Зельде Фицджеральд, и построить свою историю на достоверной информации о них.

Г.Г.: Я читала, что Скотт признался дочери, что считает их с Зельдой брак своей ошибкой. А как вы думаете, была бы Зельда счастливее без Скотта?

Т.Э.Ф.: В то время, как Зельда страдала от болезни, которую бы сейчас скорее всего диагностировали как биполярное расстройство, ее положение было усугублено поведением Скотта, отношением к ней в обществе, и преобладающими медицинскими убеждениями того времени. Если бы она была свободнее в следовании своим интересам, будь то балет, живопись, писательство или что-либо еще, то у нее было гораздо меньше стрессов и последующих за ними кризисов, и она бы легче перенесла те, которые случились. Так мне кажется.

Была бы Зельда счастливее без Скотта? Это интересный вопрос, на который не просто ответить. Бытует мнение, что если бы она не вышла замуж за Скотта, то прожила бы более ординарную жизнь. Наверняка более стабильную жизнь жены и матери, но явно менее интересную. А значит, и менее счастливую.

Если бы она была уверена в себе, то могла бы оставить Скотта и последовать за своей мечтой стать танцовщицей и оставить большой след в искусстве. Но из-за ее болезни это было небезопасно. Она боялась потерять дочь, она боялась потерять разум и она все еще любила Скотта и верила в него.

Г.Г.: Как вы думаете, Скотт знал, что у него очень талантливая жена?

Т.Э.Ф.: Я думаю, что он знал об этом, но он сопротивлялся тому, что Зельда должна реализовывать его на полном серьезе. И это несмотря на то, что был период в их жизни, когда таланты Зельды начали ярко проявляться, а его самого охватила неуверенность в себе, и когда его пьянство стало серьезной проблемой для них обоих.

Г.Г.: Удалось ли вам понять, кем на самом деле была Зельда, или вам пришлось строить свои предположения о том, что происходило в ее жизни?

Т.Э.Ф.: Несмотря на то, что я перелопатила большое количество работ биографов и исследователей, я также много сочиняла. Причина этого состоит в том, что работы даже лучших из них не показывают в достаточной степени внутреннюю жизнь Зельды и Скотта Фицджеральд таким образом, как ее можно показать только в романе.

Какое бы удовольствие мы не испытывали, изучая факты жизни интересных нам людей, но истинное наслаждение мы получаем от романов и фильмов. Я очень рада, что выход моего романа совпадает с выходом фильма, поставленного по одному из лучших произведений Фицджеральда – «Великий Гэтсби», в котором прообразом его главной героини была Зельда Фицджеральд.

Русская служба «Голоса Америки» сообщает:

В четверг 16 мая в российский прокат выйдет фильм «Великий Гэтсби» по самому известному роману Скотта Фицджеральда. А накануне этой новой картиной откроется Каннский кинофестиваль.

 

Галина Галкина
golos-ameriki.ru

 

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.