«Собибор» – это больше, чем кино. Это прорыв. Это первый у нас в стране большой фильм о Холокосте. Блокбастер, можно сказать.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Другой вопрос, насколько он соответствует тому, что было. Но разговор об этом бессмыслен, поскольку, как объяснил в одном из интервью Хабенский, Печерский в фильме – собирательный образ. И, видимо, не он один. В титрах идут фамилии действующих лиц – реальных участников восстания, один из которых – Семен Розенфельд – жив, пожелаем ему здоровья. Получается, они тоже “собирательные”.
И книга, по мотивам которой снят фильм – “собирательная”, хотя в титрах и обозначен ее составитель. Называется она “Александр Печерский: прорыв в бессмертие» и состоит из записи воспоминаний Печерского и поэмы Марка Гейликмана «Люка». О поэме ничего не скажу, текст есть в Сети, желающие могут ознакомиться.Скажу больше. У меня невольно зародилось подозрение, что режиссёр картины – тоже “собирательный”. В течение полутора лет везде писали, что картину снимает Андрей Малюков, а полгода назад выяснилось, что режиссером, неожиданно для себя, оказался исполнитель главной роли Константин Хабенский.
А кто автор сценария? Вы удивитесь, но им в титрах значится тот же Хабенский, правда, сказано, что сценарий написан при участии Адабашьяна и ещё двоих.
Я не понял, сценаристом он что, тоже неожиданно для себя оказался? Хабенский, конечно, хороший актер и человек хороший, но не многовато ли для одного человека, даже очень талантливого?
У меня возникло смутное ощущение, что тут какая-то тайна. По счастью, не все кинокритики оказались вовлечены в заговор молчания, Екатерина Барабаш (Ekaterina Barabash) и Olga Galitskaya раскрыли секрет в комментах к моему предыдущему посту. Оказывается, со съемками с самого начала не заладилось, опытный Малюков то ли сам ушел, то ли его отстранили продюсеры, и тогда режиссёром посреди наполовину отснятого фильма предложили стать Хабенскому. И заодно сценаристом, хотя это куда как странно. А исполнителем главной роли он уже был.
…Зато само слово «Собибор», говорят мне, знают теперь многие, и этим все оправдано.
Вопрос, что именно знают, и многие ли. Из анонса знают лишь то, что «фильм рассказывает о легендарном подвиге советского офицера Александра Печерского, поднявшего восстание в нацистском лагере «Собибор». Вчера на четырехчасовом сеансе в “Горизонте” было 4 зрителя, правда, день был солнечный, полувыходной, так что это не показатель.
И далее…
…Ну хорошо, Хабенский прослышал о Собиборе совсем недавно, но подлинные авторы сценария должны же были иметь хоть какое-то представление о лагере. Должны же были знать, что в нем были одни евреи и никого другого. Зачем же тогда было выдумывать странный эпизод, где старые лагерники подозревают Печерского в том, что он не еврей? А тот в ответ не придумывает ничего лучше, чем спустить штаны, хотя, как известно, не одни только иудеи отличаются известным признаком.
Потом Печёрского бьют. Свои. А это еще откуда? Неужто попутали лагерь смерти с тюремной камерой, где новоприбывшему устраивают «прописку»? А скажите, зачем авторам пришло в голову сделать из главы лагерного подполья бывшего директора рынка, кем Леон Фельдгендлер никогда не был?
Ах да, это ведь «собирательный» образ. Кстати, про «собирательного» Печерского в титрах почему-то сказано, что после побега он перешёл линию фронта и воевал до конца войны. Правда, не «собирательный» Собибор осенью 43-го был в глубоком тылу немцев, а реальный Печёрский закончил свою войну после тяжёлого ранения 20 августа 1944 года.
Это так же верно, как то, что «по некоторым сведениям» (так сказано в титрах) один из героев картины убил в Бразилии 18 беглых нацистов. 18, ни больше ни меньше.
А вообще-то если вы хотите узнать, что там не так, почитайте посты замечательного историка Aron Shneyer. Но кто когда слушал историков?
Да это ерунда, скажут мне в комментах, главное, люди узнают правду о Холокосте. Как будто можно узнать правду через неправду.
Лев Симкин
FB
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.