Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
В этой бывшей югославской республике во время Холокоста нашли спасение тысячи европейских евреев
По понятным причинам упоминание об антисемитизме адресует наше сознание к Холокосту и Восточной Европе. Оглядываясь назад, понимаешь, что исторический груз еврейского одиночества слишком велик, и этим обусловлена наша отчаянная потребность в существовании культурной среды, пусть и не вообще свободной от антисемитизма, но хотя бы позволяющей считать, что она его переросла или свободна от крайних его проявлений.
Поэтому я предпочёл заглянуть не на сайт Форума по координации борьбы с антисемитизмом (CFCA), а на сайт The Algemeiner, где прочитал статью о положении еврейской общины в Косово. Её автор — министр иностранных дел Косово Энвер Ходжа (полный тёзка албанского лидера советской поры!).
Министр вспоминает, что его внимание еврейская община привлекла ещё в годы его учёбы в Венском университете, где он встречался со многими еврейскими студентами, которые интересовались политической ситуацией в Косово и на Балканах. Эти молодые евреи тогда сравнивали появление агрессивного сербского национализма и его шовинистической идеологии со сходными политическими явлениями в Европе в период между двумя мировыми войнами.
А когда в конце 1990-х началась война в Косово, влиятельные политические деятели еврейской диаспоры в США и Европе стали определяющей силой в формировании международной гуманитарной интервенции НАТО, чтобы остановить этнические чистки и попытки геноцида в Косово со стороны сербов.
ЕВРЕЙСКАЯ ОБЩИНА И ИСТОРИЯ КОСОВО
Евреи и албанцы в Косово сосуществовали с древних времён. Евреи пришли сюда как часть политической, экономической и социальной системы Рима. Косово стало свидетелем роста еврейского населения в период Средневековья. Наличие еврейской общины было связано со строительством рудника в Ново-Брдо, известного в регионе добычей драгоценных металлов.
Члены еврейской общины, которые в то время проживали в Косово, были купцами, врачами, ремесленниками и др., активно участвовавшими в жизни общества. У них были свои синагоги, которые, пережив времена Османской империи, были уничтожены коммунистическим режимом. Тем не менее, их следы можно увидеть на сохранившихся руинах. Одна такая синагога была построена в конце девятнадцатого века в Приштине, где когда-то находился самый известный еврейский базар в этом регионе Балкан.
Подобно другим евреям в Юго-Восточной Европе, в частности в Греции, Албании и бывшей Югославии, косовские евреи относились к сефардской общине. Они покинули Испанию в пятнадцатом веке и переселились с Апеннинского полуострова. Кроме языков тех стран, откуда они пришли, евреи в Косово знали албанский, турецкий и сербский.
СПАСЕНИЕ И ЗАЩИТА
По мнению Энвера Ходжи, «есть два исторических обстоятельства, которые придают особое значение отношениям между косовскими албанцами и евреями. Одно из них — помощь косовских албанцев, оказанная евреям во время Второй мировой войны. Второе — роль еврейской диаспоры в Европе и США в спасении косовских албанцев от геноцида и массового изгнания в конце 1990-х годов».
Маленькая страна Косово не выдала евреев национал-социалистам. Напротив, во время войны косовские албанцы спасали членов еврейской общины в соответствии с древним албанским кодексом чести. Согласно ему, когда человек предлагает помощь и принимает гостя в своём доме, он обязан обеспечить его безопасность: «Дом албанца — это дом Бога и друга».
Как свидетельствуют люди, пережившие Вторую мировую войну, а также историки, многие албанские семьи подвергали свои жизни риску из-за этой благородной миссии. Вот как писал об этом известный историк Бернд Фишер:
«Не известно ни одного случая, когда было нарушено это доверие, не было ни одного случая выдачи еврея врагу, и никогда хозяин не попросил компенсации за свою помощь».
Многими исследованиями подтверждено, что албанцы в Косово отказывались участвовать в депортации евреев как во время оккупации Италией в 1939 году, так и во время немецкой оккупации в 1943-м. Косово было одним из немногих мест в Европе, где во время войны евреи нашли убежище. Многие из них затем были переправлены в Албанию, где им дали кров. Большинство евреев в Косово были спасены благодаря солидарности косовских албанцев и тогдашнего мэра Приштины, который не сдал евреев фашистскому режиму. Те, которых не смогли отправить в Албанию, были помещены в больницу в Приштине под предлогом карантина и тем самым избежали депортации.
Сотни евреев выехали из других частей региона, в том числе из Далмации, Черногории, Сербии, Македонии и Греции. Из Косово они отправились в Албанию, где им были выданы паспорта с албанскими именами, чтобы скрыть свою личность от фашистского режима. По словам городского раввина Йосефа Леви, власти Приштины поручили ему изготовить документы для 52 членов еврейской общины, подтверждающих, что они якобы родились в Приштине.
Солидарность косовских албанцев в спасении и защите евреев, конечно, зависела от дружественного отношения к ним в албанском государстве. По данным исследований, король Зогу с 1930 года приглашал евреев в Албанию для того, чтобы они помогли развитию албанского государства. Большинство приехавших получали албанские визы, а некоторые — албанские паспорта.
Даже Альберт Эйнштейн в 1935 году оценил албанское гостеприимство во время путешествия из Европы в США. Рассказывают, что он три дня гостил на Королевской вилле в Дурресе, а затем с албанским паспортом направился транзитом через несколько европейских стран в США.
«Но всегда следует принимать во внимание тот факт, что в Косово никогда не было антисемитизма в политике, общественной жизни и культуре, — считает Э.Ходжа. — Подобного не скажешь о многих других странах этого региона. Таким образом, косовары, когда речь заходит об их отношениях с евреями, имеют все основания гордиться своими благородными поступками, героизмом и человечностью».
ЕВРЕЙСКАЯ ДИАСПОРА И ИЗРАИЛЬ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ В КОСОВО
Есть ещё одно обстоятельство, которое придаёт особый вес отношениям между Косово и еврейской диаспорой в Европе и США, а также в Государстве Израиль. Это — война в Косово 1998-99 годов. Пятьдесят лет прошло после Холокоста, и поезда с людьми, изгнанными из Приштины в 1999 году, напомнили многим в западном мире о страшных преследованиях евреев. Политики, дипломаты и интеллектуалы еврейского происхождения были в числе первых, кто выступил против этнических чисток в Косово.
Основной вклад в выживание самого Косово внесла еврейская диаспора в Соединённых Штатах и Европе своей приверженностью гуманитарному вмешательству, чтобы остановить попытку геноцида со стороны режима Милошевича. Еврейская община глубоко понимала угрозу физического истребления и массовой депортации, с которой столкнулось население Косово. Известный израильский писатель Амос Оз был солидарен с военной интервенцией Запада, заявив:
«Единственным положительным аспектом трагедии Косово является то, что геноцид никогда больше не считается внутренней проблемой страны, в которой он имеет место. Это прогресс по сравнению с тем, что было 50 лет назад, когда большинство стран считали геноцид внутренней проблемой — они протестовали, но без вмешательства».
Не только еврейская диаспора, но и Государство Израиль помогало и поддерживало народ Косово. Когда премьер-министром был Ариэль Шарон, министерство иностранных дел заявило, что Израиль будет оказывать беженцам из Косово гуманитарную помощь и полностью поддержит усилия НАТО и США по прекращению этой трагедии.
ЕВРЕИ В КОСОВО В 2013 ГОДУ
Сегодня еврейская община в Косово малочисленна, но исторически важна, она является частью общества и вносит ценный вклад в строительство государства Косово.
Создание в Косово в мае 2013 года мемориала в честь жертв Холокоста — это шаг к более тесной дружбе между косоварами и еврейской общиной.
Мемориал будет служить напоминанием о том, что члены еврейской общины находили в Косово спасение. Кроме того, в память о евреях Косово на том месте, где стояла последняя синагога, разрушенная коммунистическим режимом в 1963 году, установлена мемориальная доска.
Косово находится на пути к светскому обществу, и знаменательно, что официальный календарь праздников включает в себя два еврейских праздника — Йом Кипур и Песах.
В заключение министр пишет:
«Мы должны гарантировать, чтобы евреи были признаны в качестве религиозной общины так же, как и другие национальности в Косово. Необходимо рассмотреть и участие представителя еврейской общины в Совете по делам общин, который функционирует при канцелярии президента Косово.
Таким образом, мы продолжаем традиции наших предков, которые в тяжелые времена спасали и защищали евреев. Многие уважаемые западные политики и дипломаты, участвовавшие в спасении и защите нашего народа в 1999 году, имеют еврейское происхождение и сейчас живут в США или Европе. Разве в свете нашей общей истории и надежды на общее будущее мы не должны сделать больше для еврейской диаспоры в Косово?
Ответ на этот вопрос, несомненно, да!»
По данным на 2008 год, в Косове проживало всего 50 евреев (три еврейские семьи). Пожелаем процветания народу Косово и его маленькой, но все еще живой еврейской общине!
Игорь ФАЙВУШОВИЧ
https://isrageo.wordpress.com
.
.
.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.