Ухаживания, измены, секс – все это было бесчисленное множество раз…
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Смотрел вчера очередную голливудскую романтическую комедию. Героине лет за 30, живет на Манхэттене в роскошной квартире с видом на Централ-парк, владеет какой-то крутой фирмой в великолепном офисе со стильными сотрудницами, личным секретарем. Подробно показывают, как она знакомится с красавцем – своим ровесником, как тот красиво ухаживает: цветы, шампанское, украшения в подарок; детально – как занимаются сексом; на 10-й минуте героиня узнает, что ее принц женат…
Скучно. Ухаживания, измены, секс – все это было бесчисленное множество раз. В 19–20 веках написаны об этом тысячи книг, пьес, сценариев. А чем эта дама занимается в своей конторе? Непонятно. Откуда такие деньги на роскошную квартиру? Показали ее отца – понятно, что не отцовские деньги. Так как же она такие деньги кует? И принц ее – роскошный дом, дорогущая тачка, денег куры не клюют, по делам летает в Майами, за границу… Чем он занимается? Какой у него бизнес? Создатели фильма об этом молчок. Богач – и все. Но именно то, что они опускают, в наш век намного интереснее тысячных вариантов секса в разных позах и в разных местах – в спальне, на кухне, на подоконнике… Этим могут заниматься и дебилы. («Детей рожать – кому ума не доставало?» – не нужно же называть вам автора афоризма?) А как делать в наш век хорошие деньги? Это, поверьте, народу намного интереснее. То, как герой зарабатывает деньги, может объяснить нам те или иные его поступки и решения в личной жизни. Бизнес нужно описать так, чтобы зритель поверил. Для этого сценаристы должны знать эти вещи, понимать механизмы.
Например, ни в сериале «Сопрано», но в «Крестном отце» не показано, как конкретно работает мафия, чтобы текли деньги, просто штампы, сам процесс вынесен за скобки: и так все знают, как делаются деньги. Мы не знаем, мы не в мафии. Если не ошибаюсь, в «Однажды в Америке» показано, как доставляют морем контрабандное спиртное и топят его, завидев береговую охрану, а потом эта контрабанда всплывает. Это было очень интересно – но такого мало и в самом фильме «Однажды в Америке». Все «понарошку» и в британском сериале «Острые козырьки». Покажите настоящие процессы, они будут держать в напряжении лучше, чем тысячная история про любовь и измену. Когда главари мафии узнали, что Коппола снимает фильм о них, встревожились; были публикации, что передавали угрозы режиссеру. Но когда этим главарям слили сценарий, они прочли, поняли, что никаких методов их работы в фильме на раскрывают, а показанные там «примеры» ничего общего с реальностью не имеют, зевнули и потеряли к нему интерес.
Древние греческие авторы понимали это. Они не писали просто: «У Гектора был замечательный щит», или «Ахиллес владел прекрасным мечом», «Агамемнон вскочил в свою блистательную колесницу», а подробно описывали процесс изготовления того, другого и третьего. И древние греческие читатели верили, что у их любимых героев были такие щиты, мечи и колесницы. Гомер, правда, не умел описывать красоту (впрочем, красота – понятие сугубо индивидуальное, каждый любит что-то свое), зато убедил всех в том, что Елена, из-за которой началась Троянская война, была прекрасна, тем, что показал, как восхитились ее красотой старейшины Трои, решившие рискнуть и ответить отказом на ультиматум сынов Эллады.
Короче, после 20-й минуты нового голливудского фильма я тоже зевнул (хотя играют звезды мирового класса), и переключился на другое.
Выпускник московского Литературного института им. М. Горького, драматург, прозаик, публицист, переводчик. Член Союза писателей СССР (с 1984 г.).
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.