Ящик и не только. Ответ Ганапольскому

Мне не хотелось специально разбирать информационный посыл сериалов, которые прошли один за другим только что на Первом канале, но к слову об этом сказать нужно и важно.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Автор Илья Абель

Матвей Юрьевич удивляется результатам социологических опросов, по которым более двух третей респондентов уверены в наличии в стране внутренних врагов.

И дело тут, на мой взгляд, не только в том, что по ТВ показывают квазиразоблачительные фильмы про современных отечественных оппозиционеров. А в том, что из вечера в вечер вкладывают в головы телезрителей мысль о том, что государство в опасности, что надо бороться с врагами и что это могут сделать только сотрудники спецслужб.

Сначала показали на Первом сериал «Сын отца народов», где время репрессий и тоталитарной диктатуры выглядит в положительных тонах, а Василий Сталин — жертвой тех, с кем его отец не успел расправиться при жизни.

Следом пошел сериал «Крик совы», из которого следует, что и через 12 лет после победы в войне есть еще невыявленные враги советской власти и их так много, что только особые полномочия (второе название сериала) помогают справиться с хорошо законспирированной их сетью.

И пвседоисторическую трилогию только что завершил сериал «Убить Сталина», где на протяжении восьми серий только и говорится о том, что противники режима советской власти, немецкие шпионы и их пособники проникли всюду и распознать их достаточно сложно, поскольку они рядом и мало отличаются от законопослушных советских граждан.

Примечательно, что, во-первых, “Сын врага народа« (частично) и «Убить Сталина» полностью) снимал один и тот же режиссер — Сергей Гинзбург, что, во-вторых, и там, и там роль Сталина играл один и тот же актер, в задачу которого входило создать более человечный, а не ходульный образ одиозной ныне фигуры вождя большевистской партии и СССР. А, в-третьих, принципиально, что главных героев, сотрудников госбезопасности, играют и, надо сказать, достаточно убедительно такие актеры, как Сергей Пускепалис (“Крик совы«) и Александр Домогаров («Убить Сталина»). Они настолько достоверны в этих ролях, так любят своих избранниц, так совмещают исполнение служебного долга с заботой о близких, что им трудно не поверить.

То есть, из сериала сериал, в чем легко убедиться, внушается простая мысль: есть враги и есть те, кто с ними обязан бороться, поскольку умеет это делать уверенно и результативно.

Любопытна одна из финальных сцен фильма «Крик совы». Сотрудник госбезопасности, раскрыв сеть шпионов и предателей, убирает в стол фотопленки со сведениями о тех, кто работал на фашистов и сотрудничал с ними и после окончания войны. Оставляет на будущее, будучи уверенным, что подобная информация пригодится. Так сказать, вывод в том, что изменники никуда не денутся и их все равно найдут, хоть и через десятки лет, как в фильме «Крик совы».

Все же художественно воссозданные идеологические установки достигают большего результата, чем лозунги и выступления руководителей страны. На что и рассчитаны как сериалы, так сказать, исторического рода и политика ТВ в показе их в таком порядке и в таком контексте.

И после всего этого, Матвей Юрьевич, вы и дальше будете удивляться специфичности результатов опроса мнения граждан России по поводу врагов внутри страны?

Илья Абель

.
.
.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.