В связи с недавними кровавыми терактами в Париже Запад охвачен невероятно модным нынче трендом – озвучиванием лозунга “Я – Шарли” (“Je suis Charlie”). Мода пошла от названия сатирического журнала, где работали потерпевшие, “Еженедельный Шарли” (“Charlie Hebdo”). Так вот, я – не Шарли
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Предупреждая обвинения в одобрении террора, говорю: не одобряю. Никакого. Ни исламского, ни даже еврейского. Но и Шарли быть не хочу. Современные журналисты, на мой взгляд, игнорируют добрую традицию: открывая рот, старайся стать не частью проблемы, а частью ее решения. То, что на протяжении нескольких десятков лет делали журналисты и художники “Шарли Эбдо” (основан в 1970 г.), никак, на мой взгляд, не может быть отнесено к категории “творчество”.
Объясню свою позицию.
Есть понятие не только профессионального вкуса (не позволяющего его владельцу опускаться до уровня, как сегодня принято называть, сортирного юмора), но и просто профессионализма. Сатирик, сочетавший профессионализм с профессиональным вкусом, это, например, Франсуа Лежён, известный как Жан Эффель, чей цикл “Сотворение мира” – образец прекрасного рисунка, иронии и безупречного вкуса. Кстати, о личной храбрости – Франсуа Лежён сражался в рядах французского Сопротивления. “Забавное евангелие” и другие книги Лео Таксиля, при всем их изложении на грани фола – именно что на грани, но не переходят ее. Советская “Божественная комедия” театра кукол С. Образцова тоже в этом почетном ряду. Вспомним в этом ряду и Херлуфа Бидструпа, блестящего профессионала, щедро одаренного чувством юмора. Он и поныне является образцом абсолютного отсутствия пошлости. Темами его рисунков становились буквально все грани человеческого бытия – бытовые конфликты, супружеские измены, большая политика, религия, смешные ситуации, флирт и секс… Но среди них нет ни единого рисунка, на который неловко или противно смотреть. Будучи атеистом, Бидструп всегда исключительно корректно изображал представителей любой религии. И качество, качество! Верх профессионализма, точные линии, чья завершенность – предмет зависти сегодняшних художников, вооруженных всеми достижениями компьютерных программ…
Не могу отозваться с таким же восхищением о карикатурах художников “Шарли Эбдо”. Большой вопрос, нужна ли в обществе цензура внешняя, но как быть, если начисто отсутствует цензура внутренняя? Какие меры может (и обязано) принимать современное общество, в котором “четвертая власть” старательно исповедует принцип “разрешено всё, что не запрещено”, начисто игнорируя тот простой факт, что разрешено-то с расчетом на личную ответственность человека, считающегося взрослым и дееспособным? Видимо, либерализм, как в свое время социализм, переоценил внутреннюю готовность человека к ответственности и самоконтролю. Журналисты, настаивающие на свободе слова, оказались не готовы осуществлять это право, руководствуясь ответственностью и уважением не только к себе, но и к другим. Взрослые, убеленные сединами (возраст некоторых погибших приближался к 70-ти) журналисты не сумели понять, что есть вещи, которые нельзя вышучивать, какими бы смешными они ни казалось кому-то. Просто потому, что нельзя. Нельзя (хотя технически можно) глумиться над тем, что дорого и свято для других людей. Нельзя издеваться над чужим несчастьем, даже если пострадали люди, идеологически тебе чуждые. И, конечно же, нет никакой нужды пошло ёрничать по поводу религии врагов, религии друзей, своей собственной религии. Как говорят на иврите, “еш гвуль”.
Виктимологи вместе с полицейскими умоляют девушек не ходить в ночное время в провоцирующей одежде по неблагополучным районам, однако западные дамы отвечают “маршами шлюх”. Мол, как хочу выглядеть, так и буду, пусть даже выгляжу шлюхой! Либеральные журналисты с восторгом освещают подобные марши, но кто и когда из них писал о судьбах тех их участниц, которые позже решили прогуляться по темным переулкам проблемного квартала?
Либеральные журналисты “Шарли Эбдо” с удовольствием высмеивали то, что свято для других, отмахиваясь от предупреждений, просьб, требований, но кто из них был реально готов расплатиться жизнью за свое поведение? Или за большие тиражи, если угодно? Виктимологи предупреждали, господа…
Кстати, на днях в Саудовской Аравии публично выпороли местного блогера, излишне увлекшегося критикой ислама, несмотря на неоднократные предупреждения об опасности таких шуточек. Ирония истории, которая, если внимательно приглядеться, повсеместна, еще и в том, что громче всех обрушился с критикой (с безопасного расстояния) на саудовские власти за их решение не кто иной как директор ближневосточного отделения “Amnesty International” господин Лютер. Его исторический однофамилец был известен своей нетерпимостью к любому инакомыслию и будучи примерным католическим монахом, и позже, возглавляя Реформацию. Изрядно досталось от него и евреям, не поторопившимся с признанием святой троицы. Во времена Реформации, как до и после нее, для непотребства, кощунства и похабщины имелось строго свое время: это был карнавал (на Руси – святки). Целую неделю народ что хотел, то и воротил, не признавая никаких авторитетов. Недели вполне хватало, а в прочее время, уж извините, ничего подобного не позволялось. Карнавал “Шарли Эбдо” затянулся на несколько десятилетий, прервавшись предсказуемо – трагедией.
Где грань между правдой-маткой и клеветой? Между личным мнением и оскорблением? Между навязчивостью самопровозглашенного властителя дум, который может, потому что хочет (одно из последствий модного ныне культа индивидуальности, полностью подчиняющей окружающий мир своим желаниям), и долгим путем к профессиональному совершенству?
Как назвать серию разухабистых карикатур на трагическое происшествие в московском метро, когда в сошедшем с рельсов поезде погибли люди? “Шарли Эбдо” откликнулся коряво исполненными рисунками малюсеньких скорченных трупиков, раскиданных по рельсам. Дело даже не в качестве исполнения, а в том, что это вообще не тема для веселья. Меня трудно заподозрить в симпатиях к исламу, но картинки, изображающие хряка, совокупляющегося с Мохаммедом, ничего, кроме омерзения, не вызывают.
Пошлость продолжается. Показательно скорбным маршем прошли по улицам Парижа крупнейшие европейские политики, десятками лет наводнявшие мусульманами свои страны. Кто поощрял мультикультуризм, на деле обернувшийся глумлением над европейской культурой и идентичностью? Кто годами попустительствовал террору вне Европы, разрушая светские восточные режимы за “недостаточную демократичность”? Кто бойкотировал Израиль и подстрекал палестинцев на все новые и новые нападки на нас? Кто даже в эти горестные минуты проявил достаточно наглости, пытаясь воспрепятствовать приезду в Париж премьер-министра Израиля – а ну как привлечет ненужное внимание? Голова европейской “рыбы”, дурно пахнущая, проследовала торжественным маршем по замершему Парижу.
Активисты всех мастей не смогли упустить такой шанс. Безответственность некоторых из них поражает. Или это не безответственность, а наплевательство? Наплевательство на чужие судьбы ради нескольких лишних минут собственного пиара…
Ходорковский публично призвал повсеместно распространять карикатуры “Шарли Эбдо”, послужившие поводом для бойни – в блогах, соцсетях, Интернет-форумах и пр. Учитывая, что сегодня крайне просто отследить пишущего в Интернете, а аккаунты в соцсетях, как правило, и вовсе авторизированные, что думает господин Ходорковский по поводу будущих возможных жертв его призыва? Впрочем, скорей всего, ничего. И, прошу заметить, призыв не провоцировать и не изгаляться – это не призыв к трусости. Как совет не высовываться без нужды из окопа во время обстрела не означает призыва дезертировать.
Сотрудники “Шарли Эбдо” заявляли о своем “абсолютном бесстрашии”. Собственно, не сдаются они и сейчас. Буквально на днях последовало заявление оставшихся в живых журналистов этого издания о том, что “они ничего не боятся и впредь намерены публиковать карикатуры”. Редакцию государство обеспечит охраной. Охрана, конечно, может спасти от похищения и мучительной смерти. Зато тираж следующего номера ожидается гигантский – это при прежних-то 60 тысячах (половина которых, кстати, оставалась нереализованной). Это ли не успех?
Интересно, а у “Пусси Райот” хватит духу выступить в мечети? Кстати, они сейчас в Париже, они – тоже Шарли…
Адаса Фальк,
«Новости недели» – «Континент»
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.