Некогда спокойный шведский город Мальмё в последнее время становится всё более опасным для евреев
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
На днях около еврейского общинного центра в Мальмё произошёл взрыв – увы, не первый в истории еврейской общины города, да и не только города, но и Старого Света в целом.
В связи с этим президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Кантор осудил и назвал неприемлемой невыносимую эскалацию агрессии в отношении еврейской общины Европы:
«Взрыв в Мальмё является продолжением беспрецедентной волны нападений на евреев и еврейские объекты в последние месяцы, начиная с убийств в Тулузе. Мишень этих нападений – еврейская община Европы. В некоторых регионах Европы существует реальная угроза жизни еврейских общин, и для их защиты не предпринимается достаточно усилий. Угроза еврейской жизни в Европе – это угроза самим основам существования Европы.
Пока лидеры пытаются определить границы свободы самовыражения после выхода антиисламского фильма, евреи находятся в серьёзной опасности, что не получает должного внимания. При обсуждении различных прав необходимо помнить, что право на жизнь превыше всего, а в Европе есть те, кто хочет лишить евреев даже этого права».
Череду недавних атак на евреев в Европе пополнили нападения на еврейских школьников в Париже, мужчину с его шестилетней дочерью в Берлине и раввина в Вене.
«Власти должны принять срочные меры на национальном и общеевропейском уровнях, – добавил Кантор. – Но чтобы найти способ, необходимо желание. Мэр Мальмё создал такую атмосферу, в которой евреи чувствуют угрозу для жизни без должной защиты и понимания», – сказал Кантор.
Комментарии мэра Мальмё Илмара Реепалу неоднократно воспринимались общественностью как оправдывающие и узаконивающие всплески антисемитских нападений на евреев. Как это модно ныне, рядясь в тогу антисиониста, он проявляет самую низкопробную юдофобию. Удивительно ли, что жертвой очередного погрома, устроенного после мэрского пассажа на тему, что “сионизм – разновидность расизма”, едва не стал израильский теннисист, прибывший в 2009 году в Мальмё для участие в турнире на Кубок Дэвиса?
«Мы призываем местные власти принять все возможные меры по защите еврейской общины Мальмё и наших учреждений. По отношению к проявлениям ненависти и антисемитизма в городе должен быть установлен нулевой уровень терпимости», – заявила президент еврейской общины Швеции Лена Познер.
В настоящий момент ЕЕК проводит встречи с лидерами на национальном и европейском уровнях. Цель – обеспечить выделение ресурсов и присвоение приоритетного статуса этой проблеме, чтобы подобные преступления предотвращались в зародыше, а реакция на них была максимально жесткой.
Заметим, Мальмё – третий по величине город Швеции, а мусульманская община здесь – самая крупная в Скандинавии. Из 300 тысяч жителей города только по официальной статистике ислам исповедует более 100 тысяч человек. Привлекаемые высоким уровнем социальной защиты и безнаказанностью, а также пресловутой системой “воссоединения семей” (некоторые адвокаты под “семьей” трактуют и понятие клана – “хамулы”) иммигранты с Востока высокими темпами пополняют эту общину. С неприязненным отношением к себе сталкиваются и шведы, зачастую по вечерам не рискующие появляться в некоторых районах города. Даже полицейские стараются обходить эти “горячие точки” стороной. В районе Русенгорд, уже “прославившимся” мусульманскими волнениями, атаки на полицейских стали обыденным явлением.
В интервью агентству JTA посланник ХАБАДа раввин Шнеур Кессельман сказал, что с 2004 года, когда он прибыл в Мальмё, не раз становился объектом антисемитских нападок. А совсем недавно на его новой машине кто-то нацарапал слово “Палестина”. Он опасается за жизнь и здоровье своих четверых детей, но покидать негостеприимный город не хочет:
“Я несу ответственность за евреев Мальмё. Без меня им будет еще тяжелее”.
Еврейская община города невелика, она насчитывает всего 700 человек. По общинной и полицейской статистике, ее представители ежегодно подвергаются десяткам нападений (в разные годы – от 50 до 100 инцидентов). Летом 2010 г. в городскую синагогу была брошена бомба. Как говорит лидер общины Фредерик Сирадзски, выйти на улицу в кипе – значит, пойти на серьезный риск.
”Службы безопасности настаивают на том, чтобы мы забыли про кипы и не провоцировали соседей на акты агрессии, – говорит один из активистов еврейской общины. – Но мы не склонили голову: с декабря 2011 года всё больше евреев появляется в общественных местах в кипах, правда, мы стараемся не ходить при этом поодиночке”.
Что любопытно, к этой тихой акции протеста присоединились не только евреи, но и христиане, и даже мусульмане, в том числе известные деятели культуры и местные политики. Как говорит рав Кессельман, отвага группы евреев нашла широкую поддержку у многих жителей города. Можно сказать, этот нетрадиционный способ протеста разбудил чувство национальной гордости и у шведов.
К соплеменникам и их пока что немногочисленным союзникам присоединилась группа датских евреев – как сообщает портал jewish.ru, двухэтажный автобус, в котором ехали 70 датских евреев, пересек самый длинный в Европе Эресуннский мост через Балтийское море, соединяющий Копенгаген с Мальмё. Все мужчины были в кипах.
Участвовавший в “экспедиции” член городского совета Копенгагена и бывший глава еврейской общины Дании Финн Рудицки напомнил, что в 1942 году почти все евреи Копенгагена были переправлены из оккупированной нацистами Дании в нейтральную Швецию и многие датские евреи остались в Мальмё навсегда.
”Теперь, когда в сложной ситуации оказались наши соплеменники в Мальмё, мы считаем своим еврейским долгом показать членам общины Мальмё, что они не одни”, – говорит Рудицки.
Лидеры исламских экстремистов неоднократно приводили Швецию и Норвегию в качестве примера, вдохновляющего на создание нового халифата. В этом отношении Мальмё можно считать одним из плацдармов будущей экспансии. И если сами шведы и прочие европейцы не понимают, к каким последствиям может привести безнаказанность агрессивной части мусульманских общин, то евреи с их повышенным чувством опасности обязаны показать, насколько тревожна сложившаяся ситуация.
Европейский еврейский конгресс сражается не только за защиту еврейских интересов, но и за толерантность на всём континенте. Состоявшийся в Париже в начале сентября диалог между лидерами иудейских и мусульманских религиозных общин, организаторами которого были ЕЕК, Фонд этнического взаимопонимания (США) и Парижская соборная мечеть, показал, что шансы на улучшение ситуации есть. Но, к сожалению, слишком велики экстремистские настроения в ряде общин. Они подпитываются не только разного рода исламистскими идеологами, но и застарелой юдофобией ряда европейцев.
Елена Плетинская
isrageo.wordpress.com
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.