Уолт Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго. Его предки – англичане, ирландцы и немцы.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
В 1906 году семья переехала на ферму в штат Миссури, а в 1910 году – в Канзас-Сити.
В конце Первой мировой войны Дисней год (в 1918 году) прослужил шофёром санитарной машины Международного Красного Креста во Франции.
Умер Уолт Дисней 15 декабря 1966 года от рака легких (он очень много курил!), и компания «Уолт Дисней» приняла стратегическое решение отказаться от показа сигарет в своих фильмах. Распространена версия, что после смерти Диснея поместили в криогенную камеру, в надежде на разморозку в далёком будущем.
Он хотел рисовать!
Уолту было только 4 года, у семьи не было денег на карандаши и бумагу, а Уолт хотел рисовать. Он нашел смолу, палку и нарисовал дом… на стене собственного дома. Вероятно, был самый первый рисунок Уолта. А через три года он начнет продавать свои рисунки соседям. А ещё через 40 лет они будут продавать эти рисунки на аукционах.
Семья переехала в город Канзас-Сити и 8-летний Уолт начал зарабатывать деньги, в течение шести лет вставая каждое утро в 3:30 и разнося газеты. Но он хотел рисовать, хотел делать рисунки подобно тем, которые видел в комиксах.
Но Элиос Дисней – отец Уолта, плотник, фермер и строительный подрядчик, был жестокими деспотом и нещадно лупил своих детей, особенно доставалось Уолту, так как отец считал, что все художники – бездельники.
Герой мультика – ты сам!
Критики и психологи считают, что эти испытания и, особенно, беспокойство относительно его происхождения (Уолт считал – что его отец ему неродной), стали определённым шаблоном в поздних фильмах Диснея. В героях Диснея ребенок узнает сам себя, а зная, какой диснеевский герой наиболее симпатичен ребенку, можно понять, какие у него психологические проблемы.
Уолту Диснею удалось поступить в чикагский Институт Искусств, где он и понял, что, что его истинные таланты находятся скорее в области осмысления и координирования проектов, чем в составлении документов.
Надёжный партнёр и первая студия
В 1919 году Уолт Дисней начал свою работу в качестве художественного директора коммерческой студии. Тогда же Дисней встретил и Уба Айверкса, молодого художника, ставшего впоследствии его деловым партнером.
Вместе они организовали студию в гараже отца Уолта Диснея и начали делать смешные зарисовки, которые хотя и пользовались популярностью в местных кинотеатрах, но больших доходов не приносили. Но вдохновленный первыми успехами, Дисней нашел инвесторов и организовал свою первую компанию – «Laugh-O-gram Films», которая просуществовала недолго, так как первый заказчик внезапно обанкротился и не смог оплатить уже отснятый материал.
На последние деньги Дисней купил билет в Калифорнию к своему дяде Роберту и в 1923 года он оказался в Лос-Анджелесе с пленками недоделанного мультфильма и 40 долларами в кармане.
Неудавшийся актёр
Обаяние Голливуда произвело на Диснея большое впечатление и, поддавшись господствовавшим настроениям, он решил стать актером. Но актёрский этап в карьере великого мультипликатора закончился довольно быстро. «…Я переходил из одной студии в другую, где обходил все кабинеты подряд…», – писал он позже. «…Единственной работой, которую мне предложили, была роль статиста. В толпе других статистов я должен был проехать несколько метров на лошади. Однако шел сильный дождь, съемки перенесли на другой день, а затем нашу сцену просто выкинули из фильма. Это было концом моей актерской карьеры…».
И главным для него становится для него мультипликация. В течение столетий художники пробовали изображать движущиеся фигуры, мультипликация объединила музыку, голоса и краски – и Дисней как никто понимал это.
Братья по бизнесу
Он встретился со своим братом Роем, и, объединив денежные ресурсы, заняв 500 долларов братья открыли магазин в гараже собственного дяди.
А в январе 1926 года в Калифорнии открылась первая студия Диснея –Уолт и Рой приблизились к своей мечте, начав создавать анимационные фильмы, хотя создание даже небольшого эпизода требовало таланта директора, актера, звукооператора, сценариста и музыкального редактора. Но Уолт и Рой оказались способными на все это.
Как же они могли конкурировать с другими аниматорами, когда даже для большой студии двухминутный фильм требует многомесячной работы, а для полнометражного нужно несколько лет?
Главный – это директор!
Всем известно, что сценарий мультфильма походит на огромный комикс, все указания помещены в одном ряду с карандашными эскизами, которые перемежаются диалогами, напечатанным возле каждого рисунка. Фильм состоит из многих элементов: диалогов, цвета, звука и музыки. Как только эти рисунки готовы – директор устраивает конференцию с аниматорами, специалистами по композиции, художниками фона и музыкантами. Но единственный человек, который может участвовать в производстве от начала и до конца – это директор. И самая главное в работе директора – выбор времени и координирование всех элементов, которые и составят готовый фильм. В студии Диснея было только двое – братья Уолт и Рой. И они справились! «Это своего рода забава – делать невозможное», – писал Дисней позже.
Его фирма получила контракт от правительства США на производство учебных фильмы, причём проекты были настолько прибыльными и интересными, что студия полностью отказалась от продолжения работы над фильмами про мышь Мортимер.
Первый успех и первые опыты
Только в 1928 году Уолт Дисней братья вернулся к идее о «энергичной мыши Мортимере» и после длительной и напряженной работы отснял короткометражный фильма «Пароход Вилли». Капитаном судна была маленькая мышь – Микки Маус, которого, по началу, озвучивал сам Дисней. «Я лишь надеюсь, что мы не теряем из виду одну вещь: всё это было начато одной мышью», – говорил он.
А первый большой успех пришел в 1929 году с фильмом «Глупые симфонии» и первой в мире полнометражной мультипликацией «Белоснежка и семь гномов» в 1937 году.
Во время войны студия Диснея выпускала фильмы для американских солдат, как считало командование – это было необходимым для поднятия воинской доблести и морали.
Но для производства цветных фильмов понадобилось осваивать новую профессию – потребовались специалисты фона и консультанты в подборе цвета.
Уолт Дисней изобрел абсолютно новый метод, позволивший сократить затраты в создании фильма – живые актеры снимались на кинопленку, а материал изучался для последующей работы.
«Я не создаю фильмы просто, чтобы зарабатывать деньги. Я зарабатываю деньги, чтобы создавать фильмы» – говорил Дисней
Найди голос! И найди тело!
Большая часть персонажей была озвучена ветераном студии Джимми Макдоналдом, ему необыкновенно удавались голоса, он экспериментировал с записью на различных скоростях и на различных устройствах. Джимми был «официальным» голосом Микки Мауса с 1947 по 1983 год.
Но визуальное развитие характеров требовало массы предварительных набросков и месяцы работы над «грубыми» эскизами предшествовали окончательному созданию образов.
«Белоснежка и семь гномов» стал первым полнометражным анимационным фильмом и именно с этого фильма возникло понятие «саундтрэк», а Белоснежка стала первым мультипликационным героем, столь похожим на человека. Отметим, что внимательнейшее и исчерпывающее изучение анатомии было обязательным для всех аниматоров Диснея, а модель Мэрдж Бэлтчер помогла им запечатлеть человеческие движения.
Умение привлечь и увлечь людей – вот основа бизнеса Диснея!
В течение трех лет 300 художников, используя более миллиона карандашей, работали над фильмом «101 Далмантинец», были использованы более 1000 различных оттенков цвета (причём 100 из них были них официально зарегистрированы как новые!) были использованы для достижения тонкости и разнообразия, необходимого для реальной передачи образов собак и людей. На собаках в фильме ровно 6469952 пятен. И голоса 25 людей использовались для озвучания, а весь период работы над озвучанием занял несколько лет.
«Я предпочту скорее развлекать и надеяться, что люди научились чему-то, чем обучать людей и надеяться, что они развлеклись».
Успех «Белоснежки» и «101 Далмантинец» принес студии Диснея не только славу, но и деньги, а также возможности дальнейшего развития, превращения маленькой мастерской по производству мультиков в огромную кинокорпорацию.
«Вы мертвы, если нацеливаетесь только на детей. Взрослые — всего лишь выросшие дети».
Сегодня корпорация «The Walt Disney Company» производит не только мультфильмы, кино и передачи для детей, но и владеет несколькими огромными парками развлечений. А впервые идея создания детского парка возникла у Диснея еще в начале второй мировой войны, однако реализовалась только в 1953 году.
«Большой ребенок» и «босс-самодур»
Уолт Дисней был как большой ребенок, иногда капризный и упрямый, иногда полный энтузиазма и доброжелательства, обожал модели железных дорог и иногда мог целыми днями играть в них. Но он говорил, что никогда не делал фильмы только для детей.
Уолт Дисней был одной из тех личностей, которые видят во взрослом ребенка и дарят этом взрослому встречу с детством – мир фантазии и радости.
Бизнес – не для слабых!
Характер Диснея был соткан из противоречий и парадоксов, а поступки способны были вызвать чувства любви и ненависти у одних и тех же людей. Его хвалёный «демократизм» на студии, который, впрочем, выражался лишь в том, что все могли обращаться к нему по имени, сочетался с резкостью и безжалостностью «босса-самодура», способного под влиянием минутного раздражения уволить человека, проработавшего с ним добрый десяток лет. «Великий гуманист», как величали его во всем мире, он, по собственным словам, «любил животных гораздо больше, чем людей».
«Генератор идей»
Уолт Дисней никогда не заблуждался на счет масштабов своего дарования художника, он хорошо знал, что значительно уступает в технике рисунка многим работавшим у него художникам, хотя бы того же Уба Айверкса. Но именно Уолт являлся настоящим генератором идей – он давал своим сотрудникам грубый набросок и подробное описание того, как должен выглядеть тот или иной персонаж, а те в меру своих способностей и таланта осуществляли поставленную перед ними задачу. Именно так Айверкс с подачи Уолта создал образ знаменитого Микки Мауса.
«Однажды я был озадачен вопросом маленького мальчика: «Это вы рисуете Микки Мауса?» Я должен был признаться, что не рисую. «Значит, вы придумываете все шутки и забавы?» И это я не делаю! Мальчик посмотрел на меня недоуменно: «Так что же вы делаете, мистер Дисней?» Я представляю себя подобием пчелки, которая перелетает с места на место, собирая пыльцу. Я хожу по студии и направляю работу каждого. Полагаю, что это и есть дело, которое я делаю!»
Имя – превыше всего!
Однако, требуя от своих художников полной самоотдачи, выжимая из них всё, на что они были способны, он платил им гораздо меньше, чем получали специалисты на других голливудских студиях, полагая, что с них довольно и «святой радости», которую приносит творческий труд, прославлявший его имя. Да-да, именно его имя!!! Ибо вплоть до начала сороковых годов в титрах картин фамилии людей, создававших их, не упоминались вовсе! И среди художников студии нашлось много недовольных его системой управления делами – они считали, что вносят большой творческий вклад в создание фильмов, они требовали признания авторских прав, в то время как Уолт считал автором только самого себя. В 1941 году на студии вспыхнула забастовка и разрядить обстановку помог лишь госдепартамент США.
Первый Диснейленд – и первые миллионы!
Устав от многолетней индустрии производства фильмов, Дисней оказался во власти новой идеи – создания парка развлечений и настойчиво стремился реализовать свою сказочную страну и подарить ее детям.
В 1955 году в Калифорнии он открыл первый Диснейленд – парк аттракционов, потом Диснейленды откроются во Флориде, Токио и Париже, но именно 1955 году Диснейленд становится триумфом Уолта – миллион посетителей за первые шесть месяцев! Диснейленд быстро стал американской достопримечательностью – и в настоящее время ежегодно его посещают более 5 млн. человек!
«Диснейленд никогда не будет завершён. Он будет продолжать расти столько, насколько хватит воображения в мире», – писал Дисней в своей книге
Риск – благородное дело!
В 1963 Дисней приступил к осуществлению ещё более фантастической идеи – так называемого «проекта X». В 1964 году он подыскал во Флориде подходящие участи земли – 14000 гектаров среди болот Флориды и по частям скупил его от имени вымышленных компаний, чтобы построить там свое «волшебное королевство». Владельцы земли не взвинчивали цены на участки, так как ни о чем не догадывались и в собственности The Walt Disney Company оказался надел земли, равный по площади двум Манхэттенам.
Но финансисты, которых Уолт хотел заинтересовать своим предприятием, только сочувственно вздыхали, говорили о тяжелых временах, советовали съездить отдохнуть, а потом, глядя вслед, откровенно стучали пальцем по лбу. Не видел в этом смысла и брат Рой, считая, что проект не принесет прибыли.
Уолт решил строить на собственные деньги – у него был банковский счет с вкладом в …4000 долларов, и под залог своих страховых полисов Дисней получил ссуду в 100 тыс. долларов.
Его брат Рой и вкладчики студии были крайне обеспокоены, тем более что Уолт, уже больной раком, решил вместо парка развлечений построить во Флориде город без нищеты и преступности – прототип городов будущего. Он планировал разместить здесь новый «Мир Диснея»: развлечения, курорты, гостиницы, мотели, индустриальные комплексы, аэропорт будущего и его «экспериментальное сообщество завтрашнего дня». На этом месте и началось строительство нового парка под названием «Мир Диснея».
Всё для бизнеса, всё для идеи!
Пытаясь добыть деньги для осуществления проекта, Дисней обратился к телевидению, хотя эта отрасль шоу-бизнеса в то время считалась чуть ли не парией в области развлечений, и Уолт избегал её, считая унизительным работать в кинематографе. Но, нуждаясь в средствах для своего проекта, своей идеи, Дисней согласился на совместное предприятие с «Эй-Би-Си» – самой новой и самой маленькой из телекомпаний и, в обмен на 5 млн. долларов, Дисней поставил телеверсию «Микки Мауса».
Лишь смерть Уолта Диснея в декабре 1966 года останавливает осуществление этого амбициозного проекта, а на территории несостоявшегося «города будущего» 1 октября 1971 года возникает новый парк развлечений: знаменитый «Disneyworld» – «Мир Диснея».
А в 1961 году Уолт Дисней основал Калифорнийский Институт Искусств – новый университетский городок раскинулся на площади в 60 акров в городе Валенсия, к северо-востоку от Лос-Анджелеса. Уолт Дисней задумал новую школу как «сообщество искусств» – новый подход к профессиональному обучению. В дополнение к музыке и живописи в институте изучается кинематография, театр, скульптура и мода.
К 1966 году Уолт Дисней был одним из самых богатейших людей США, получая 10 % от проката своих знаменитых и вечных фильмов.
Уолт Дисней, парень из простой семьи, вынужденный работать с 8 лет, этот «большой ребенок», достиг невероятных успехов: звания доктора в области изящных искусств, был награждён высшей гражданской правительственной наградой – «Медаль свободы», он получил 29 «Оскаров», и стал обладателем имущества, оцениваемого в 80 млн. долларов. Как писал об Уолте Диснее Роберт Бенайон: «…От его лихорадочной активности, его лучезарного оптимизма мы храним воспоминания о беззаботной эпохе… Дисней заставил широкую публику полюбить мультипликацию, отождествляя появление своих рисованных персонажей на экране с радостью жизни. И за это он достоин самой большой славы…».
А.А. Каздым
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.