Собственно, этого принципа – nil admirari – придерживались многие великие римляне как стоики, так и эпикурейцы – от Пифагора и Демокрита до Зенона, Цицерона и, само собой, Эпикура. Но пальма первенства, как и дóлжно, принадлежит поэту. Это Гораций выдал универсальный рецепт счастья: ничему не удивляться.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Формула эта хороша на все случаи жизни – не только на счастье, но и на полную ему противоположность. Как гласит загадочная русская поговорка, горе – не беда. Если горе не беда, то что тогда беда согласно мудрости нашего народа, откристаллизовавшейся в пословицах и поговорках? Горе или беда то, что происходит сейчас в путинской России, где реальность неотличима от карикатуры? Кого это несказанно удивляет супротив латинской максимы, так автора дистопии «1984», когда пророк, а оказался лжепророк, коли не всё предусмотрел, Джордж Оруэлл читает книгу под названием «2024» – см. приложенную карикатуру.
Кто бы сомневался, что кремлевский узурпатор пусть и не в свои сани не садись, будет «переизбран» – странно, что, согласитесь, не единогласно. Что меня удивляет, зачем ему этот потемкинский фасад выборов без выбора? Или в его убогом представлении бессменный президент значит бессмертный президент? А коли так, одна надежда на его смерть – суфлерский подсказ его супостатам, которых видимо-невидимо по белу свету, включая его крепостную страну: никому не желают смерти столько людей, как ему. Я не устаю ссылаться на самое начало моего провидческого романа-трактата «Кот Шрёдингера», где он повсеместно узнаваем в главном герое, коему прототип:
«Его смерть была долгожданной, а потому неожиданной и застала нас всех врасплох. Кому как, конечно, но никому – по фигу».
Вот ведь даже Кощей Бессмертный оказался смертным. А что если объявить себя богом? Что он и сделал. Пародия пародии? Самая что ни на есть реальность. «Россия – страна, которая управляется напрямую Богом», заявил этот богочеловек во время встречи с участниками Всемирного фестиваля молодежи 6 марта в универе «Сириус». А как еще прикажете понимать это заявление, коли Россией вот уже почти четверть века по старинке вручную управляет ВВП? А богом быть, как известно, трудно – другое его сравнение себя с рабом на галере, помните? Нет, не богочеловек, а человекобог, что много хуже и гаже по-Достоевскому. Цитата позаимствована у немецкого генерал-фельдмаршала Христофора Миниха, в полном виде она куда более полисемична и даже противоположна по смыслу:
«Россия – страна, которая напрямую управляется Богом, потому что если это не так, то непонятно, как она вообще существует».
Вот именно, что непонятно, как она вообще существует при ее раблезианских размерах, бездарных за редчайшими исключениями (ну, там Царь Борис или Царь-Освободитель, на пальцах одной руки можно сосчитать) и колоссальных их ляпах, от которых страдали и страдают не одни русские, но и пограничные народы. Как сейчас трагическая, героическая, великая Украина.
Вот уж, действительно, вляпался вместе со своей крепостной страной по самое не могу. А вытащить себя самому из трясины никому не под силу. Коготок увяз – всей птичке пропасть. Вот мир с надеждой и отчаянием и взирает на Украину, что она спасет не только себя, но и остатную Европу от имперского геополитического бреда этого самого опасного в мире дурака. Чужими руками жар загребать? Ладно, помалкиваю – помогают, чем могут. Но напомню все-таки, что одна из книг моей киевской трилогии называется «Цунами истории. Победа Украины или Поражение России?» Две большие разницы. Желая и веря в победу Украины, я мечтаю о поражении моей географической родины. И знаю, что оно неизбежно произойдет и уже сейчас происходит, несмотря на победные фронтовые реляции рашистского Министерства обороны, которое давно пора уже переименовать в Министерство нападений.
Что поразительно, сославшись на немецкого военачальника XVIII века, кремлевский дурень поспешил отмежеваться от второй части его высказывания, зато «с первой частью совершенно согласен». Чтобы его мания величия в самом деле так зашкаливала, и он отождествлял себя с Богом? В глубине души, в подсознанке – не исключено, но как все тираны, он пуще всего боится иронии, смеха, насмешек, а потому вряд ли все-таки выставил бы себя совсем уж идиотом со своими божественными амбициями. Но что это за Бог, который из всех народов мира выбрал русский народ, чтобы лично им управлять? Ах да, народ-богоносец и прочая русофильская ерундистика. Теперь уже не скажешь славянофильская, учитывая, что славяне украинцы борются не на жизнь, а на смерть со славянами русскими. Вот уж никак не «семейная вражда», дорогой родоначальник. Как и весь его стих «Клеветникам России» – имперский бред, фейк, нафталин. Стыдно читать.
Как стыдно читать и «На независимость Украины» моего питерского дружка Иосифа Бродского. Последний и вовсе написан из чистой зависти к украинцам – к их праву свободного выбора. Они выбрали свободу, а русским ничего другого не оставалось, как выбрать империю, пусть и на ее обломках. ф
Не вижу здесь отличия одного питерца от другого, Бродского от Путина. На одной волне. Говорю это, понятно, с прискорбием.
Понятно, что если не самого себя, то кремлевский пахан имел в виду не Бога вообще, а русского бога, коли он управляет Россией. Почему нет? Если существуют русский мир и русская цивилизация согласно Путину и иже с ним, то почему не русский бог? Заветная русская триада: русский мир, русская цивилизация, русский бог.
Правда если заменить прилагательное «русский» на любое другое, относящееся к этносу, типа немецкий, французский, испанский, да хоть бельгийский или швейцарский, то мы тут же угодим в мир абсурда, хотя точнее будет назвать этот мир словом, который я определяю военную тактику, стратегию и политику рашистов. Ну да, иррациональный. В самом деле, легко представить, скажем швейцарский сыр или итальянские вина, но никак не швейцарский мир или итальянскую цивилизацию, а тем более бога с национальной отметиной. Только не надо, плиз, о еврейском боге – там о происхождении монотеизма, хотя есть гипотеза что Моисей позаимствовал ее у Эхнатона, чьим приверженцем был и после разгрома этого революционного движения и возвращения египтян к старым богам, внушил идею единобожия евреям под видом национально-освободительной борьбы против египетского рабства.
Вернемся к нашим русским баранам, а именно к претензиям русских иметь своего собственного бога. Идея не новая, сама идиома «Русский бог» восходит еще к Куликовской битве, когда будто бы именно этот бог помог русским одолеть татар в неравной битве. А потом пошло-поехало. Русского бога взял на вооружение император Николай Первый, выстраивая концепцию превосходства русского пути и особого склада характера людей, живущих в стране. Что-то это нам напоминает, да? Даром, что ли, нынешнего кремлевского временщика я сравниваю вовсе не с Петром Великим или Александром Невским, как ему очень хочется, а именно с Николаем Палкиным, чье бездарное царствование кончилось позорным поражением в Крымской войне. Еще одна параллель впрок, на будущее, когда Крымнаш вернется под прежнюю юрисдикцию.
Так вот, уже в те времена нашелся человек, который высмеял претензии
русских на своего бога и так и назвал свой блистательный стих-диатрибу «Русский бог». Ну не весь этот стих, но хотя бы в сокращении, несколько всего строф приведу – в качестве концовки этой моей политиканы. Дабы все претензии, кои, несомненно, возникнут, переадресовать поэту князю Петру Вяземскому, а не к писателю и политологу Владимиру Соловьеву-Американскому. С меня и взятки гладки.
Нужно ль вам истолкованье,
Что такое русский бог?
Вот его вам начертанье,
Сколько я заметить мог.
Бог метелей, бог ухабов,
Бог мучительных дорог,
Станций – тараканьих штабов,
Вот он, вот он русский бог…
Бог грудей и жоп отвислых,
Бог лаптей и пухлых ног,
Горьких лиц и сливок кислых,
Вот он, вот он русский бог…
К глупым полон благодати,
К умным беспощадно строг,
Бог всего, что есть некстати,
Вот он, вот он русский бог.
Бог всего, что из границы,
Не к лицу, не под итог,
Бог по ужине горчицы,
Вот он, вот он русский бог.
Бог бродяжных иноземцев,
К нам зашедших за порог,
Бог в особенности немцев,
Вот он, вот он русский бог.
Владимир Исаакович Соловьев – известный русско-американский писатель, мемуарист, критик, политолог.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.