Вера Полозкова в Нью-Йорке

В прошлую пятницу состоялось нью-йоркское выступление московской поэтессы Веры Полозковой в тандеме с питерским композитором Александром Маноцковым – первое в большом гастрольном турне дуэта по городам США, Канады и Европы.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Вечер был открыт военными стихами, высвечивающими четкую гражданскую позицию автора, покинувшего Россию полгода назад. К теме бессмысленности войны, развязанной Россией в Украине, и мотивам сострадания к ее невинным жертвам Вера Полозкова, поэтесса преимущественно лирическая и исповедальная, возвращалась и в продолжении насыщенного концерта, включившего стихи новые и знакомые, серьезные и забавные, нежные и детские.

Диалог музыканта и поэтессы достиг драматического апогея во время своеобразной интерлюдии-переклички: Маноцков, композитор, пишущий симфонии и музыку для театра и кино, но также и стихи (добавим, стихи отменные), читал тексты Полозковой, а поэтесса, с ходу, отвечала ему стихотворениями Маноцкова. И наоборот. И эффектный результат дружеского батла был тепло принят аудиторией.

Этот своего рода возврат к рецепции стадионной поэзии 60-х заставляет задуматься о непривычном по нашим временам статусе поэта как суперзвезды и любимца публики. В зале бруклинского Oceana Theatre яблоку, что называется, негде было упасть, а слушатели, в возрастном диапазоне от 20 до 60, (иногда и за), встречали стихи частыми аплодисментами как встречают старых знакомых или знакомых новых, встречу с которыми хочется продлить. Треть стихов тут же повторялась в песенном варианте в исполнении Маноцкова под аккомпанемент бас-гитары. И поскольку стихи, даже самые, как у Полозковой, прозрачные, при повторном восприятии выигрывают – этот оправданный концептуальный ход, если не смещал, то амплифицировал акценты, расставленные Полозковой в текстах, часто пронзительных, иногда жестких, но всегда искренних.

И пусть для иных отсылки текстов Полозковой к маскультуре возможно считывались легче, чем ее аллюзии к индуизму и классике, и не каждый авторский поклон незримо витающим теням Есенина и Вертинского и тех же легенд шестидесятых мог быть опознан, но этот интенсивный интерес к талантливому и плодовитому поэту – не действенное ли доказательство того, что культура – вопреки и назло попыткам отмены ее, жива и живуча, и продолжается, и способна в полной мере ангажировать современного слушателя и читателя.

Павел Лемберский, писатель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.