Величайший тенор всех времён

к семидесятипятилетию со дня рождения Пласидо Доминго

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

«Боюсь, что день без музыки для меня невозможен, это всё равно, что не дышать… Если я могу петь, я должен петь до тех пор, пока не остановлюсь…»
Пласидо Доминго

«…Доминго – оперный певец планетарного масштаба…»
Рубен Амон

В текущем году музыкальная общественность и многочисленные поклонники многогранного таланта Пласидо Доминго во всём мире отметили его ЮБИЛЕЙ – семидесятипятилетие со дня рождения. К этой знаменательной дате замечательный певец и дирижёр подошёл, имея за плечами невероятный по богатству багаж собственных творческих достижений. В течение более полувековой карьеры он исполнил не менее 145 ведущих оперных партий, участвовал в более чем в 3600 спектаклях1, записал более 100 выступлений, выбрав для этого наиболее любимые и важные из своего репертуара. Эти записи включают в себя полнометражные оперные спектакли, дуэты и произведения, исполненные им соло. В посвящённых ему биографиях, многочисленных статьях, подчёркивается также, что в качестве дирижёра он провёл порядка пятисот вечеров в «оркестровой яме или за дирижёрским пультом» (автору этого очерка посчастливилось присутствовать на одном из концертов чикагского симфонического оркестра в Равинии, во время которого за дирижёрским пультом находился Пласидо Доминго).

Говоря об особенностях таланта этого уникального человека, нельзя обойти молчанием его организаторские способности, проявленные им в течение длительного промежутка времени, на посту дирижёра-постановщика и директора оперных театров Лос-Анджелеса и Вашингтона. И, наконец, нельзя не выразить ему особую признательность за организацию и проведение эффективных мероприятий, направленных на взращивание и подготовку в области оперного искусства талантливой молодёжи (конкурс «Опералия» и др.). Ему была предоставлена честь более двух десятков раз открывать сезоны в Метрополитен опера. Совершив это, он побил рекорд Энрико Карузо.

Будущий гений мировой сцены, Хосе Пласидо Доминго Эмбиль2, родился 21 января 1941 года в Мадридском квартале Баррио де Саламанка в семье звёзд сарсуэлы3 Пласидо Доминго-старшего, уроженца Барселоны, и Пепиты Эмбиль, родом из Гетарии (Страна Басков, Испания). Благодаря отцу и матери Пласидо с малых лет окунулся в атмосферу музыкально-драматического искусства сначала на подсознательном уровне, а по мере взросления вполне осознанно. С детства, полюбив сарсуэлу, он в дальнейшем способствовал популяризации этого вида испанской оперетты в международном масштабе. Впрочем, ещё в большей степени его любовь и поддержка были проявлены по отношению к классической музыке и оперному искусству. «Опера, – говорил он, – бессмертное искусство. Она существовала всегда и будет жить, пока людей волнуют чувства, романтика…». По поводу музыки он писал: «Музыка способна возвысить нас почти до совершенства, способна излечить нас…». По собственному признанию, музыка стала неотъемлемой частью его жизни. Без неё он не мыслил провести хотя бы день. Но об этом, как о свершившемся факте, он говорил уже тогда, когда его карьера была в самом разгаре. А, будучи мальчишкой восьми лет, после переезда семьи в Мексику в 1949 году, обладая данными ему от природы музыкальными способностями, Пласидо успешно овладевал техникой игры на пианино под руководством замечательного педагога, каким был Барахас. Уровень его подготовки был достаточно высоким, и это позволило ему, со временем, выступать публично в качестве пианиста-аккомпаниатора. Судя по всему, в перспективе, он стал бы профессиональным пианистом. Однако, это могло произойти при условии продолжения занятий с учителем. Но Барахас ушёл из жизни, а родители, сомневаясь стоит ли их сыну стремиться к профессии музыканта, решили направить своего четырнадцатилетнего сына в национальную консерваторию, в которой он мог бы осваивать как музыкальные, так и общеобразовательные предметы. Поступление в консерваторию обозначило коренной поворот в дальнейшей судьбе Доминго. Об этом важном событии в своей жизни он писал: «Поначалу мне было там (разрядка наша – в консерватории) трудно. Я любил Барахаса, привык к нему и очень долго приспосабливался к своему новому учителю. Но я верю в провидение, всё, что ни происходило в моей жизни, обычно оборачивалось к лучшему. Действительно, если бы мой учитель был жив, я мог бы и не попасть в консерваторию и в моей судьбе не случился переворот, который произошёл в скором времени на этом новом жизненном пути. Оставаясь у Барахаса, я, вероятнее всего, стремился бы стать концертирующим пианистом. И хотя игра на фортепиано давалась легко – я хорошо читал с листа, обладал природной музыкальностью,– сомневаюсь, что из меня получился бы большой пианист, наконец, если бы не было новых обстоятельств, я никогда не начал бы петь так рано, как это случилось».

Резюмируя сказанное Доминго, подчеркнём, что поступив в консерваторию он, тем не менее, продолжал дальнейшее обучение игре на фортепиано, овладевал техникой дирижирования. И то и другое, оказалось невероятно полезным и широко используемым в его дальнейшей карьере. Но главным событием, определившим его дальнейшую профессиональную судьбу во время учёбы в консерватории было, конечно же, решение всерьёз заняться вокальным искусством, способности к которому он успел проявить сразу же после переезда семьи в Мексику. На страницах своей книги «Пласидо Доминго. Гений мировой сцены» (С.П., 2012) Рубен Амон пишет о том, что «…маленький Пласидо дебютировал, едва сойдя с парохода4, а одноклассники в школе называли его гранадцем, потому что он без конца распевал во весь голос песню «Гранада», автором которой был Агустин Лара». Теперь же, шесть лет спустя, учась в консерватории, он участвовал в музыкальной группе, во главе которой находился Сезара Котты, в бэк-вокале музыкальной группы «Los Black Jeans».

Впрочем, в Национальной консерватории было много первоклассных преподавателей, благодаря которым Доминго не только успешно овладевал дирижёрским мастерством, игрой на фортепиано, пением, но и познавал, в противовес так любимой им сарсуэлы, красоту оперного искусства и симфонической музыки. Наделённый от природы многогранным музыкальным талантом, он, рано став отцом, брался за любую музыкальную работу. Так, например, Пласидо играл на фортепиано для гастролирующей балетной труппы, подрабатывал тапёром в барах, был исполнителем небольших драматических ролей в телевизионных представлениях, сочиняя для них фоновую музыку, пел в мюзиклах, аккомпанировал матери во время её сольных выступлений, и даже встал впервые за дирижёрский пульт во время обучения хора для сарсуэлы и мюзиклов… В 16 лет юноша дебютировал как певец в составе труппы своих родителей. Ему доверили роль второго плана в первой мексиканской постановке «Моя прекрасная леди», в которой он участвовал 185 раз. Не менее ста семидесяти раз он выходил на сцену в постановке «Весёлая вдова». Всё это, в совокупности, принесло ему неоценимый профессиональный и жизненный опыт, определивший для него основные критерии отношения к избранному им творческому пути: трудолюбие, настойчивость, ответственность, страстную любовь к оперному искусству, которым он следует до сих пор, несмотря ни на что.

До 18 лет Пласидо искренне верил в то, что тембр его голоса соответствует баритону. Однако, во время прослушивания, организованного комиссией Национальной оперы, был вынесен непреложный вердикт: Пласидо – тенор. С тех пор перед певцом открылись самые радужные перспективы и, как показало время, ему сопутствовала не только счастливая, но и славная карьера. Это событие повлекло за собой коренные изменения в истории оперы5. Для Доминго 1959 год обозначен как дебют на большой сцене, поскольку ему был предложен контракт, предусматривающий вполне достойное денежное вознаграждение. Помимо исполнения вторых ролей в течение международных сезонов, ему приходилось разучивать партии с другими певцами. А при подготовке опер «Фауст» и «Орфей», довелось выполнять функции концертмейстера. Спустя короткое время, осенью 1959 года, им была исполнена партия Барсы в опере «Риголетто». Через несколько месяцев после успешного появления в своей первой оперной роли, Доминго выступил в роли капеллана в опере Франсиса Пуленка «Диалоги кармелиток», а вслед за этим последовало его участие во второстепенных ролях в операх

«Тоска», «Турандот». «Травиата»… Для начинающего певца участие в этих операх давало возможность не только познавать искусство знаменитых оперных певцов, но и совершенствовать своё мастерство, которое, между прочим, не осталось без внимания со стороны руководства театра. И, когда итальянский певец Джузеппе Ди Стефано, обладающий великолепным голосом, пригрозил, что не станет петь во втором акте оперы «Травиата» партию Альфреда и покинет театр, директор Национальной оперы заявил: «Если вы откажетесь петь, вместо вас станет петь вот этот юноша», имея в виду Доминго. Возникшему конфликту был положен конец, когда через месяц (19 мая 1961 года) на сцене мексиканского театра в Монтеррее, в своей первой главной роли (Альфред, «Травиата»), вместо Ди Стефано, выступил двадцатилетний Пласидо6.

Успех, который он снискал у критиков и публики, был более чем очевиден. Исполненная им партия Альфреда предоставила ему возможность осуществить в ноябре 1961 года дебют в американском городе Далласе. Именно здесь он впервые появился в США, исполнив роль Артура в опере Г.Доницетти «Лючия ди Ламмермур», не подозревая, что этим он открыл более чем пятидесятилетний период покорения Америки. В 1962 году Доминго сочетался браком с Мартой Орнелас, певицей, обладавшей великолепным сопрано7. Вскоре после женитьбы молодожёны приняли решение отправиться в Израиль. Там, вместе, в течение трёх сезонов они выступали в Еврейской Национальной Опере. Расчёт на то, что это гарантирует им творческий рост, полностью оправдался. Для Пласидо это были годы напряжённой творческой работы: за это время он исполнил 12 партий в 280-ти представлениях. С помощью жены и Франко Иглесиаса ему удалось устранить ряд небольших технических проблем с пением. По словам Рубена Амона, «его легендарная многогранность явно формировалась на подмостках Тель-Авива». Возвращение в США (1965) ознаменовалось появлением его на сцене New York City Opera. Выступление его в роли Альберто («Дон Родриго», А.Джинастеры), в1966 году в Нью-Йорке, было настолько успешным, что его завалили приглашениями, поступавших из лучших театров мира. Став певцом-профессионалом, он дебютирует в Гамбургской опере («Тоска»), в Венской опере («Дон Карло), на сцене Метрополитен опера («Андриана Лекуврер»), на сцене Вероны («Турандот»), в La Scala («Эрнани»), в Сан-Франциско («Богема»). В 1970-м году, в Мадриде, он пел для своих соотечественников в спектакле «Джоконда». На Эдинбургском фестивале солировал в торжественной мессе Бетховена. А в октябре этого же года, в дуэте с Монсеррат Кабалье, впервые выступил в «Бал-маскараде» Д.Верди. Последующее 45-летие знаменует собой годы небывалой творческой активности талантливого певца. Везде, где бы не появился Пласидо Доминго, его сопровождал триумф. Об этом свидетельствуют его выступления в Лондонской королевской опере, Баварской государственной опере (Мюнхен), в Парижской, Лос-Анджелесской, Вашингтонской опере, Метрополитен опера, в которой пел 42 сезона подряд с неизменным успехом. Говоря об этом, нельзя не упомянуть его участие в Зальцбургском, а также в Байройтском фестивалях (впервые в Байройте он пел в опере «Персифаль»). Подсчитано, что в течение года он выступал не менее 60-70 раз в качестве исполнителя и ещё в нескольких десятках представлений – в качестве дирижёра.

Взяв для иллюстрации насыщенного графика выступлений Доминго 2012 год, критики подчёркивают, что в возрасте 71 года он участвовал в качестве певца и дирижёра в 80 представлениях, поставленных в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Венеции, Монте-Карло, Мадриде, Берлине, Милане, Шанхае, Вероне, Лондоне, Киеве, Сантьяго, Мехико, Цюрихе, Зальцбурге, Новом Орлеане, Севилье, Вене, Бахрейне, Стокгольме, Мальме, Праге, Акапулько. И, конечно же, отдельного упоминания заслуживает его участие в совместных концертах с выдающимися певцами Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом. Все четыре концерта, в 1990, 1994, 1998, 2002-м годах, состоялись во время чемпионатов мира по футболу и сопровождались оглушительным успехом. По поводу двух первых концертов в газете «Нью-Йорк Таймс» появилась информация, что три тенора собрали аудиторию в 2 миллиарда человек. А распродажа 23-х миллионов копий аудио- и видеозаписей лишь подтвердила широкую популярность трёх теноров, корифеев классической музыки. Масштабное мировое турне трёх теноров в 1996-1997 годов (Токио, Лондон, Нью-Йорк, Мюнхен, Мельбурн) было организовано на гребне достигнутого ими феноменального успеха в вышеупомянутых концертах.

Суммарно «Три тенора» за 11 лет совместных выступлений дали 35 концертов в разных городах мира. Оценивая вклад каждого из трёх теноров в этот проект, большинство критиков отдаёт пальму первенства Пласидо Доминго, уверенно удерживавшего планку, когда он пел во вновь созданном трио, состоящим из него, Анны Нетребко8 и Роландо Вильясона. Но было бы несправедливым, говоря о творческом пути певца, не рассказать о его посещениях России, которые он осуществлял как для сольных выступлений, так и для участия в других мероприятиях, например, в качестве члена жюри оперных конкурсов. Первое из его выступлений них состоялось в далёком 1974 году, а последующие пять – уже в 21 веке. Два из них заслуживает особого внимания. Речь идёт о его совместном выступлении, в 2012 году, вместе с Каррерасом в Храме Христа Спасителя, а также о его приезде в Санкт-Петербург в 2013 оду, когда он пел и дирижировал на открытии новой сцены Мариинского театра и праздновании 60-летнего юбилея А. Гергиева. Петербуржцам Пласидо Доминго запомнился также в роли Набуко («Набуко», Верди), москвичам своими коронными ариями и замечательным исполнением партии Германа на русском языке. Своё пятое посещение России Доминго осуществил в январе 2016-го года. В Москве, в сопровождении симфонического оркестра Московской консерватории, он дал концерт и презентовал свой новый альбом, названный «Праздники». Любопытно, что по прилёте, в аэропорту Домодедово, певец заявил о своём желании получить российское гражданство.

Пласидо продемонстрировал недюжинные актёрские способности в нескольких фильмах-операх, в которых снимался («Травиата», «Кармен», «Паяцы», «Отелло», «Трубадур»)… Он также принимал участие в озвучивании фильмов.

Выдающийся певец мирового масштаба, своим творчеством способствовавший популяризации сарсуэлы и оперного классического искусства, талантливый дирижёр, человек, обладающий неординарными организаторскими способностями, которые он сумел проявить в руководстве оперными театрами, а также в создании и успешном функционировании ряда институтов, занимающихся продвижением на оперную сцену молодых исполнителей, – Пласидо Доминго удостоен множества наград. Среди них: 13 премий «Грэмми», три из которых латиноамериканские; премия «Эмми»; премия Вольфа в области искусства; премия имени Биргит Нельсон… Он является Кавалером Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской республикой», Великим офицером ордена «За заслуги перед Итальянской республикой», обладателем Ордена Дружбы (Россия), за вклад в развитие российско-испанского сотрудничества в области музыкального искусства, французского Ордена Почётного легиона (командор), американской «Медали Свободы» … Доминго получил звезду на Аллее Славы в Голливуде за вклад в развитие театра. А в январе 2016 года была открыта звезда на Аллее Славы в Москве. Латиноамериканская Академия музыкальных искусств и наук в 2012 году присудила ему титул «Человек года». А в Великобритании его сделали почётным Рыцарем Империи. Ему присвоены почётные звания доктора Мадридского, Нью-Йоркского, Джорджтаунского университетов, университета Оклахомы, филадельфийского колледжа сценических искусств, колледжей Вашингтона, Честертауна, Академии музыки Шопена в Варшаве, Королевского музыкального колледжа…

Пласидо Доминго, как пишет Рубен Амон, «…намного оторвался от своих преследователей… Доминго – певец другой эпохи и другого масштаба». Конечно же, он удостоен славы и признания, благодаря своему фантастическому таланту певца. По единодушно сложившемуся мнению, Доминго является ярко выраженным лирико-драматическим тенором, голос которого в две октавы отличается экстраординарной теплотой, тембральной насыщенностью, невероятной мощью, выразительностью и искренностью. Вместе с тем, очевидно, что певец не смог бы достичь вершин мастерства, если бы не был наделён такими качествами как настойчивость и ответственность в достижении цели, невероятной энергией, трудоспособностью и требовательностью к самому себе. Он честно заслужил высочайшее и почётное место в иерархии знаменитых певцов современности, будучи лишён при этом гордыни и пагубной для многих деятелей искусства «звёздной болезни».

Счастливый семьянин, имеющий трёх сыновей и восьмерых внуков, Доминго, до недавнего времени высказывавшийся о том, что «пока не видит явного фаворита» идущего ему на смену, после рождения своего восьмого внука (его назвали Пласидо, как и прославленного деда) предсказал, что «Этот сможет стать моим наследником». Мы можем лишь предполагать сбудется ли это предсказание Доминго. В настоящее же время нам, поклонникам его таланта, остаётся пожелать Пласидо триумфального продолжения его жизненного и творческого пути!

Тед Кеннеди в своё время сказал: «Мы знаем, что будущее переживёт всех нас, но сами мы будем жить в том будущем, которое завоюем». Что касается Пласидо Доминго, то он это будущее уже завоевал.

1 Имя Пласидо Доминго занесено в книгу Гиннеса: в 1991 году после спектакля «Отелло» в Венской опере публика, потрясённая выступлением певца, вызывала его на поклон в течение полутора часов; за это время Доминго выходил на сцену 141 раз!

2 Доминго – в переводе с испанского на русский означает «воскресение».

3 Сарсуэла – испанский музыкально-драматический жанр, вид оперетты.

4 Он пел песню под названием «Тани» в стиле фламенко.

5 Тем не менее, на протяжении своей карьеры певца, хотя и неизмеримо реже, он исполнял баритональные партии.

6 В это время в личной жизни Пласидо произошли перемены: первый брак с А.М.Герра, его сокурсницей, распался.

7 Марта, после возвращения из Израиля завершила творческую карьеру, посвятив себя семье и карьере мужа…

8 Пласидо остался верен творческим и дружеским взаимоотношениям с певицей. В 2015 году он был одним из самых желанных гостей у неё на свадьбе. В течение своей карьеры он пел также с Еленой Образцовой, Галиной Вишневской, Ренатой Тибальди и др.

Виталий Ронин

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.