В ватиканском музее Пио-Клементино проводится еставрация одной из самых крупных дошедших до наших дней античных бронзовых статуй, известной как Геркулес из Театра Помпея.

Статуя высотой 3,83 метра представляет собой обнаженного Геракла, опирающегося правой рукой на внушительных размеров палицу и держащего в левой руке яблоко из сада Гесперид. Через левую руку перекинута шкура немейского льва. Вероятно, статуя датируется концом I — началом III века и считается копией греческого оригинала конца IV века до нашей эры. По композиции ей близка другая дошедшая до нас античная бронза — Геркулес с Бычьего форума. Помимо большого размера, статую отличает еще одна особенность — сохранившаяся с античных времен позолота. Однако ее блеск с годами потускнел из-за восковых покрытий, нанесенных при первоначальной реставрации после обнаружения статуи в XIX веке.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Photo copyright: Canva.com

Статуя была обнаружена 8 августа 1864 года во время работ в фундаменте Палаццо Пио Ригетти, дворца XV века на Кампо деи Фьори, построенного на месте руин храма Венеры Победоносной (Venus Victrix) и Театра Помпея — первого римского стационарного театра, который недавно был приобретен богатым банкиром Пьетро Ригетти. Под дворцовым двором рабочие наткнулись на древнюю стену и бронзовый палец. Палец был настолько большим, что статуя, к которой он был прикреплен, должна была быть монументальной по своим размерам. Дворец был приобретен банкиром Пьетро Ригетти, который и заказал работы по укреплению фундамента.

Прокопав еще несколько метров, рабочие обнаружили стену из пеперино (серого вулканического туфа), окруженную колоннами, которые, как полагают, были частью фундамента храма Венеры Победоносной. Под травертиновыми плитами лежала на боку статуя из позолоченной бронзы. Ее ноги были сломаны, а затылок и гениталии отсутствовали. Многие недостающие фрагменты, в том числе обломки дубины и шкуры льва были найдены под статуей. Там же находилась треугольная травертиновая плита с надписью FCS. Она объяснила судьбу статуи.

FCS означает fulgor conditum summanium, то есть «[здесь] сокрыта молния Суммана». По этрусскому, а затем и римскому обычаю, участок земли, в который ударяла молния, объявлялся священным и огораживался. А если молния попадала в предмет, то его подвергали ритуальному захоронению прямо на месте случившегося. Следовательно, в установленную в храме статую Геракла ударила молния, и ее закопали в особой «могиле». Именно это обстоятельство позволило статуе сохраниться до наших дней, избежав переплавки, а также сохранило уникальную античную позолоту.

Сумман (Summanus), имя которого упомянуто в надписи, обычно считается римским богом ночного неба и ночной грозы. Полагали, что Юпитер посылает молнии днем, а Сумман — ночью. Марк Теренций Варрон сообщает, что Сумман был богом сабинян и культ его попал в Рим после объединения с сабинянами при Ромуле и Тите Тации. В Риме статую Суммана установили на фронтоне храма Юпитера на Капитолии, но в 278 году до н. э. в статую попала молния, что сочли проявлением гнева Юпитера на почитание в его храме другого божества. Тогда Сумману посвятили отдельный храм к западу от Большого цирка. Каждое 20 июня, за день до летнего солнцестояния, ему жертвовали особые лепешки summanalia, сделанные из муки, молока и меда и имеющие форму колеса. Еще один храм Суммана находился в северной Италии, близ нынешнего города Виченца, на горе Суммано.

Впрочем, уже ко времени Овидия римляне плохо понимали, что это за божество («…Отдан Сумману был храм, говорят, кто б Сумман этот ни был…» — писал Овидий в «Фастах»). Иногда его имя воспринимали просто как эпитет Юпитера. Писатель IV века нашей эры Марциан Капелла предполагал, что имя Сумман означает «высший (summus) из божеств-манов», и считал, что это другое имя Плутона. Эту интерпретацию продолжили европейские авторы нового времени, у которых Сумман упоминается как владыка ада (Камоэнс в «Лузиадах», Мильтон в поэме In Quintum Novembris).

Статуя, найденная под палаццо Пио Ригетти, спустя три месяца была продана папе Пию IX и в 1866 году попала в ватиканский музей. Реставраторы поставили на место отломанные части и заполнили недостающие фрагменты тонированным под бронзу гипсом.

Теперь посетители имели возможность прямо в музейном зале следить за работой реставраторов. Погребение сохранило позолоту на Геркулесе, но также привело к скоплению грязи на поверхности статуи, которую пришлось расчищать очень деликатно и кропотливо. «Единственный способ — работать именно со специальными увеличительными стеклами, удаляя все мелкие наросты один за другим», — говорит реставратор Алиса Балтера (Alice Baltera). Работа по удалению воска и других материалов, которые применялись во время реставрации XIX века, завершена. В дальнейшем реставраторы планируют заменить современными материалами гипс, закрывающий прорехи в статуе.

Самым удивительным открытием, сделанным на предварительном этапе реставрации, было мастерство, с которым римские мастера сплавляли ртуть с золотом, чтобы сделать позолоту более прочной. «Историю этой работы рассказывает ее позолота. … Это одна из самых компактных и прочных позолот, найденных на сегодняшний день», — говорит Ульдерико Сантамария (Ulderico Santamaria), профессор Университета Тусции, возглавляющий научно-исследовательскую лабораторию музеев Ватикана.

Источник

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.