Пуримский стандарт

Конец VI в. до н.э. Египетскую северо-восточную границу охраняет ряд крепостей с иудейскими гарнизонами. Иудея – естественный союзник Египта против Вавилона (с востока) и Эфиопии (с юга). Местное население относится к евреям с подозрением (а как еще относиться к наемникам-чужестранцам), но терпит, поскольку те находятся под защитой фараона.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Но вот на страну накатывается новая грозная сила – Персия, сокрушившая к тому времени Вавилон. В качестве своей опоры в побежденном Египте захватчики естественным образом выбирают евреев: прочее население враждебно к персам, а для иудеев они всего лишь – смена законной власти. Промежуточный итог: евреи получают привилегии, а местные ненавидят предателей смертельной ненавистью, но трогать боятся, поскольку те находятся под защитой царя. Минуют десятки лет; персидская элита постепенно врастает в местную и перенимает от нее ненависть к евреям. В результате защита власти ослабевает, привилегии отнимаются, и местные получают долгожданную возможность осуществить наконец жесточайший еврейский погром.

IV в. до н.э. К Египту подступают победоносные фаланги Александра, сокрушившего к тому времени Персию. В качестве своей опоры в побежденном Египте захватчики естественным образом выбирают евреев: прочее население враждебно к грекам, а для иудеев они всего лишь – смена законной власти. Промежуточный итог: евреи получают привилегии, а местные ненавидят предателей смертельной ненавистью, но трогать боятся, поскольку те находятся под защитой царя. Минуют десятки лет; греческая элита постепенно врастает в местную и перенимает от нее ненависть к евреям. В результате защита власти ослабевает, привилегии отнимаются, и местные получают долгожданную возможность осуществить наконец жесточайший еврейский погром.

I в. до н.э. К Египту подступают победоносные легионы римлян, сокрушивших к тому времени царства преемников Александра. В качестве своей опоры в побежденном Египте захватчики естественным образом выбирают евреев: прочее население враждебно к римлянам, а для иудеев они всего лишь – смена законной власти. Промежуточный итог: евреи спасают осажденного в Александрии Юлия Цезаря, получают привилегии, а местные ненавидят предателей смертельной ненавистью, но трогать боятся, поскольку те находятся под защитой Рима. Минуют десятки лет; римская элита постепенно врастает в местную и перенимает от нее ненависть к евреям. В результате защита власти ослабевает, привилегии отнимаются, и местные получают долгожданную возможность осуществить наконец жесточайший еврейский погром.

V – VI вв. н.э. На провинции Западной Римской империи (прообразы будущих феодальных государств) накатываются волны германских нашествий. В качестве своей опоры в захваченных областях германцы естественным образом выбирают евреев: прочее население враждебно к невежественным племенам, а для иудеев они всего лишь – смена законной власти. Промежуточный итог: евреи становятся юридическим, финансовым, культурным фронтом германских королей, получают привилегии, а местные ненавидят предателей смертельной ненавистью, но трогать боятся, поскольку те находятся под защитой грубой германской силы. Минуют десятки лет; германская элита постепенно врастает в местную и перенимает от нее ненависть к евреям. В результате защита власти ослабевает, привилегии отнимаются, и местные получают долгожданную возможность осуществить наконец жесточайший еврейский погром.

VIII в. На Испанию вестготских королей (к тому времени уже практически юденфрай из-за избиения, изгнания, насильственного крещения евреев) накатывается волна арабо-мавританского нашествия. Маврам необходимо заселять очищенные от христиан города – предпочтительно, теми, кто в курсе местных особенностей. На помощь, естественно, приходят евреи – как уцелевшие, так и сбежавшие от гонений в Северную Африку. Мусульманские захваты перерезают традиционные торговые пути Средиземноморья, христианская Европа хиреет и приходит в упадок. И опять помогают евреи-раданиты, связавшие христианские порты Нарбонны и Марселя с портами исламского мира и добравшиеся до Индии и Китая намного раньше Васко да-Гамы и Марко Поло. А когда век спустя наступает период Реконкисты, то кто заново заселяет покинутые мусульманами города? Кого защищают короли Астурии, Арагона и Кастилии? Конечно же, их – евреев. Или, как выражается очередной королек, «моих евреев». И прочее, постепенно увеличивающееся и приходящее в себя население, терпит – ненавидит, но терпит. Терпит, пока королевская власть не ослабевает, пока короли не решают, что политические соображения важнее, и тогда оставшиеся немногие привилегии отнимаются, а местные получают долгожданную возможность осуществить наконец жесточайший еврейский погром.

Я привел здесь лишь немногие из десятков подобных примеров – как крупных, знаменитых, так и помельче, не слишком известных. Но и этого достаточно, чтобы говорить о регулярном, из века в век повторяющемся цикле еврейской судьбы в условиях галута. Историей Пурима, празднуемого в эти дни, не стоит особенно гордиться: это всего лишь промежуточный итог. Вслед за временным заступничеством Ахашвероша неминуемо придет погром, изгнание, ассимиляция – то есть исчезновение в том или ином виде.

Под тем же углом приглашаются посмотреть в относительно недавнее прошлое и те, кто любит навешивать на евреев вину большевистской революции. Большевизм вовсе не был инспирирован евреями – они всего лишь поддержали его, как поддержали бы ЛЮБУЮ власть, избавляющую их от прошлых гонений и обещающую спокойную, равноправную жизнь. Да, они были наемниками коммунистического проекта, коммунистического нашествия, чуждого подавляющему большинству населения. Но они поддержали это нашествие отнюдь не от симпатии к коммунизму и не из ненависти к упомянутому населению, а сугубо из своих собственных интересов – точно так же, как в свое время поддержали персов, греков, римлян, вестготов, мавров, кастильцев… И точно так же, как в те времена, власть защищала их до поры до времени, пока не решила, что в этом отпала нужда.

Антисемитизм не бывает государственным, не насаждается сверху – он ВСЕГДА идет снизу, из народа, назёма, навоза, а власти лишь следуют «велению масс». Так и Сталин, готовивший «окончательное решение» еврейского вопроса в СССР, был вовсе не Аманом, как это частенько утверждается, а самым что ни на есть Ахашверошем – просто из более позднего периода.

И еще одно любопытное – шиворот-навыворот – рассуждение. Вообразите себе евреев, которые продолжают жить и чувствовать сообразно вышеописанному галутному стандарту – но уже не в галуте, а здесь, в Земле Израиля. Кому будут они служить – «местному населению», то есть нам с вами, или очередному Ахашверошу – и неважно, где он сегодня сидит – в Шушане, Вашингтоне, Брюсселе или БАГАЦе? Какому чужеродному нашествию отворят они ворота наших крепостей? Чьи вражеские мечи приставят к нашим шеям? Какому королю станут служить верой и правдой, пока тот не выбросит их на помойку, как использованную подтирку? Куда пойдут они после этого, отряхнув кровь и сопли с разбитых лиц, по многовековой нашей привычке?

И, главное, зачем? Сейчас-то – зачем?

Алекс Тарн

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.