Теплицы для террористов

С 2000 года в Израиль из Палестинской автономии иммигрировали около 50 тысяч арабов, в том числе 20 тысяч детей школьного возраста.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Тревожные события последних дней еще раз заставили задуматься о том, что, в дополнение ко всем многочисленным проблемам арабского и бедуинского секторов Израиля, есть еще проблема приема выходцев с так называемых территорий. Из палестинских деревень Иудеи, Самарии и сектора Газы они перебираются в Израиль, обзаводятся семьями, и в этих семьях появляются дети. Богатые местные сверстники не общаются с ними, и этих отверженных привечают различные экстремистские организации, которых у нас хватает.

Только на протяжении последних двух недель произошло несколько терактов, совершенных такими детьми. В начале “ножевой интифады” это был житель Умм-эль-Фахма, которого другие жители города не хотели признавать своим, и вот на днях еще одно шокирующее известие: чудовищный теракт на центральной автобусной станции Беэр-Шевы, в котором погиб солдат бригады “Голани” 19-летний Омри Леви. Это преступление совершил бедуин Муханад аль-Укаби из Хуры, мать которого родом из Газы, а в Израиль она попала по закону о воссоединении семей. Сколько же арабских детей оказалось в Израиле благодаря этому закону и существует ли какая-то программа их адаптации в израильское общество?

А может быть, стоит сформулировать жестче: действительно ли Израиль упустил проблему радикализации палестинцев, попавших в Израиль по закону о воссоединении семей, и их потомков? Давайте попробуем с этим разобраться.

Чужаки в городе

Одним из первых стал бить тревогу по поводу новых изгоев арабской израильской среды Фахми Махмид, сотрудник муниципалитета Умм-эль-Фахма, отвечающий за молодежные проекты “Кидум а-ноар”. Еще 4 года назад он стал искать в системе образования Израиля проекты, которые могли бы облегчить жизнь подростков – выходцев с территорий. Он был готов на все, даже на присутствие в городе “русских” репатриантов с их отчаянной смелостью и готовностью мирить всех со всеми, лишь бы дозволили. Фахми хорошо знает, насколько взрывоопасна ситуация сейчас и каков ее потенциал в будущем. Он убежден: израильское общество пока не осознало всю глубину этой проблемы.

– Многие привыкли считать арабскую среду однородной. Так ли это на самом деле?

– Конечно, нет. В наших школах немало проблем во взаимоотношениях между подростками из различных кланов (хамул), из семей с разным уровнем достатка и различной степенью религиозности. Кто-то ходит в школу в строгой мусульманской одежде, кто-то в почти светских нарядах. На этой почве между ребятами из разных группировок возникают стычки. Ко всему этому добавьте тех, кто совсем недавно переселился к нам из деревень Иудеи и Самарии. “Чужаки” резко выделяются на фоне подростков, родившихся в Умм-эль-Фахме. Арабские “сабры” чувствуют себя гораздо увереннее в жизни, чем ребята-новички. Как правило, их семьи прочнее стоят на ногах, у них есть все то же, что есть у детей из еврейского сектора: компьютеры, мобильники, плееры и так далее. У них лучшего качества одежда – более современная, стильная. Кроме того, они чувствуют себя израильтянами. Они раскованы, свободно объясняются, хорошо говорят на иврите. И вдруг среди них оказываются подростки, которые на иврите – ни слова, которые отличаются и манерами, и одеждой… Естественно, эти подростки чувствуют себя в школе совершенно чужими.

– Неужели в арабских школах знание иврита так важно, чтобы тебя приняли в компанию?

– Конечно. Старожилы чувствуют себя своими в своей стране, а приезжим ребятам трудно приспособиться и осознать, кто они тут, зачем они и с кем. Они более религиозны, они чувствуют себя забитыми и несчастными, учатся хуже сверстников и гораздо быстрее бросают учебу. Для нас очень важно найти пути, которые помогут улучшить обстановку в классах, где оказываются вместе уроженцы Умм-эль-Фахма и подростки, родившиеся в палестинских деревнях Иудеи и Самарии, а затем перебравшиеся с родителями сюда. Мы охотно перенимаем опыт еврейского сектора в сфере абсорбции репатриантов, если он имеет отношение к нам, и очень за это благодарны, но… Поймите, фактически арабский сектор Израиля тоже принял массу новых жителей, и при этом у нас ни бюджетов, ни штата, ни соответствующей подготовки. Ситуация в нашем городе, как, впрочем, и в других арабских городах Израиля, где стараются обосноваться жители территорий, сложная.

Фахми Махмид говорит, что несколько раз обращался в министерство образования Израиля, пытаясь получить помощь в интеграции “чужаков”, но ему отказали.

Сколько их? 

Зияд Мохаммед, врач-терапевт, выпускник Первого Ленинградского мединститута, одним из первых решился сказать о том, о чем арабские лидеры предпочитают не говорить: о статистике переселений.

– Сколько, на ваш взгляд, в Умм-эль-Фахме палестинцев с территорий? Доводилось слышать из ряда источников, что их около 10 тысяч…

– По моим ощущениям, меньше. Не могу, правда, сказать, что располагаю серьезными статистическими данными, но я врач, бываю в разных школах города, особенно когда проводятся прививки, и по количеству детей могу судить об общей картине.

– И сколько же таких детей? Во все ли школы их берут?

– Палестинские дети с территорий присутствуют в каждом классе – по одному-два, бывает, и по три. Но есть школа, где таких детей особенно много. Это начальная школа “Аль-Захара”, расположенная в районе Худур. Кстати, я в этом районе родился и вырос, и у меня сохранились сентиментальные чувства к нему. Во время моей юности это был обычный, ничем особо не примечательный городской район. Но сейчас Умм-эль-Фахм вырос, отстроился, в нем появилось много новых комфортабельных домов, и, соответственно, статус района Худур понизился. Именно его и облюбовали “новички”, которые не претендуют в большинстве своем на высокий уровень жизни. Им, как говорится, не до жиру. Школа этого района стала гораздо менее престижной. Здесь вовсю работает стереотип “сюда берут детей со “штахим”, поэтому крепко стоящие на ногах местные семьи своих детей сюда не отдают. Это болезненная проблема, особенно для детей, прибывших из палестинских деревень. Многие из них очень способные и прекрасно учатся, но отношения между ними и старожилами сложные.

– Кто же они, новые жители арабских городов?

– Мужчины, чаще всего, это обитатели лагерей беженцев на территории Палестинской автономии. В арабские населенные пункты Израиля их приводит, в основном, экономический фактор. За день работы в строительстве, в мастерской плотника или в гаражах им платят по 150 шекелей. За день такой же работы, например, в Дженине, палестинец получает 50 шекелей, то есть в три раза меньше. Чуть больше платят в Иордании. Вот и получается, что за лучшей жизнью эти парни бегут в Умм-эль-Фахм. Государство смотрит на эти районы спустя рукава, предпочитая ни во что не вмешиваться.

– А как насчет матримониальных стремлений? Попав в Умм-эль-Фахм, такой парень наверняка старается жениться на местной девушке и получить гражданство Израиля…

– Женихи с территорий не особенно котируются в солидных, устроенных семьях. Недавно был такой случай: парень с территорий увидел в окне девушку, она ему очень понравилась, и он попытался завязать с ней знакомство, но ее родители узнали и предупредили его: или ты немедленно прекращаешь свои ухаживания, или у тебя будут неприятности. И таких случаев немало. Хотя, конечно, бывает, что вспыхивает любовь, парни засылают сватов к местным девушкам… Но на браки с выходцами с территорий соглашаются лишь девушки из очень бедных семей, особенно если в семьях нет отцов. Эти девушки без образования, без средств к существованию, на работу устроиться не могут. В общем, для них остается единственный вариант – выйти замуж за парня с территорий. Потом девушка уезжает к нему, в палестинскую деревню, но зачастую не приживается там, потому что условия трудные или парень заводит себе еще одну жену… Тогда она разводится, берет детей и возвращается к родителям. Но если дети израильской арабки родились в больнице Шхема или Дженина, то на них израильское гражданство не распространяется. Тут и начинаются серьезнейшие проблемы. У таких детей нет медицинской страховки, они с детства привыкают к унижению, и это, конечно, плодородная почва для развития экстремистских настроений. Любопытно, что существует такое разделение: к нам бегут, в основном, жители Иудеи и Самарии, а в Яффо – жители сектора Газы. Во-первых, видимо, из-за расстояния – Яффо к ним ближе, а во-вторых, они смелее: в Яффо надо говорить все-таки и на иврите.

Между нами, соседями 

Среди израильских социологов за этой проблемой давно следит Амнон Софер из Хайфского университета.

– Действительно ли лишь немногие в Израиле знают о проблемах палестинских переселенцев?

– Немногие знают, что в районе треугольника это уже заметное явление – сюда потихоньку перекочевывают жители арабских деревень Иудеи и Самарии. Там по-прежнему сохраняется высокий уровень рождаемости, что фактически делает бедность вечным спутником большинства жителей этих деревень и городов. На таком фоне укрепляется имидж своего рода местного рая – Израиля, где все живут хорошо и богато. Поэтому и не прекращаются попытки любой ценой перебраться в арабские населенные пункты Израиля. Соответственно, именно район треугольника и притягивает к себе палестинских переселенцев. Но, достигнув цели, они оказываются на ступень ниже, чем местные жители. Без знания иврита и местных реалий им приходится наниматься на самые тяжелые и низкооплачиваемые работы. Так увековечивается бедность и необустроенность арабских населенных пунктов Израиля.

Еще одна “абсорбция” 

Некоторое время назад я впервые обнаружила существование этой проблемы. Обнаружила благодаря русскоязычным педагогам, которых пригласили как раз в Умм-эль-Фахм помочь, но потом тихо свернули программу. Получив информацию об этом проблемном контингенте учащихся, я обращалась в министерство образования с целью выяснить, существуют ли какие-то программы, разработанные специально для таких детей и подростков, заведомо попадающих в категорию изгоев. Они растут ненавидимые всеми и противостоят не только евреям, но и своим арабским сверстникам. Это легкая добыча “Исламского движения израильских арабов”, у которого всегда найдется несколько шекелей для оказания помощи семьям пришельцев. Мне ответили, что пресс-службе об этом ничего пока неизвестно, и если говорить об интеграции, то информация есть исключительно о еврейской абсорбции. Об инициативах оказания помощи палестинским чужакам ничего не известно.

Увы, известность в данном случае начинает приходить с аршинными траурными заголовками в газетах.

Виктория Мартынова
“Новости недели”

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.