ТЭФИ – 2015 как портрет эпохи позднего путинизма

Премию ТЭФИ-2015 получила программа  «Вести недели» с Дмитрием Киселевым. Это номинация «Лучшая информационная (!) программа».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

ТЭФИ в номинации «Событие телесезона»  получила акция «Бессмертный полк». Это сочли заслугой Первого канала, а статуэтку получил актер Василий Лановой.

А еще у них был специальный приз «За осмысление современной истории». Глубже всех историю осмыслил Андрей Кондрашов в фильме «Крым. Путь на родину».

Что касается последнего, то тэфист назван неправильно. Статуэтку заслужил, естественно, Путин В.В. Он и в фильме играет центральную роль, представьте себе, что бы осталось от фильма, если бы не сенсационные признания Путина? Правильно – ничего не осталось бы. Так что Андрею Кондрашову надо бы отослать фигурку.

Но если в случае с Кондрашовым, он хотя бы формально имеет отношение к фильму, то есть в соответствии с авторским правом, изложенным в части 4 ГК РФ, он, как лицо, указанное в титрах, может считаться соавтором данного произведения, то с «Бессмертным полком» у тефистов вышла полная уголовщина. Данную акцию придумали и раскрутили в Томске, на легендарном ТВ2, который именно в 2015 году окончательно придушили. И вот теперь владельцем интеллектуальной собственности задушенного объявляется какой-то Эрнст со своим Первым каналом, да еще какой-то Лановой, который вообще ни с какого боку. Можно, конечно, узнать у Виктора Мучника и Аркадия Майофиса, может, кто-либо из этой парочки, Эрнст или Лановой является внебрачным сыном кого-то из владельцев ТВ2 и это, возможно, дает им право на наследование интеллектуальной собственности.

Про ТЭФИ Дмитрию Киселеву говорить не стану. Это как раз чистая органика. Вишенка на торте. Вот именно тут попали в «яблочко».

Последнее время стало модно сравнивать путинскую Россию с СССР разных периодов. Вот это награждение высвечивает одно весьма существенное отличие в сравнении России путинской и Советского Союза, например, сталинского периода. Тогда высшей наградой за всякое творчество была сталинская премия, в том числе премия в области литературы и искусства. Поскольку ТВ в сталинской России еще не было, но было кино, литература и музыка, а из этой триады и складывается телеискусство, то сравнение, хоть и немного натянутое, все равно возможно.

Итак, возьмем наиболее заслуженных лауреатов сталинской премии в области литературы и искусства, а именно тех, кто получил эту награду шесть раз. Это максимальное число.

Среди шестикратных лауреатов были и аналоги наших тэфистов, такие как актер Николай Боголюбов, который 30 лет играл Ворошилова, или режиссер Илья Копалин, который прославился фильмами «Памяти вождя», про освоение целины, а также «Великим прощанием» 1953-го года.

Но были и другие. Актер и режиссер Николай Охлопков, ученик и продолжатель традиций Мейерхольда. Константин Симонов, который сейчас, несомненно, горит в аду за участие в кампании против безродных космополитов и травле всех, кого травили в те времена, начиная от Ахматовой, Зощенко и Пастернака, и до Солженицына с Сахаровым. Но при этом как литератор это совсем не то, что, извините, Киселев в телевизоре. Это все-таки литература.

Из шестикратных сталинских лауреатов осталось назвать Сергея Прокофьева, Юлия Райзмана и Ивана Пырьева. О Прокофьеве, надеюсь, ничего говорить не надо, а про Пырьева скажу, что это была личность. Хотя бы то, что, наряду с шестью «сталинками» и тремя орденами Ленина, он имел два георгиевских  креста за Первую мировую. Да и фильмы, за которые он получал премии, были, бесспорно, с пропагандистской начинкой, но сделаны добротно. «Трактористы», «В шесть часов вечера после войны», – это все-таки не кондрашевское убожество.

Разница между сталинской и путинской эпохами в том, что у Сталина был проект. Бесчеловечный, дьявольский, но масштабный, как пирамида Хеопса. И для реализации этого проекта требовались, конечно, бездарности и холуи в большом количестве, но нужны были и мастера, которых надо было поощрять, холить и лелеять. Периодически подвергать публичной порке, чтобы не забывались, как это было с Шостаковичем, но потом щедро поощрять, чтобы творили. Тот же Шостакович после «Сумбура вместо музыки» пять раз получал сталинскую премию.

Если в советское время элитный отбор был уродливым, но неоднозначным, и наверх выбивались не только проходимцы, но и люди талантливые, то путинское время отбирает исключительно серость и подонство. Список лауреатов ТЭФИ-2015 это лучший портрет эпохи.

Источник

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.