Священник и писатель

Судьба этого человека уникальна… И, наверно, только в СССР, а потом и в многострадальной, раздираемой противоречиями России, могли появиться люди такой судьбы, с таким взглядом на мир и на веру.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Михаил Ардов

Михаил Викторович Ардов. Сын известного писателя Виктора Ардова и актрисы Нины Ольшевской, родной брат Бориса Ардова и единоутробный брат великого актёра Алексея Баталова.

Родился Михаил Викторовичв 1937 году, в центре Москвы, в Лаврушинском переулке, но буквально через год семья Ардовых переехала на Большую Ордынку, д.17, дом, стоящий до сих пор, в квартиру, которую Анна Ахматова  назвала «легендарной».

Сначала хлопоты в связи с арестом её сына Льва Гумилева, а потом и работа, переводы, которые давали ей именно московские издательства, и так что получалось, что в Москве, на Большой Ордынке, в квартире Ардовых, Анна Андреевна жила чуть ли не чаще, чем в родном Санкт-Петербурге, тогда Ленинграде.

А с 1953 до 1966 года Ардов фактически был секретарем, и до конца её сложной, многотрудной жизни помогал Анне Ахматовой.

…Трудно перечислить всех великих людей века двадцатого, бывавших в дома №17 по Большой Ордынке…  Писатели, поэты, публицисты, актеры…

Вот Борис Пастернака читает свой перевод «Фауста»…

Немного мрачная, острая на язык  Фаина Раневская, подруга Ахматовой еще со времён эвакуации в Средней Азии…

Великий, и, увы, забытый и «забитый» властью грустный Михаил Зощенко…

Игорь Ильинский…

Бывал и друг Виктора Ардова, знаменитый московский конферансье, остряк и библиофил Смирнов-Сокольский, пришедший как-то специально «познакомиться с Анной Андреевной Ахматовой и попросить её автографы на книгах.

Бывал и Леонид Утесов…

Какое-то время жила у Ардовых вернувшаяся из лагеря Лидия Русланова, а потом и её муж, генерал Крюков…

Жила Надежда Яковлевна Мандельштам, также вернувшаяся из «мест не столь отдалённых»…

Гостеприимный старый московский дом…

Михаил Викторович дружил с внуком Корнея Чуковского, Евгением, Львом Гумилевым и ещё совсем молодым Иосифом Бродским.

Было и знакомство с Дунаевскими – отцом и сыном.

Судьба свела его и с Александром Солженицыным.

Наверно, все эти люди, встречи, разговоры, стихи и повлияли на мировоззрение тогда ещё юноши, молодого человека, мечтавшего также, как и его отец, стать литератором.

Поступил в Библиотечный институт, потом перевелся на факультет журналистики МГУ, в 1960 окончил, работал «профессиональным литератором», в том числе и на радио, но «работа» литератора в СССР… Впрочем, далее можно и не продолжать. Жить, и тем более писать в «поточном вранье Страны Советов» Ардов просто не мог…

Не сразу, но пришла вера… И в 1964 он принял крещение, а с 1967 стал иподиаконом в храме Всех Скорбящих в радости, что на Большой Ордынке.

Крестным Михаила Викторовича был не кто иной, как Александр Григорьевич Габричевский, а крещение было в церкви деревни Лунино, что неподалеку от Переделкино.

И как вспоминает сам Ардов, священник перед таинством крещения спросил: «По какой причине Вы решили  креститься?».

– Я хочу, чтобы Бог укрепил во мне веру, – был ответ.

Позже, будучи уже в сане священника, Михаил Викторович признался, что если бы  услышал такой ответ сейчас, то не стал бы крестить этого человека, а заставил бы его по настоящему приблизиться к Церкви.

С архиепископом Киприаном, фактически перевернувшим жизнь Михаила Ардова,  прямо, или косвенно наставившем его на путь священника, он также познакомился на квартире родителей, на Большой Ордынке, после похорон Анны Ахматовой.

Архиепископ Киприан, сам человек уникальной судьбы, рано, ещё в отрочестве пришедший к вере, когда она была в полном «загоне», работавший в театре, поручил наблюдать за воцерковлением протоирею Борису Кузьмичу Гузнякову из храма на Большой Ордынке. Ардов помогал ему в службах в храме, учился, «впитывал в себя церковь», постигал богословскую науку, слушал интереснейшие рассказы о. Бориса о его службе на Кубани, о тех «христианских» суевериях, которые там творились, с некоторыми из которых, или подобных, потом пришлось столкнуться и самому уже священнику, протоиерею Михаилу Ардову.

Только в 1980 году, в Вербное воскресенье, Михаил Викторович был рукоположен в сан диакона в Ярославле в храме Во имя святого Иннокентия, митрополита Московского (не поступив в Московскую духовную семинарию, в те годы, как и вся Русская Православная церковь, находившаяся под плотным «колпаком» властей).

А на Пасху 1980 года был рукоположен и в сан священника митрополитом Иоанном (Вендландом).

Третьего мая 1980 года Ардову вручили архиерейский указ о том что «Священник Ардов Михаил Викторович назначается настоятелем Троицкой церкви села Горинское, Даниловского района, Ярославской области».

Российская, русская глушь, 26 километров от г. Данилова до села, по весенней распутице, по грязным разъезженным сельским дорогам, непонимание (а чаще и ненависть), властей, да и местных жителей, для который любой церковный праздник и даже похороны были лишь поводом «отметить».

Как с горечью писал о. Михаил Ардов – «…Особенно ярко проявляется одичание нынешних русских людей на первый день Пасхи. Несметными толпами они устремляются на кладбища и там, подобно древнейшим язычникам, пируют и пьянствуют «на гробах». Чудовищный это обычай получил особое распространение в шестидесятые годы, когда власти запретили священнослужителям ходить на кладбища и совершать там панихиды…». Впрочем, с тех времен мало что изменилось, и до сих пор на Пасху кладбища представляют собой больше кабаки, чем погосты.

И много лет, до 1993 года, о. Михаил Ардов был священником Русской православной церкви, служил в небольших деревенских приходах Ярославской, а потом уже и Московской епархий.

Служил он и в Александро-Невском храме в г. Егорьевске, где был поражен и практикой «общей исповеди» и элементарным незнанием церковным канонов, да и вообще христианства, прихожанами, их просьбами об «обязательным крещении».

Наверно, это и повлияло на то, что летом 1993 года протоиерей Михаил Ардов, клирик Российской православной автономной церкви, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ, вышел из юрисдикции Московского Патриархата и перешёл в Русскую Зарубежную Церковь, став клириком Суздальской епархии, возглавляемой Валентином (Русанцовым).

А с 1995 стал клириком административно-канонически независимой от РПЦЗ Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ).

Протоиерей  Всеволод Чаплина в сентябре 2006 резко раскритиковал РПАЦ и самого о. Михаила Ардова, причем это было в прямом эфире, фактически на всю страну. И это было, в общем-то, продолжением многолетнего спора и несогласий между Российской Православной церковью и Российской Православной Автономной Церковью (РПАЦ).

В споре с диаконом Андреем Кураевым (кстати, преподавателем социологического факультету МГУ!), протоиерей Михаил Ардов прямо сказал, что «…интерес к РПЦ подогревается телевидением и участием первых лиц, а решат все равно в администрации президента и в каких-то властных структурах. …Церковь у нас от государства отделена, но государство от Церкви не отделено… И мое глубокое убеждение, что Церковь должна максимально дистанцироваться от власти. К нам не придут миллионы людей – придут десятки, сотни, может, тысячи. Но единственная важная функция Церкви – нравственная оценка того, что происходит, и в том числе действий власти. С этого христианство и началось. Так Иоанн Предтеча обличал царя Ирода, за что поплатился головой. Господь Иисус Христос обличал фарисеев, первосвященников…».

О. Михаил считает, что РПЦ вообще мало изменилась, «не то что с брежневских, а даже и со сталинских времен…».

Тем не менее, о. Михаил в одном из интервью сказал: «…Церковь не должна меняться никогда! Естественно, что-то в ней меняется, но в главном она должна оставаться такой же – абсолютно бескомпромиссной, стоящей на своих исконных позициях…».

И в чем-то, если не во многом, о. Михаил прав… Сейчас каждый, или почти каждый в России если его спросить, «верующий», каждый, или почти каждый крестит своих детей или креститься сам, освящают брак в церкви, стараются «держать пост», «справляет» все церковные праздники, часто просто не понимая, а в чем их смысл. Глянцевые журналы и каналы телевидения пестрят рецептами «постных блюд», не понимая, что пост это в первую очередь не «пища телесная», а духовность и вера, с удовольствием тиражируют и показывают первых лиц государства на богослужениях, а без представителей церкви, не обходится, кажется не одна телевизионная передача. Но это ли вера? Это ли церковь? Об этом часто говорит Михаил Викторович Ардов, и даже не как священник, не как пастырь, а как человек имеющий веру, и к этой вере пришедший.

«Человек, который хочет заниматься своим спасением, должен смотреть не на священнические облачения и не на украшения икон, а должен читать апостольские книги, слушать проповеди и смотреть, насколько это соответствует учению православной церкви. Там, где Господь, там и истина» – так говорит о. Михаил.

Но лишь человеку самому дано решать  – верить ему или нет, спасть ли свою душу, искать ли ту истину, которая, дается, увы, далеко не всем.

Отец Михаил Ардов еще и публицист, и писатель… Ещё в 1990-е годы газета «Известия» напечатала  его статью,  в которой он категорически выступал против начатого Юрием Лужковым строительства храма Христа Спасителя в Москве, и дал обет никогда не входить в этот храм.

А в дальнейшем – неоднократно публично шутил на эту тему, называя этот жуткий новодел «храмом Лужка-строителя», а также говорил, что «первый храм на этом месте строил архитектор Тон, а второй храм построил архитектор Моветон».

Он написал несколько книг, касающиеся церковной жизни, например, «Мелочи архи.., прото… и просто иерейской жизни», и «Заметки кладбищенского попа», свои воспоминания о жизни на Большой Ордынке – «Возвращение на Ордынку. Воспоминания, публицистика», «Вокруг Ордынки», «Легендарная Ордынка. Портреты».

А.А. Каздым

.
.
.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.