За то, что мой собеседник праведник, я, как говорят на блатном наречии, зуб даю. Рав Шауль Бурштейн посвятил жизнь пропаганде еврейских ценностей, возвращению евреев к их корням. Он ведет самую разностороннюю деятельность на посту руководителя “ХАБАД-Любавичского центра русскоязычных евреев” в Хайфе.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Впрочем, меня с равом Бурштейном связывает сотрудничество несколько иного рода. Работая с детьми, приехавшими в Израиль по программе НААЛЕ из России, Украины и Азербайджана, раз в две недели я распределяю своих питомцев по семьям, которые принимают их на шабат. Дети такие поездки обожают. Для них это возможность выехать за пределы интерната, страну посмотреть, познакомиться с новыми людьми или пообщаться с теми, с кем уже успели подружиться. Есть семьи, готовые принимать дорогих гостей раз в 6 недель, есть герои, распахивающие двери каждый месяц. Рав Шауль готов принимать ребят каждый шабат – благо ехать не очень далеко, и мои орлы буквально пасутся у него. В очередь записываются за месяц. И хотя вечером доехать к нам в интернат из Хайфы нет проблем, ребятам в этом доме настолько приятно и интересно, что они застревают там до середины воскресенья. Так что визиты затягиваются, но рав Шауль стоически терпит. И это на фоне обилия в доме детишек, младшему из которых несколько месяцев. И на фоне того, что суббота – единственный день, когда рав может отдохнуть от водоворота дел, неизбежных для главы общины. Так что, поверьте, я не зря называю его праведником. Но речь сейчас пойдет не о нем.
Есть такое правило: раввина не жалеют. В смысле – можете донимать его любыми вопросами, любыми проблемами днем и ночью. Сам виноват, никто не гнал в раввины. Раввины с этим тезисом, судя по всему, согласны и не щадят ни себя, ни своих коллег. Так что наш рав Шауль не особо удивился, когда в его квартире зазвонил телефон, и он услышал в трубке голос киевского раввина Моше Асмана. Не удивился он и просьбе, с которой к нему обратился коллега.
Дело в том, что за несколько часов до звонка на земле Израиля появился еще один гость из Украины… Его привезли спецрейсом и внесли на землю Израиля на носилках. Окружить гостя всеми видами заботы, от бытовой до духовной, и попросил рава Бурштейна рав Асман. А имя гостя уже произносили во всех новостях на разных языках: Геннадий (Моше) Адольфович Кернес.
Рав Шауль Бурштейн накладывает тфилин Моше Кернесу в больнице “Рамбам” (фото с сайта mykharkov.info)То, что произошло дальше, тоже было растиражировано на всех языках и по телевидению, и в газетах, и в Интернете. Не успел Геннадий Кернес прийти в себя после операции, как к нему примчался рав Шауль. Это вызвало у больного такой прилив радости, что он воскликнул на всю палату: “Я еврей!” А затем начались и по сей день продолжаются ежедневные визиты рава Шауля в клинику “Элиша” и ежедневное накладывание Кернесом тфилин.
Сам я не встречался с тяжелораненым мэром Харькова и не брал у него интервью. Да и о чем мне было спрашивать его?! “За кого вы – за красных или за белых?” Для этого не нужно прямое общение, достаточно покопаться в Интернете. В тысячный раз спрашивать его: “Как вы думаете, кто в вас стрелял”? Да возьми любую газету или включи телевизор – и получишь исчерпывающий ответ: “Понятия не имею!” А вот взглянуть глазами раввина на политика, да еще такого, на которого анонимные охотники ходят со снайперской винтовкой, думаю, нам с вами не каждый день удается. Так что слово раву Шаулю:
– Кернес удивительный человек! Фактически с больничной койки он продолжает руководить Харьковом. Почему в Харькове, находящемся в трех шагах от российской границы, нет войны? Кернес создал там свою дружину – группу людей, которые обеспечивают порядок. Обратите внимание: Геннадия Кернеса дважды выбирали в городской совет, а на третий раз избрали мэром. То есть доверие к нему постоянно повышалось. Какой у него главный принцип? Закон на первом месте. В этом разгадка его однозначного отношения к тому, что произошло на Майдане: переворот есть нарушение закона. Точка. Это не значит, что сбежавший Янукович вызывает у него восторг. Но смена власти должна происходить на законных основаниях. В стране хаос. И вот в этих условиях Кернес умудряется отсюда, из Израиля, управлять городом. Постоянно по скайпу и телефону проводит совещания, контролирует деятельность группы, а та, в свою очередь, полностью контролирует обстановку в городе. И люди ему доверяют!
Интересно, знает ли читатель, что опошленное политиканами от религии словосочетание “Нетурей карта” переводится с арамейского как “Стражи города”. Ну точно про Кернеса!
– А его происхождение, – не выдерживаю я, – никак не?..
– Знаете, если человек заботится о другом человеке, его национальность в глазах рядовых граждан не является препятствием для любви к нему. А Кернес весь для людей! Я его спрашиваю: “Может, останетесь? Зачем вам туда возвращаться?” А он: “А как же мои харьковчане?” Это ведь именно еврейская черта – готовность к самопожертвованию ради других людей. Ну, и мужество его вызывает у людей уважение. Он же знал, на что шел. Это было не первое покушение на него. До выстрела в спину 28 апреля его четырежды “жгли” и “взрывали”.
– Чья это работа?
– Ни я не знаю, ни он не знает. Врагов у него хоть отбавляй! Кернес не признает ни тех, кто незаконно захватил власть в Киеве, ни незаконно захваченную власть на юго-востоке. Вот его слова: “Те власти, что остались на местах, должны действовать в соответствии с законами…”
Здесь я должен сказать, что моя беседа с равом Шаулем состоялась еще до избрания Порошенко президентом Украины. Вероятно, к тому руководству, которое теперь установится в Киеве, отношение Кернеса будет принципиально иным.
– Так чего же хочет Кернес, если сформулировать кратко?
– Чтобы не было насилия. Чтобы всегда и повсюду соблюдался закон.
– Ну хорошо, власть, установившаяся после переворота, незаконна, правоохранительные органы не работают… Пусть так. А как насчет обвинения “хунты” в антисемитизме? Что говорит Кернес по этому поводу?
– Что антисемитизм как был до переворота, так и есть. Ни больше, ни меньше. В этом плане ничего не изменилось.
– Кстати, рав Шауль, можно считать, что вы здесь открыли для Кернеса еврейство?
– Да нет, его родители, насколько это было возможно при Советской власти, были связаны с еврейством. Многие из близких ему людей – евреи, он мне показывал фотографии. Кернес активно участвовал в жизни харьковской еврейской общины. Так что он не был оторван от еврейства. Кстати, там была такая история… Некий еврей захватил здание синагоги, восстановлением которой занималась община, и объявил себя бароном.
– Кем-кем?
– Бароном! Ну, Кернес помог им отвоевать у него это здание и заодно синагогу отреставрировать. Так что сказать, что он ассимилирован и равнодушен к еврейству, никак нельзя… Не забуду его гордое: “Я – Моше! Я – еврей!” И его не колышет, кто что скажет. Это проявление сущности его души…
Мы разговариваем с равом Шаулем на веранде гостиницы, где проходит слет руководителей хабадских общин. Гостиница расположена на горе Кармель, и я наслаждаюсь красотой мира. А слушая рава Шауля – красотой еврейской души. Ах, как хочется смотреть на евреев его глазами! Как хочется забыть о других, не самых лучших представителях нашего народа, скажем о тех, кто чуть меньше столетия назад в той же России и в той же Украине творили такое…
Да при чем здесь они?! Сейчас, когда весь еврейский мир сотрясается от взаимной ненависти, когда евреи, в том числе и религиозные, обрушивают друг на друга проклятия, когда поверх еврейских Интернет-баррикад, словно отравленные пули, несутся навстречу друг другу оскорбления, густо сдобренные матом обвинения в “ватничестве” и “салоедстве” и прочие перлы беспричинной злобы, до чего же нам не хватает взглядов рава Шауля на евреев. Взглядов не просто с хорошей стороны, а с замечательной! Иначе – пропасть.
Александр Казарновский, «Новости недели» – «Континент»
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.