Страсти на Хаимштрассе

55 лет назад, 26 апреля 1966 г., погибло еврейское местечко

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Photo copyright: foundin_a_attic, CC BY 2.0

Как это было

…Я проснулся от скрипа и скрежета. Он шел из угла комнаты. На моих глазах приподнялась крыша. Щель выросла, и я увидел звезду. Будто кто-то подрезал крышу ударом темно-синего клинка.

Я подумал, что еще сплю, но мама затеребила: «Быстрее на улицу!» Ничего не понимаю. Зачем? На всем протяжении моего Солнечного тупика уже стояли соседи, сбившиеся к проезжей части, подальше от строений, переминавшие дорожную пыль голыми ногами – говорю же, все, как один прямиком из постели. Женщины, правда, были укрыты платками и одеялами. Мужчины и дети рядом, смурные и растерянные. Выскочили, как спали: в трусах и майках.

Многие почему-то смотрели на небо и говорили странные слова. Самым пугающим было «война». Мой ровесник Вовка-Бычок чуть не клялся, что слышал гул – то ли самолетов, то ли орудий.

– Шо вы такое говорите? – спорила Рива-ишачница (ее благоверный Иуда держал в сарае ишака и промышлял извозом). – Я вам говорю: гудело снизу. Може, испытывали атомное оружие?

При этом стоящий рядом с ней ишак то и дело запрокидывал голову назад, отчего обнажались желтые кривые зубы, и казалось, что даже ему делается смешно от хозяйкиных речей.

– Ну пусть даже так, это ж не Хиросима. А коли так, чего вам, Рива, народ будоражить? – сказал папа хромого Володьки, директор вечерней школы Макаров. Второй по счету тупиковый интеллигент профессор Алим Муминович Аминов нервно теребил тюбетейку:

– Давайте подождем с выводами. Нам все объяснят. Надо слушать радио.

Было 5.23 утра 26 апреля 1966 г. Сна как ни бывало. До занятий в школе еще три часа. Что делать? Возвращаться в дома, которые в считанные мгновенья покрылись паутинкой трещин, но устояли, или оставаться здесь, на улице, сыпля догадками, озвучивание и произвольный комментарий которых строго отслеживал коммунист Макаров, даря особо зоркие взгляды Риве-ишачнице, не исключено, подпольной сионистке?

Радио все прояснило: землетрясение. Позже нам объяснили: его мощи хватало, чтобы полностью снести город, если бы толчки были не только вертикальные, но и горизонтальные. Повезло.

Кашгарка надолго не задержит

Зона максимальных разрушений была большая – 10 кв. км в центре Ташкента. Кировский район. Знаменитая Кашгарка. Ютившиеся на кривых улочках левобережного Анхора и прилепленные друг к другу дома с крохотными двориками – они, казалось бы, изначально были собраны в стаю, чтобы противостоять напастям. Увидев в этой скученности сплоченность и вероятную возможность выживания, сюда устремились в начале войны потоки беженцев из России и Украины. Особенно много было евреев.

Кашгарка – район, имя которому дали в Средние века в связи с пришествием купцов с запада Китая, – становилась подобием еврейского местечка. На улицах, которые, как руки к хлебу, тянулись к Алайскому базару, звучала смесь идиша с русско-украинским суржиком и вкраплениями узбекской матерщины, которая приперчивала языковой Вавилон. Запахи из кухонек Кашгарки военного образца шли сдержанные. Если жарили в казане лук, это обещало пиршество, и в калитку без приглашения ломился окрестный люд, находя благовидный повод из серии «Не найдется ли соли?».

До кислосладкого жаркого тогда, в 1941-м, когда нарастало еврейское население, составившее к завершению эвакуационного потока в 200 тыс. жителей, было далековато. Но случались дни, когда добросердечные узбеки приглашали соседей к себе, и можно было отведать плов. Неизменно сытный, и уже поэтому вкусный и желанный. Готовили из чего придется. Если очень пловмейстеру фартило – из баранины: овец держали там же, на Кашгарке, в сараях. Забивали их редко. И это тоже добавляло счастья. Особенно тем, которых узбеки устраивали на постой в сараях, с блеющей живностью через стенку. Если только что прибывшим эвакуированным после тяжелого и опасного пути на Восток удавалось получить такой кров, да еще и поллепешки на душу из рук гостеприимного хозяина, благодарности не было предела. Про плов с бараниной (или из баранины) – отдельный сказ. Но чаще плов военных лет был из конины, которая варилась не меньше 3–4 часов. Эвакуированные исходили слюной.

– Что делать? Едим так, как ели первые поселенцы, – говорили приезжему люду узбеки, объясняя, что именно конскую тягу использовали некогда кашгарские купцы для перевозки товаров. – Много веков назад это было.

Перед пришельцами возникала история Кашгарки. Первым делом купцы понастроили здесь все, что надобно для сносного временного обитания: базар и караван-сарай. За ними потянулись домовладельцы, устроившие нехитрое жилье для обладателей тощего кошелька. Каждый воспринимал Кашгарку как место временного обитания. У любого был стимул поскорее убраться из райка, где господствовали нужда и вши.

– Так что ешьте и знайте, что беда ваша недолгая, – говорили аксакалы, подбадривая эвакуированных. – Кашгарка надолго никого не задерживает.

Задерживала. Молодые влюблялись, заводили семьи, рожали детей. Ташкентцы были народом, в котором менталитет определялся узбеками, людьми исключительной отзывчивости. Это притягивало, успокаивало, заражало добротой. Хаимштрассе, как в условиях войны с немцами окрестили Кашгарку ее еврейские обитатели, училась, работала, боролась с нуждой и верила в будущее. Такой и встретила землетрясение.

На добрую память

Оно ударило Кашгарку чувствительно: в этом районе две трети из 34 267 семей оказались совершенно лишенными крова. Всего к 15 ноября 1966 г., по данным фонда 2515 Госархива Узбекской ССР, стены домов и квартир, покрытые угрожающими трещинами, представляли опасность для 78 583 семей. Кашгарка забелела палатками. Всего их в городе было 10 тыс., половина – на левобережье Анхора.

Помощь приходила со всех сторон. Страна помнила добросердечность Ташкента в годы войны. Особенно в 41-м. Теперь, через четверть века, пришел черед Союза благодарить Ташкент. «Принять неотложные меры по подготовке площадок для строительных организаций Москвы, Ленинграда и союзных республик, организовать работу в 2–3 смены», – значилось в правительственных документах. Всего через два месяца после землетрясения прибыли первые четыре поезда из Москвы, и 990 человек из четырех стройуправлений практически с колес включились в работу. В мае – июне 1966-го развернулись 16 военно-строительных отрядов, установивших первые сотни сборных домов. Их хватило для расселения 21 тыс. ташкентцев.

Кто-то воспринял подземный гул, который 26 апреля так встревожил Ташкент, как призыв к исходу. К новой надежде. Может, где-то спокойнее. Благо, объявили о квотах на прописку и жилье, выделенных соседними республиками для ташкентских «потрясенцев». Из протокола №33 от 18 июля 1967 г. заседания республиканской комиссии: «С 15 мая 1966 г. по 1 июля 1967 г. переселены из Ташкента 14 733 семьи. В связи с прекращением поступления заявлений от граждан о переселении их из Ташкента в другие города и завершением мероприятий работу республиканской комиссии по переселению считать исчерпанной».

Кашгарку разносило не только по стране, но и по Ташкенту. Бывшие обитатели Хаимштрассе стали жителями новых домов с надписями на фронтоне «Башкирия», «Донецк», «Москва», «Киевлянка». «К 12 сентября 1966 г. из Кировского района, где находится эпицентр землетрясения, было переселено 2500 семей», – говорится в протоколе заседания правительственной комиссии от 15 ноября 1966 г.

Встреча времен, культур, запахов

Кашгарке не привыкать менять лицо. Некогда обитель китайских купцов, она в 1940–1950-е превратилась в криминальное гнездо. Одного из его представителей именовали Фима Боднер. «Не было дома на улицах Лугина, Шахрисябзской и Энгельса, из которого кто-нибудь не сидел бы в тюрьмах за воровство, бандитизм, грабеж, изнасилование, – читаем в романе Эли Люксембурга «Звезда Мордехая». – Сверстники наших детей уже смолоду были жульем, блатарями. Опасность, что дети окажутся в одной из таких шаек, была очень велика».

Блатарям и местным, – что через за бор, что пришлым с правого берега Анхора, из знаменитой Молочки, – можно было противостоять только одним путем: сразу бить «в пятак». Так наставлял знаменитый американский боксер, еврей-эмигрант Сидней Джексон, который создал во Дворце пионеров, в полукилометре от Кашгарки, школу бокса. Ее прошли Иосиф Будман, Володя Огоронов, два Додика – Бурман и Цвайман – и другие парни, ставшие гордостью узбекистанского спорта. Возможно, не случайно одна из улиц Кашгарки называлась Чемпион.

Не обошла Кашгарку и художественная слава. Имен, которые сообщает писатель Рауль Мир-Хайдаров, вполне достаточно: «На Кашгарке вырос актер Театра Сатиры Роман Ткачук, отсюда и кинорежиссер Юнгвальд-Хилькевич, и ленинградский поэт и актер Владимир Рецептер, и певица Роксана Бабаян. И даже Мюллер – Леонид Броневой – тоже родом отсюда».

26 апреля 1966 г. та Кашгарка ушла в прошлое. Лишь немногие ее прежние обитатели получили жилье здесь, на массивах Ц4 и Ц5. Бывшее пристанище китайских купцов, скопище порока и безнадежности в начале XX столетия, еврейская махалля в 1940–1960-х, мультикультурный ареал в многоэтажках типовой архитектуры в 1970-е… Кашгарка – как многослойный пирог, впитавший привкус столетий и аромат разных культур.

Говорят, что сейсмологи дают свои объяснения ташкентскому землетрясению. Одно из них состоит в том, что под городом, на глубине, исчисляемой километрами, встретились разломы, идущие от поднимающегося на северо-востоке Ташкентского хребта. Кашгарка – их своеобразная модель. Здесь, на крохотном пятачке азиатского пространства, под острым углом встретились столетия и культуры, которые и поныне обеспечивают сакральный характер бывшей Хаимштрассе.

По весне к потемневшим бетонным балконам образца 1960-х тянут распахнутые розовые ладошки цветы урючин. Аромат их перебивает знаменитая высокогорная приправа зира, исходящая от пловных гор в необъятных казанах, которые по традиции установлены во дворах постоянно: каждую неделю, если не чаще, в махалле семейные праздники, а вкуснее и сытнее плова угощения не бывает. И только самый чувствительный нос самого любознательного посетителя сможет уловить исходящий из редкого окна знакомый запах маминого эсик фляйш – кисло-сладкого жаркого, в честь которого сложены песни. Но на жилом массиве, по старинке именуемом Кашгаркой, их, увы, уже никто не поет.

Александр МЕЛАМЕД

Александр Меламед
Автор статьи Александр Меламед Журналист, писатель

После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.