Спилберг вернулся в своё еврейское детство

Мои домыслы о «Фабельманах».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

На съёмках «Фабельманов»

Я прочёл огромное число рецензий и отзывов о «Фабельманах». Они в основном положительные, некоторые восторженно-положительные. Если оценивать фильм вне контекста моего впечатления, которое я уже задействовал в названии, то во всём остальном я согласен с мнением обычной зрительницы, приведу отрывок из её рецензии на «Кинопоиске».

Доступный киноязык, увлекательный сюжет, яркие герои, запоминающиеся саундреки – то, за что мы все так любим фильмы Спилберга.

Новая картину «Фабельманы» смело можно ставить в ряд топовых фильмов режиссера. Эта картина, которую хочется советовать всем.

Это очень простой фильм о мальчике и его мечте снимать кино. Но именно своей простотой и искренностью фильм подкупает.


Подытоживая, картина «Фабельбаны» вышла совершенно замечательной. Тут прекрасно абсолютно все. Спилберг в очередной раз доказал, что он мастер большого кино.

Да, если говорить о фильме, как о кинематографическом явлении, он получился идеально, смотрел его на одном дыхании.
Тем не менее…

В десятках рецензий и отзывов, которые я прочел, ничего не сказано о главном в этом фильме. Во всяком случае, о том главном, что увидел я:

Спилберг на склоне лет возвращается к своим корням, к своим еврейским корням.
Он это сказал не прямо, он выразил то же самое таким способом:

Этот фильм для меня – способ вернуть родителей.
Я осознал, что должен оставить после себя что-то действительно важное. Дать выход тем переживаниям, которые накопились у меня в душе из-за родителей. Я подумал, что, пока мы все заперты на карантин, самое время сесть и написать историю своей семьи.

Возвращение Спилберга к своим корням началось не тогда, когда ему стукнуло 75 и он снял «Фабельманов». Оно шло постепенно все последние десятилетия его жизни. Но «Фабельманы» это последняя точка в этом возвращении.

Мне это напоминает жизненный путь другого гения, Генриха Гейне. В 27 лет Гарри Гейне крестился и считал, что он наконец от своего еврейства избавился. Он даже высокопарно назвал свой шаг пропуском в европейскую культуру. Но к концу жизни, в «матрацной могиле», т.е. прикованный к постели тяжелой болезнью он пишет свои самые гениальные стихи, цикл, который он назвал – «Еврейские мелодии».

Там есть поэма о другом поэте, «Иегуде бен Галеви», еврейском поэте, который писал свои стихи тысячу лет назад. А в ней – такие строки:

И герой, воспетый нами,
Иегуда бен Галеви,
Увлечён был дамой сердца,–
Но совсем особой дамой.
Не нарядной герцогиней,
В блеске юности прекрасной,
Королевою турниров,
Присуждавшей храбрым лавры,
Нет, возлюбленная рабби
В жалкой нищете томилась,
В лютой скорби разрушенья
И звалась: Иерусалим.
С юных лет в ней воплотилась
Вся любовь его и вера,
Приводило душу в трепет
Слово «Иерусалим»…

Генрих Гейне тоже вернулся к своим еврейским корням, написав эти строки.

А Спилберг снял своих «Фабельманов».

Но, для того, чтобы вернуться, надо уйти.

Был ли уход?

Да, был, этот уход как раз случился, когда Стивен был подростком и в ранней юности, когда он заканчивал школу.
Вот что об этом уходе пишут еврейские авторы:

В детстве Спилберг был ботаником

В подростковом возрасте Стивен стеснялся своего еврейского происхождения. Когда его спрашивали, о корнях его фамилии, он всегда отвечал,что Spielberg – немецкая фамилия. «Уверен, что мои бабушки и дедушки, услышав мои тогдашние слова, перевернулись бы в гробу», – саркастически признается режиссер.

В этом фильме есть эпизод, когда первая любовь Сэма Фабельмана, красавица-христианка Миранда заставляет Сэма перекреститься. И он – крестится и даже дарит возлюбленной купленный для неё крестик.

Сэм признаётся ей в любви на выпускном вечере, но Миранда смеётся над его признанием и возвращает ему крестик. Ей ни к чему в её жизни еврей. Но еврей Фабельман, а значит и еврей Спилберг, если бы Миранда захотела (Спилберг безусловно не выдумал эту свою юношескую любовь, Миранда, но под другим именем, существовала в его юности) немедленно бы крестился и с гордостью носил свой собственный крестик, лишь бы его любовь захотела быть с ним.

А для Миранды это был эпизод, который поднял её собственную самооценку, влюбить в себя чужого, в данном случае – еврея. Ей это удалось, значит она – «супер»!

А теперь попробуем персонифицировать его реальные корни.

В целом Спилберг говорит о своих дедушках и бабушках так (из интервью с ним):

Стивен Спилберг: В детстве я играл на балалайке!

– В ваших картинах часто возникают русские персонажи. В «Индиане Джонсе и Королевстве хрустального черепа» Кейт Бланшетт играет женщину по имени Ирина Спалко. В «Шпионском мосту» Марк Райленс играет советского шпиона Рудольфа Абеля. Вы явно питаете интерес к русской истории и культуре.

– В этом нет ничего удивительного, поскольку в прошлой жизни я вообще был русским. Мои дедушка и бабушка всю жизнь говорили на русском и идиш. Поэтому я вырос, говоря на трех языках – русском, английском и идиш.

– Что-нибудь по-русски еще помните?

– Нет, уже ничего, но в детстве немного знал. Сейчас я знаю идиш лучше, чем русский. Помню, как приходил на кухню слушать, как мои бабушки ругались по-русски на тему правильного приготовления какой-то еды. Тогда в моей жизни было много русской комедии! Мой дедушка играл на мандолине и балалайке. Я тоже наяривал в детстве, но сейчас, конечно, уже разучился. Все это было очень важной частью моего культурного наследия. И я горжусь им. И иногда привношу его в свои фильмы.

Всё это говорится для газеты из Москвы (КП)

А один из российских сайтов называет Спилберга «русским по всем фронтам»:

Знаменитости со славянскими корнями: удивительные истории их семей

Стивен Спилберг – русский «по всем фронтам». По словам режиссера, он вырос в доме с русским языком. Его дедушка и бабушка со стороны отца эмигрировали в Америку из Российской Империи в 1906 году.

Кто же всё-таки были его дедушка и бабушка и со стороны отца и со стороны матери?

Разумеется они были не русскими – а евреями, евреями из Российской Империи: Leah Adler, Mother of Steven Spielberg, Dies at 97

Родители Арнольда Спилберга происходили из семей еврейских эмигрантов Российской Империи. Его отец (Сэмюэл Спилберг, 1873–1945) и мать (Ребекка Спилберг, 1884–1969) эмигрировали в США из г. Каменец-Подольский, Российской Империи в 1906 году.

Стивен Спилберг

Дед Стивена со стороны матери Файвл (Филип) Познер эмигрировал из Одессы с братом – актёром еврейского театра Борисом Познером.

Эпизод встречи Сэма с двоюродным дедушкой Борисом есть в «Фабельманах». Но в фильме он не двоюродный дедушка, а дядяДядя Борис во время этой встречи говорит с русским акцентом.

Файвл женился уже в Америке, его бабушка со стороны матери успела родиться в Америке, в России она никогда не жила.

Ну вот, с «русским» Спилбергом мы как будто бы разобрались. Вернёмся к этому интервью, которое Спилберг дал для российского сайта «Кинопоиск»

Я хотел добиться максимальной аутентичности. Дело не в том, насколько актеры должны были напоминать людей, благодаря которым я появился на свет, которые воспитали меня и привили важные ценности. Я впервые увидел Мишель Уильямс в фильме «Валентинка» и сразу же попросил о встрече с ней. У меня не было для нее фильма, но мне очень захотелось познакомиться. Подсознательно она всегда была единственной, кто мог бы сыграть Митци, мою маму.

И вот здесь для меня сюрпризом было восприятие Спилбергом Мишель Уильямс, как аутентичной исполнительницы роли мамы Сэма.

Дело в том, что мама Спилбергa действительно была блондинкой, как и в фильме, во всяком случае, на большинстве фотографий она – блондинка, какой у неё был натуральный цвет волос, я не знаю.

Но в отличие от Мишель Уильямс, она красавицей не была. Тем не менее, он хотел маму, которая осталась в его памяти, видеть именно такой, не только блондинкой, но и красавицей.

Вот как реально выглядели папа и мама:

Вернёмся к подростку Стиву Спилбергу и его отходу от еврейства:

ВИКИ

В начале 1957 года семья переехала в Финикс, Аризона. Когда Спилбергу было тринадцать, он прошёл церемонию бар-мицвы.
Его отец потерял от шестнадцати до двадцати родственников во время Холокоста.

Спилбергу было трудно принять своё наследие: «Когда мне было семь, восемь или девять лет, прости меня Бог, я чувствовал себя неловко из-за того, что в моей семье были ортодоксальные евреи. Меня смущало внешнее восприятие еврейских обычаев моих родителей». Также Спилберг страдал от антисемитизма: «В школе меня били и пинали. Два окровавленных носа. Это было ужасно».

В подростковом возрасте он отошёл от иудаизма.

Окровавленный нос Сэма в фильме показан. Но как помнит Спилберг, такое случалось с ним не один раз.

Уточню, что отец привез семью не в сам Финикс, а в богатый пригород Финикса, Скотсдейл. И их семья там оказались единственными евреями в городе. Ну и в школе он тоже был единственным евреем.

Я был в Скотсдейле, мой рассказ о нём здесь

И для меня было неприятным сюрпризом то, что в этом пригороде Финикса было такое отношение к детям из еврейской семьи.
Я считал, что антисемиты живут в основном в бедных районах, потому что они считают, что евреи их ограбили и из-за них они живут плохо.

Но город, где поселилась семья Фабельманов-Спилбергов – один из самых дорогих городов Америки, там бедные не живут. Получается, что разбивали Стивену (Сэму) нос дети богатых?

Для меня это необъяснимо. А им-то что делить с единственным евреем в школе?

Впрочем, Аннушка мне попыталась объяснить, что богатые родители школьников действительно не высказывали открыто никакой неприязни к своим еврейским соседям, но они взрослые и умеют в публичных местах свои чувства не показывать. Но дома их дети-школьники слышали, что мама и папа действительно думают о евреях, своих отпрысков они не стеснялись в середине пятидесятых годов прошлого столетия.

А дети уже ничего не скрывали, им было наплевать на политкорректность. Впрочем, в те годы ни о какой политкорректности не знали. Наверное в том же Скотсдейле сегодня в школе такого не допустят, но это было другое время.

Напоследок отвлечёмся от «Фабельманов» и вспомним, как возвращался Спилберг к еврейству после своих юных лет, когда он от еврейства отошёл, в свои зрелые годы.

Вот что рассказывают его биографы:

Кинематографист широко известен своей просветительской деятельностью, направленной на то, чтобы моральные уроки Холокоста не были забыты.

С 1988 его имя носит киноархив Steven Spielberg Jewish Film Archive, занимающийся сохранением еврейских документальных фильмов.

Гонорар, полученный за «Список Шиндлера» Стивен направил на основание USC Shoah Foundation The Institute for Visual History and Education – фонда «Шоа» при университете Южной Калифорнии (1994).

Целью фонда является сбор интервью свидетелей, переживших Холокост. В видеоархиве USC Shoah Foundation уже содержится более 52 000 свидетельств, используемых в мире для просветительской миссии о Холокосте.

Миссия фонда USC Shoah Foundation, основанного Спилбергом в 1994, состоит в том, чтобы преодолеть предрассудки, нетерпимость и фанатизм.

Часть гонорара от «Списка Шиндлера» (а впоследствии и от фильмов «Мюнхен» и «Линкольн») Спилберг направил на создание фонда The Righteous Persons Foundation, основанного в 1995.

Организация помогает сохранять еврейскую историю, развивать еврейскую общину. Фонд осуществляет финансирование проектов, помогающих преодолеть разрыв между людьми разной национальности. В целом на поддержку еврейской культуры, Спилберг потратил порядка 85 миллионов долларов.

Выйдя замуж за Спилберга, Кейт Кэпшоу прошла гиюр и стала иудейкой. По словам мужа, именно супруга помогла ему обрести национальную идентификацию.

Originally an Episcopalian, she converted to Judaism before marrying Spielberg on October 12, 1991. The two were married in both a civil ceremony and an Orthodox ceremony

Я искал фотографии с еврейской свадьбы Стивена Спилберга и Кейт Кэпшоу, но нашел только одну фотографию, момент, когда их поднимают на стулья. По еврейской свадебной традиции жениха и невесту поднимают на стульях и танцуют вместе с ними:

Так как фотография не показывает динамики этого танца, покажу видео с другой еврейской свадьбы:

Часть со стульями начинается с 5-ти минут 25 секунд.

Дан Дорфман

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.