Борис Гулько | Социальная шизофрения Веллера

Михаил Веллер – мыслитель поколения, выросшего в СССР, воспитанного в понятиях его идеологии, но на отвержении её. Характерно название последней книги Веллера: «Еретик». У писателя – это человек, который не верит ни в Бога, ни в левую идеологию, желающую Его заменить. Веллер умело орудует категориями марксистской диалектики, при этом с почтением цитирует анти-марксистов – философа Кара Поппера и экономиста фон Хайека. Можно полагать, что Еретик – это не только автор, но типичный еврейский интеллигент, выросший в СССР, отвергший советский марксизм кроме его атеистической части и поэтому желающий идеологии, состоящей, в американских понятиях, из коктейля политических взглядов правых евангельских христиан и атеизма левых.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

#веллер наконец #взялавтограф #автограф #нашевсе #живойклассик #михаилвеллер

Публикация от aleksey d. (@alexdobs333)

Веллер не верит в жизнеспособность либерализма и предсказывает скорую гибель Европы с её нынешними ценностями: отказом от традиционной сексуальной морали, ведущим к исчезновению семьи и к демографическому угасанию; отмиранием понятия национального государства и согласием на замену коренного населения (себя) мусульманскими переселенцами.

Впрочем, основная тема книги – евреи. Разъяснить исторический феномен еврейского народа – чрезвычайно смелый замысел. Веллер уверен в своих силах. Он довольно адекватно излагает древнюю историю евреев, сбиваясь только, когда речь заходит о религии. Например, Веллер сообщает: «Евреи читали Танах, Мишну и Талмуд», хотя Мишна – это и есть Талмуд (вместе с комментарием на неё – Гемарой). Пушкин, столкнувшись с таким, сокрушился бы: «не мог он Мишну от Гемары, как мы ни бились, отличить» (как сокрушился с не отличавшим «ямба от хорея» Онегиным). Позиция Веллера – «не верующего иудея или христианина, но атеиста-аналитика» объясняет такие промашки.

Итак, преодолев древнюю историю евреев, Веллер встал перед феноменом народа, более трёх с половиной тысячелетий духовно доминирующего в мире. Человек образованный, Веллер поминает, что жизни этноса – тысяча, максимум полторы тысячи лет. Почему у евреев не так?

Веллер придумал теорию «энергоэволюционизма» и им объясняет феномен евреев. Он пишет о нашей «повышенной социальной энергетике, позволяющей обеспечить единство вопреки сильному внешнему давлению и внешнему стремлению к раздроблению и ассимиляции… социальная энергетика есть производная от суммы энергетик личных».

Энергетика – вещь материальная, атеисту понятная. Хотя кто видел её? Что она означает относительно народа и его истории? Не прячется ли тут мистика, а то и религия?

Верующий православный Лев Гумилёв ввёл подобное понятие – «Пассионарность». Вдруг гунны где-то у себя в Китае вооружились пассионарностью и отправились разрушать Рим. Или монголы, пройдя сквозь Русь как нож сквозь масло, завоевали и зачем-то разрушили Вавилон. А ещё был Тамерлан, убивший больше всех людей и создавший самую большую в истории империю. Вот уж где было море энергии.

Евреи ничего подобного не совершали. Отбили Иерусалим, свою вечную столицу. Да и то никто кроме Трампа столицей Израиля его не признаёт. Наши древние соседи ассирийцы, вавилоняне, египтяне были побойчее нас. А существовал ещё мистический народ халдеи. У тех была тоже недюжинная энергетика. У всех у них она растаяла, а из нас по-прежнему бьёт ключом. Почему?

Чтобы объяснить феномен евреев нашей особой энергетикой, нужно определить её источник. Но тут неизбежно сталкиваешься с мистикой, на которую атеизм Веллера не рассчитан.

Впрочем, иудаизм Веллер уважает: «Евреи единого Бога придумали, изобрели; и плодотворность этой гениальной идеи невозможно переоценить». Мол, хотя это и неправда, но ловко придумано. Но неправда, даже ловко придуманная, со временем снашивается. А «единый Бог» – нет.

Для анализа остаётся ещё непонятная политическая левизна большинства современных евреев. Веллер в своей системе координат объяснить её природу не может и приходит к безотрадному диагнозу: «Евреи как равноправный народ страдают социальной шизофренией».

Он перечисляет создателей левых идеологий в Европе: Мозес Гесс, Карл Маркс, Лассаль, Бернштейн. В России – из пяти соучредителей группы «Освобождение труда» – двое евреев: Аксельрод и Дейч. После этих возник БУНД. Веллер поминает: «Еврей Парвус –серый кардинал русской революции» (я сильно сомневаюсь в этом, идущем от Солженицына, предположении); меньшевиков возглавлял Мартов, большевиков, вместе с Лениным, по Нюрнбергским законам нацистов – евреем, Троцкий. А рядом с ними ещё Свердлов, Зиновьев, Каменев.

Возвращаясь к нашим дням, в главе «Евреи как авангард самоуничтожения цивилизации», Веллер называет творца современного либерализма – Франкфуртскую школу социологии, почти сплошь еврейскую. А если мы обратимся к современной Америке, то и без Веллера легко припомним евреев, находящихся в этом самом авангарде – врага Израиля Берни Сандерса, обещающего в случае избрания его президентом США (не исключённый сценарий) перенаправить военную помощь, оказываемую Израилю, на нужды палестинских арабов; спонсора левых и антиизраильских организаций Сороса; сами эти организации, большой частью еврейские; «еврейскую» «Нью-Йорк Таймс», враждебную Израилю, как и значительная часть левой американской прессы, в которой тоже обильно представлены евреи; существующую в большой степени на еврейские пожертвования враждебную Израилю Демократическую партию. А ещё в ряд левых политических организаций встал атеистический клуб с обманным названием «реформистский иудаизм», выступивший против признания Иерусалима столицей Израиля, а еврейские поселения Иудеи и Шомрона – его частью.

Недавно президент Трамп издал указ о борьбе с антисемитизмом. Либеральные евреи возмутились. «Нью-Йорк Таймс» пояснил это: указ «будет эффективно толковать иудаизм как расу или национальность, а не просто религию», а значит даст основание заподозрить евреев, что те – евреи. А ещё указ «может быть использован для подавления свободы слова и законного противодействия политике Израиля в отношении палестинцев во имя борьбы с антисемитизмом», то есть создаст помехи антисемитам – ненавистникам Израиля.

Веллер в рамках своих взглядов объяснить такую «социальную шизофрению» евреев оказывается не способен. Он отнюдь не еврей-самоненавистник. Скорее наоборот. Не страдая политической корректностью, Веллер с удовольствием приводит среднюю статистику IQ, рисующую высокий интеллект евреев-ашкеназов: «аборигены Австралии –IQ 60 пунктов, африканцы – 70, афроамериканцы – 85, белые – 100, китай-япония-корея –104, ашкеназы – 113». Но если дело не в интеллекте, то в чём?

Объяснить трудности Веллера в понимании патологической левизны евреев взялся израильский писатель Алекс Тарн: «Веллер называет евреями только и исключительно тех, кем является он сам, – то есть ассимилированных выходцев (очень точное слово) из еврейства, которые сами себя евреями не считают. И при этом абсолютно игнорирует две другие большущие группы: группу приверженцев Традиции и группу приверженцев Сионизма».

Объяснение это не совсем точно. Кто она – вторая группа, названная Тарном – сионисты, не уважающие Традицию (уважающие – первая группа), и чем их взгляды отличны от взглядов Веллера? Сам Еретик в 1996-97 годах жил в Израиле, и сложись что-то по-иному, мог бы и сегодня там жить. К евреям-националистам, судя по поминанию в книге традиционного набора: еврейских нобелевских лауреатов, создателей атомной бомбы – к тем и этим – Веллер принадлежит.

Да и первую группу можно бы назвать поточнее: верящие в Бога (следование Традиции без веры взгляды не определяет).

Вера предполагает принятие евреем этики Торы: сексуальной, семейной, в политике, бизнесе, помощи бедным, чужестранцам. Эта этика неоднозначна, для понимания требует религиозного образования и допускает разные ответы на трудные вопросы. Скажем, Тора учит: «Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» (Исход 22:21). Но она же повелевает евреям, вернувшимся в Землю Израиля: «Если же вы не прогоните от себя жителей земли, то оставшиеся из них будут терниями для глаз ваших и иглами для боков ваших и будут теснить вас» (Числа 33:55). Когда евреи уговаривали эмигрировавших арабов не покидать вновь образованный Израиль, как описала Голда Меир в своих мемуарах, или выбрасывали десант в конце Шестидневной войны, чтобы вернуть назад арабов, в ужасе покинувших свои жилища в отвоёванных евреями Иудее и Шомроне, они следовали первой максиме. Но получили тернии для своих глаз и иглы для боков – из второй. Аналогичным может быть сегодня исход борьбы либеральных евреев Америки за свободу эмиграции в США мусульман. Мы знаем это из печальных буден французских евреев. Уже сейчас – больше половины «преступлений на почве ненависти» сыплются в Америке на головы евреев – 2% её населения.

Веллер приводит статистику: левых среди евреев Америки – примерно 80%. Это близко к числу неортодоксальных евреев страны. Ортодоксы – около 10%, в большинстве примыкают к консерваторам. Религия по дизайну консервативна. Тогда получается, что «социальная шизофрения», о которой пишет Веллер – связана с атеизмом. Если не этика иудаизма, то человеку остаются ценности его «прогрессивного» антипода.

Но для статистики ещё остаются выходцы из СССР – как Веллер «не верующие иудеи или христиане, но атеисты-аналитики». Эти люди с их советским опытом и идиосинкразией к социализму расположены в основном среди 20% правых евреев. Книга «Еретик» в целом отражает их взгляды.

Увы, в Америке эта общность тает. Если сам такой «еретик» ещё может быть женат на еврейке, то его ребёнок, по статистике с вероятностью более 80%, создаст семью с кем-то иным. А пройдя сквозь американский колледж, усвоит левые взгляды и вольётся в 80% «прогрессивных». Никаких позитивных идей родители ему предложить не могут, поскольку не имеют. Советский опыт для их детей нерелевантен.

То есть потомки экс-советских «выходцев из еврейства» расположатся там, где их поместил в своём анализе Веллер, «в авангарде самоуничтожения цивилизации». Вот и разрешение загадки, над которой бьётся Веллер.

Новая книга Бориса Гулько:
Двухтомник «Поиски смыслов». 136 избранных эссе, написанных с 2015 по 2019 годы.
$30 в США, 100 шекелей в Израиле. Е-мейл для заказа: gmgulko@gmail.com
По этому же е-мейлу можно заказать и другие книги Бориса Гулько.

Борис Гулько
Автор статьи Борис Гулько Международный гроссмейстер, публицист

Борис Гулько, родился в Германии в 1947 году, жил в Москве.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.