К 140-летию со дня рождения Фрица Крейслера.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Так оценил его Иегуда Менухин. История искусства хранит немало имен скрипачей, начиная с Н. Паганини, признанных гениями при жизни. Достойное место в этом ряду занимает Фриц Крейслер. С конца XIX и до середины XX в. он слыл звездой первой величины на музыкальном небосклоне Европы и Америки и поныне считается одним из великих мастеров скрипки.
2 февраля 1875 г. в семье венского врача Самуэля Крейслера родился сын Фридрих (Фриц). Отец, ассимилированный еврей из Галиции и скрипач-любитель, под нажимом родителей стал медиком, бесплатно лечил бедняков и поддерживал их. Его жена-католичка Анна настояла на том, что в 12 лет, когда еврейских мальчиков готовят к бар-мицве, Фрица крестили.
Отец создал струнный квартет, в доме часто бывали композиторы и музыканты, так что неудивительно, что Фрици в 3,5 года знал ноты лучше алфавита и пиликал на самодельной скрипочке, а в четыре года получил настоящий инструмент, игре на котором его научил отец. Мальчик рос веселым и резвым крепышом, а на домашних концертах садился у отцовского пюпитра и, затаив дыхание, слушал. «Быть может, я стал профессиональным музыкантом именно потому, что папа бессознательно хотел увидеть во мне свою неосуществленную мечту», – вспоминал Крейслер.
В 7 лет Фриц был в порядке исключения принят в старший класс Венской консерватории. Его учителем по классу скрипки стал Й. Хельмсбергер, которому мальчик посвятил свой первый опус. А теорию композиции он изучал под руководством самого А. Брукнера. Крейслер самостоятельно освоил игру на фортепиано, причем так, что пораженный его мастерством И. Падеревский впоследствии сказал: «Мое счастье, что Фриц не стал профессиональным пианистом». В 9 лет Ф. Крейслер блестяще выступил на академическом концерте в Вене, а через год окончил консерваторию с золотой медалью и получил в подарок скрипку работы Амати. Отца тревожила эфемерная слава вундеркинда, и он решил продолжить учебу сына в Парижской консерватории.
В 1884 г. юный музыкант прибыл в сопровождении матери в столицу Франции, которая слыла «скрипичной Меккой». Два года он занимался у последователя Н. Паганини и Р. Крейцера профессора Л. Массара, который помог ему освоить технику смычка и чистоту интонации в игре, доведя ее до высокого артистизма. Массар писал отцу мальчика: «Я был учителем Венявского, Энеску и многих других, но наш маленький Фриц будет величайшим из них». Формированию индивидуальности юного музыканта способствовали и занятия по композиции у создателя балетов и оперетт Л. Делиба, который научил его мелодичности и изящности стиля в скрипичных опусах.
28 июля 1887 г. жюри консерватории на конкурсе из 42 участников присудило Гран-при 12-летнему Крейслеру. Завершив музыкальное образование, он продолжал учиться у выдающихся исполнителей, черпал вдохновение у Гомера, Данте, Шекспира, Гете. Вернувшись в Вену, Фриц столкнулся с желанием отца дать сыну более широкое гуманитарное образование. Но вмешался случай: пианист М. Розенталь, ученик Листа, предложил ему совершить совместные гастроли по США. На протяжении четырех месяцев, выступая дуэтом, соло и с Бостонским симфоническим оркестром, подросток объездил полтора десятка городов, участвовал в 50 концертах, выдержав колоссальную нагрузку. Восторженные рецензии подчеркивали красоту звука, яркий темперамент, виртуозность и уверенность исполнения, поразительные для юного скрипача.
Это изречение Сенеки вполне применимо и к творческому самоутверждению Крейслера. После турне по Америке он вынужден был три года заниматься в гимназии, с интересом изучал античную литературу и философию. Но скрипку не бросал, и когда в 1893 г. хоровое общество российских немцев Liedertafel пригласило его в Москву, охотно дал два концерта, имевших большой успех. Однако это не сказалось на артистической карьере музыканта. Он ведет богемный образ жизни, играет в покер, поступает в медицинский институт и вскоре бросает его. Отслужив год в армии, мечтает о карьере военного. В то же время сближается с И. Брамсом и музыкантами-евреями Й. Иоахимом и А. Шёнбергом.
Материальные трудности в семье заставили Фрица принять участие в конкурсе на место в оркестре Венской оперы, но он получил отказ: «Не умеет читать ноты с листа» (а все держит в феноменальной памяти). На пике душевного надлома Крейслера богатый меценат устроил ему в 1896 г. турне по западным губерниям России. Затем – победное выступление с Венским филармоническим оркестром и ангажемент на два концерта в Берлине, которые прошли весьма успешно. Но и после этого он оставался лишь одним из молодых талантов. В критический момент судьба свела его с американкой Гарриет Лайз, дочерью крупного негоцианта, и в 1902 г. в Нью-Йорке они вступили в гражданский брак. Женственность и чуткость сочетались в Гарриет с тонким и практичным умом. Она создала мужу домашний уют, помогала преодолеть слабоволие и трудиться над совершенствованием мастерства. «Тем, чем я стал, я всецело обязан Гарриет», – признался он позже. Через два года Крейслер дал триумфальные концерты в Англии и получил золотую медаль Лондонского филармонического общества, а британец Э. Элгар посвятил ему скрипичный концерт. С начала 1900-х Крейслер гастролирует по городам Европы и Америки, а в 1910-1911 гг. удачно выступает в Москве, Петербурге, Киеве, Одессе как солист и вместе с С. Рахманиновым, С. Кусевицким, В. Сафоновым, Е. Цимбалистом.
В Первую мировую войну скрипача призвали в австрийскую армию, он был ранен под Львовом, демобилизован и уехал в США. Крейслер жертвует гонорары инвалидам войны и семьям погибших, но подвергается нападкам в странах Антанты как бывший австрийский офицер, а в другом стане – как «предатель». Его концерты подвергают обструкции. Музыканту пришлось отстаивать свою позицию пацифиста и приверженца «честного искусства». В годы вынужденной паузы он написал вместе с венгерским композитором В. Якоби оперетту «Цветы яблони». А в октябре 1919 г., через несколько дней после ее премьеры, публика в Карнеги-холле с восторгом приветствовала возвращение скрипача на концертную эстраду.
1920-1930-е гг. – время высшего расцвета исполнительского искусства Крейслера. Его концертная деятельность обретает невиданный размах: он ежегодно выступает до 300 раз, совершая грандиозные турне по Японии, Корее, Китаю, Латинской Америке, Австралии, Новой Зеландии, Филиппинам. Его феноменальному исполнению присущи техническая виртуозность и певучесть, уникальные вибрато и тембровая колоритность, творческая интерпретация и импровизация. Рабиндранат Тагор сказал: «Я слышал много музыкантов, но ничто не поразило меня так, как игра Крейслера… Это действительно проявление его души». Создатель нового стиля игры, он оказал глубокое влияние на многих современников. Игра Крейслера поражала, ей подражали, изучали ее до мельчайших деталей. У профессионалов он пользовался непререкаемым авторитетом. В 1937 г. его услышал в Брюсселе Д. Ойстрах. «На меня Крейслер произвел незабываемое впечатление, – писал он. – При первых же звуках неповторимого смычка я почувствовал всю силу и обаяние этого замечательного музыканта».
Концертный репертуар скрипач обычно строил двояко: в первом отделении исполнял классику, во втором – миниатюры легкого жанра. Порой его за это критиковали. И. Ильф и Е. Петров передали в «Одноэтажной Америке» свои впечатления от концерта в Чикаго в 1935 г.: «На эстраде стоял пожилой человек в широкой визитке, с большим животиком, на котором болталась цепочка с брелоками, широко расставив ноги и сердито прижав подбородком скрипку. То был Крейслер – первая скрипка мира… Он играл с предельной законченностью, утонченно, поэтично и умно. В Москве после такой игры была бы получасовая овация. Здесь ему аплодировали без особой благодарности». Далее авторы описывают, как скрипач пытался «расшевелить буржуазную публику вальсами и бостончиками», и заключают: «Это было унижение большого артиста, выпросившего милостыню».
Крейслер обогатил скрипичный репертуар 135 сочинениями, широко исполняемыми и сегодня. В 8 лет он написал струнный квартет, позже – две оперетты, множество оригинальных пьес. Мастер миниатюр создал циклы, стилизованные под салонные танцы («Венский каприс», «Радость любви», «Муки любви», «Прекрасный розмарин», «Маленький венский марш», «Сицилиана») и восточную экзотику («Китайский тамбурин», «Гитана», «Цыганское каприччио»). Обработал на свой лад произведения Баха, Бетховена, Брамса, Глюка, Дворжака, Римского-Корсакова, Чайковского, Шуберта. И сочинил «Классические рукописи» в подражание музыкантам XVII–XVIII вв., которые 30 лет выдавал за подлинники. Признание в мистификации, вызвавшее скандальную сенсацию, лишь способствовало росту популярности скрипача.
Крейслер был убежденным антифашистом. Когда Гитлер пришел к власти, маэстро покинул Германию, в 1938 г. принял французское, а позже – американское гражданство. В 1941 г. на улице попал под машину, но через полтора года вернулся к концертной деятельности. Последние выступления Крейслера состоялись в 1949 г. Умер он в Нью-Йорке 29 января 1962 г. Однако еще долго после ухода с эстрады Фриц Крейслер оставался в центре внимания музыкального мира. Он стал первым скрипачом мирового класса, имевшим еврейские корни. Вслед за ним пришла плеяда мастеров-соплеменников: Михаил Эльман, Мирон Полякин, Яков Хейфец, Натан Мильштейн, Давид Ойстрах, Джозеф Гингольд, Иегуди Менухин, Генрик Шеринг, Исаак Стерн, Борис Гольдштейн, Леонид Коган, Леонид Грач, Майкл Рабин, Ицхак Перлман, Джошуа Белл и многие другие.
Давид ШИМАНОВСКИЙ, «Еврейская панорама»
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.