Сирийское решение друзского вопроса

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Израильские друзы на Голанах

Нападение сирийских джихадистов на друзскую деревню Хадер, расположенную всего в трех километрах от границы с Израилем, ликвидация шейха Салмана аль-Харфани, одного из наиболее влиятельных друзских лидеров в Ливане, и заявление израильских друзов о готовности отправиться в Сирию и встать на защиту своих братьев – все эти инциденты являются звеньями одной цепи и все они доказывают, что меньшинство никогда не может позволить наблюдать за разворачивающимся конфликтом со стороны. На том или ином этапе оно станет частью этого конфликта.

На протяжении последних двух лет друзская община Сирии (друзы составляют всего 3% населения в этой стране) по большей части оставалась пассивной, не принимала участие в вооруженном восстании против Башара Асада, и не участвовала в показушных демонстрациях в поддержку сирийского вождя. За все это время всего несколько десятков друзских офицеров перешли на сторону повстанцев, значительно меньше количества дезертиров среди алавитов, шиитской секты к которой принадлежит семья президента Асада и значительная часть правящей верхушки.

В прошлом друзы, отличавшиеся мужеством и воинственностью, не раз принимали участия в восстаниях против местных тиранов, кем бы они ни были, и не раз пытались свергнуть баасистский режим, после того, как выяснилось, что друзы-баасисты были отстранены от центров власти их алавитскими собратьями по партии. В начале семидесятых годов друзы подвергались жестоким репрессиям: многие были арестованы, затем приговорены к смертной казни, другие высланы из страны или брошены в застенок. Тем не менее, многих молодых друзов привлекал ярковыраженный светский характер новой власти, и со временем друзы заняли подобающее им место в армии, правительстве и академии. Руководствуясь принципом “худой мир лучше доброй войны”, друзы продолжили выгодное для них сотрудничество с режимом Асада-младшего, и с началом восстания попытались занять нейтральную позицию. Это решение могло бы быть оптимальным, если бы друзские деревни и города не прилегали бы вплотную к густонаселенным суннитским районам в юговосточной части Сирии.

В отличие от алавитов, многие из которых обитают в горных и труднодоступных районах на севере – в естественных крепостях, к которым не подберешься запросто – друзские селения – открыты как на ладони. Боевики из “Джабхат ан-Нусра”, радикальной исламистской организации, которая уже практически затмила “Свободную сирийскую армию” и стала чуть ли не крупнейшей оппозиционной силой на сирийском поле боя, решили наказать “пособников режима” и совершили несколько набегов на деревню Хадер. Несколько друзов были убиты, другие получили ранения. Похожие атаки были совершены и в районе крупнейшего друзского города Свейда (около 150000 человек). В целом, местным друзским лидерам стало ясно, что пора определяться с выбором стороны. Поскольку в глазах “Джабхат ан-Нусра” и прочих поклонников “Аль-Каиды” друзы – это еретики, которые даже не относятся к “людям книги” – то есть евреям или христианам, то понятно, что поддерживать радикальных суннитов друзам как-то несподручно. Тем временем, Режим Асада хоть пока и делает грозный вид, но стремительно теряет контроль над многими районами своей страны – ныне повстанцы контролируют значительную часть территорий у сирийско-турецкой границы, обширные районы в провинциях Алеппо и Идлиб, а также город Ракка, и, по последним сведениям также город Дара, где в марте 2011 года и вспыхнуло антиправительственное восстание. Поэтому делать ставку на Асада сегодня тоже весьма проблематично. Подобная позиция может повлечь за собой дополнительные атаки и преследования, а защиты от Асада сегодня не дождешься – когда снаряды падают на университет Дамаска, уже не до друзов.

Видимо, именно этим и объясняется выбор Валида Джумблата, друзского лидера в Ливане. Тот официально объявил о том, что поддерживает сирийскую “Джабхат ан-Нусра”, но надеется на создание демократического режима в Сирии после падения Асада. Интересно, как в голове Джумблата, который в 2005 году обвинял Башара Асада в ликвидации Рафика аль-Харири (ливанского экс-премьера) и призывал ливанцев к восстанию против Дамаска, а затем, несколько лет спустя бросился Асаду в ноги и пришел с покаянием, соединяются эти два понятия: джихадисты и демократический режим. Связано ли каким то образом с заявлением Джумблата о покушении на друзского шейха Салмана на юге Ливана на прошлой неделе – пока неизвестно, однако понятно, что в 21 веке друзская община весьма страдает от раскола, противоположных политических интересов и внутренних противоречий.

Живой пример тому – друзы в Израиле. Те из них, кто проживает на Голанских высотах, готовы хоть сегодня идти воевать “За Асада, за Родину”. Другие друзы Асада любят гораздо меньше, а их представители уже наладили контакты с сирийской оппозицией, но не против отомстить суннитским супостатам за набеги на друзские деревни в приграничной зоне. Некогда известные своей сплоченностью и единством, сегодня друзы оказались глубоко вовлечены во внутреннюю политику тех стран, которые были созданы из осколков Оттоманской империи. Друзские общины в Ливане, Сирии и Израиле сегодня рискуют оказаться по разные стороны линии фронта, и, как когда-то палестинцы в годы гражданской войны в Ливане, вскоре могут начать стрелять друг в друга.

 

ZMAN.com

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.