Значение предваряющего некассовую выставку рекламного текста для человека, посвященного в таинства выставочного дела, очевидно. И в этом отношении экспозиции «Анна Франк. Дневники Холокоста», открывшейся в Еврейском музее и центре толерантности, явно повезло: за дело взялись люди абсолютно убежденные в экзистенциальной значимости памяти о Холокосте. Обращаясь в своем пояснительном тексте к судьбам пяти девушек, ставших авторами дневников (Евы Хейман, Мэри Керн, Элизабет Кауфман, Рутки Ласкер и Анны Франк), они сумели показать не только свойственную юности бесконечность отчаянья, но и умение верно анализировать происходящие события, способность верить в будущее, неукротимое желание жить. Те, кто шел на эту выставку, представляли себе огромное архитектурное, визуальное и звуковое полотно, настоящую панораму. А столкнулись с экспозицией, во главу угла которой был поставлен текст.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Тем не менее, пришедшие на открытие выставки многочисленные посетители с благоговением читали увеличенные, словно помещенные на скрижалях, свидетельства раннего взросления девушек – трагичные и радостные строчки дневников. Вглядываясь в уменьшенные фотографии, убеждались, что позы получивших довоенное воспитание молодых особ свидетельствовали в первую очередь об их стремлении казаться ласковыми, женственными и кроткими. Многочисленные посетители толпились около написанной акриловой краской, напоминающей кровь работы классика австрийского акционизма Германа Нитча «Schüttbild» (“Щебень”), взрывной видеокартины
израильского художника Ори Гершта, пытались посмотреть на волю сквозь переплет решетки с помощью рельефной инсталляции «Косма и Дамиан» Ансельма Кифера, с ужасом останавливались около небольшой модели скульптуры Вадима Сидура «Треблинка», воспроизводящей перекрестное расположение тел в печи крематория, где сжигали трупы умерщвлённых.
Между тем, сосредотачиваясь на тончайших звуковых ассоциациях (об отсылающей к дневнику Евы Хейман мелодии рожка, сопровождавшей появление фургона с мороженым, кажется, раструбили уже все без исключения средства массовой информации), организаторы выставки как будто оставляют в стороне исторический контекст создания каждого дневника.
Но разве повседневную реальность обитателей варшавского гетто с его рассчитанными на уничтожение продовольственными нормами и трудовыми повинностями (до которых звучащие на выставке «Грезы» Шумана могли доходить лишь извне) можно сравнить с жизнью парижских евреев, до последнего момента пользовавшихся почти всеми благами цивилизации? Многие голландцы (вплоть до международных скандалов) открыто протестовали против дискриминации, которой подвергались евреи. А особый цинизм, с которым относились в период нацистской оккупации к евреям в Венгрии, общеизвестен. Разве не достойный повод, глядя на дневники девушек из различных европейских стран, задуматься, каким образом складывались эти уничтоженные во время Холокоста 6 миллионов? И с помощью всевозможных копий хотя бы в общих чертах показать, что происходило в то время в каждой европейской стране, представленной в дневниках? И почему бы не обратиться с этой целью к мемориалам Яд Вашем в Иерусалиме, Холокоста в Нью-Йорке и Шоа в Париже, с которыми тесно сотрудничает Еврейский музей и центр толерантности в Москве? Да и доступный в интернете захватывающий фильм “Рутка. Дневник Холокоста” Александра Маренго и не поступивший в широкий российский прокат чудесный фильм Жерома Приера “Элен Берр, молодая женщина в оккупированном Париже” также, очевидно, пришлись бы очень кстати.
То, что создателям выставки удалось завоевать столь молодую, серьезную и преимущественно нееврейскую аудиторию, можно считать невероятным успехом. Но из-за того, что организаторы выставки будущих посетителей явно недооценили, своим достижением они в полной мере не воспользовались.
Александра Гордон
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.