Часть третья. Рождественские ярмарки и изысканные лакомства.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
По армейской формуле, напоминающей строку устава караульной службы «Пост сдал – пост принял», почти четыре века подряд избирается Иисус-младенец, главный рождественский персонаж в Нюрнберге.
Доподлинно неизвестно, когда и кому в голову пришла идея выборов Сhristkindl – Иисуса-младенца. На помощь жителям города пришел Немецкий национальный музей Нюрнберга. Еще точнее – надпись, сделанная на дне старинной шкатулки для иголок. Из нее следует, что Регина Сусанна Харсдорферин в канун Рождества приняла эстафету Иисуса-младенца от Сусанны Элеоноры Эрбсин. И было это в 1628 году. Дату приняли за точку отсчета.
Судьба этой выборной должности, как и ее обладательниц, складывалась по-разному. Прежде всего, о сроке полномочий. Про седую древность не знаю, но что касается сравнительно недавней послевоенной поры, рассказать можно. К примеру, Софи Кеезер носила титул Христа-младенца с 1948 по 1960 годы, ее преемница Ирене Бруннер – поменьше, с 1961 по 1968. Причем, обе были актрисами Нюрнбергского театра.
Почему выбор пал на служительниц Мельпомены? Об этом чуть ниже.
Но пока отметим, что только следующая, пришедшая после Ирене Габриеле Бергманн положила начало четко соблюдаемому регламенту – на два года, и не более. С той поры и повелось. Кроме срока полномочий, нюрнбержцы придумали дополнительный регламент.
Младенцу не должно быть меньше 16 и больше 19 лет (зачем нам дамочка в почтенном возрасте, пусть даже и миленькая, когда охота смотреть на цветущую юность?) Она – а в младенцы принимают только девушек – должна быть жительницей Нюрнберга (ну а как иначе, если все в Нюрнберге и затеяли?)
Так создавался нюрнбергский стандарт. Не только гендерно-возрастной. Но и антропометрический – рост не менее 160 сантиметров. Плюс к этому хороший вестибулярный аппарат.
Это потому, что вступление Иисуса-младенца в должность официально начинается с приветственной речи с балкона Фрауенкирхе, и так называемые «фефекты» речи исключены. А девушка-младенец должна быть видна хотя бы по пояс с любой точки на площади у церкви. Можно, конечно, подставить под ножки раскладную скамеечку, но тогда девушке придется не за речью следить, а за своими движениями. Желательно предельно плавными.
Говорят, когда очередная (очередной) Сhristkindl появляется на балконе Фрауэнкирхе и медовым голосом читает наизусть знаменитый «Пролог», – стихотворную увертюру к массовому налету на рождественскую снедь, – народ начинает исходить слезой. Хотя ничего особенного в семи строфах не содержится. Просто симпатично изложенное приглашение посетить рождественский базар, этот «город в зелени», который «всегда молод».
Почему в роли ярмарочного зазывалы должен быть использовать младенец Иисус, который, как известно, круто выражался по поводу торговли в храме, непонятно. Тоже секрет Нюрнберга, который никто не пытается разгадать. В Нюрнберге, правда, вариант торговли не в храме, а на площади перед ним. Но все же, как ни крути, «добро» на старт распродажи дается с церковного пьедестала.
Нынешний вариант стихотворного текста «Пролога» был создан несколько десятилетий назад. Тогда, когда была зафиксирована первая и единственная попытка юноши попасть в ангелы. Конкурсную комиссию надуть не удалось. Уж она-то знает, кто должен стать еврейским мальчиком. Только девушка! Почему такая дискриминация, не знает никто, даже служители Фрауэнкирхи. Еще одна тайна Нюрнберга.
«Пролог» надо произносить с особым чувством. Чтобы по возможности отчетливым и взволнованным голосом нараспев вышибать жгучую слезу из обывателя. Кроме проникновенного голоса и других атрибутов артистизма (теперь вам становится понятно, отчего эту должность многие годы занимали профессиональные актрисы), которыми так или иначе обладает любая девушка, Иисусу-младенцу нужна бездна терпения и выносливости.
Потому что жизнь его в течение месяца, до Рождества и по 7 января, оказывается расписанной едва ли не по минутам. В любом случае, с 8 утра до 5 вечера – из дома престарелых или в детский сад, или на съемочную площадку, или на рынок. Никаких отказов и ссылок на усталость. Назвалась Христом-младенцем – неси свой крест до Голгофы. Вначале, понятно, из дома до Фрауэнкирхи. При этом никто не освобождает Иисуса-младенца от домашних обязанностей. Сбрасывай вечером крылья – и будь добра займись приготовлением ужина или уборкой в доме.
Как все совместить, твое дело. Финал пребывания в должности – до 7 января включительно. 8-го, точно в срок, следует сложить шитые золотом белые опахала и отнести их в костюмерную местного театра. Крылатая карьера завершена.Но нынешнее избрание Сhristkindl особенное. Оно случилось после двухлетнего перерыва, вызванного ковидом. Теперь понятно, почему для юных нюрнбержанок, утомленных ожиданием Рождества, так важно было подхватить флаг традиции. Еще несколько недель назад 12 (по числу апостолов) лучших из лучших в Нюрнберге включились в борьбу за право стать обладательницей двухкилограммовой короны – а кто сказал, что должно быть легко?..
«Главное – в обморок не хлопнуться, – наставляли горожане своих бескрылых (пока) претенденток. – Как тогда…
«Тогда» – это в 1825 году. Нюрнбержец может оставить дома проездной, перейти дорогу на красный свет, затеять вечеринку после 22 часов в будний день или совершить еще какое-то общественно порицаемое деяние. Но ни за что не забудет волнующий вечер 25 ноября 1825 года. Когда новоизбранный Христос-младенец хлопнулся без чувств при виде забитой народом площади. Страждущие напряженно ожидали команды к узаконенному празднику живота. А тут вдруг у девушки просто перехватило дыхание – то ли от высоты или от волнения, то ли от той и того вместе.
Но – был создан прецедент. Даже два. Первый: более благосклонное отношение к тем кандидаткам в Иисуса-младенца, которые занимаются танцами, гимнастикой, сноубордом. То есть к тем, у которых с вестибулярным аппаратом все тип-топ. Второй: включен принцип «А чем черт не шутит». (Любопытно, что опасения сатанинских проказ касались персоны, не досягаемой для темных сил). Но, на всякий пожарный, чтобы совершенно исключить конфузы на высоте, которые легко могут перерасти – не дай Бог – в падение с балкончика, девушку-избранницу неизменно обкладывают малолетними архангелами типа body-guard из местной секции дзюдоистов.
Чтобы освоить местность, проводят соответствующие репетиции. На том же балкончике. Глубокой ночью. Око и ухо Иисуса-младенца обязано свыкнуться. А рот – произнести вслух площади, пока еще обезлюженной то, что положено в таком случае. «Любой ребенок и даже взрослый, богат он или беден, знает, чего желает сердце», – читает по памяти недоокрыленный ангел в потертых джинсах.
Дураку понятно, чего. Золотых шарок на елку и сладостей. Это для детворы. Ну и для детей постарше – ящика пива и запеченных свиных рулек. Для продажи этих вожделенных товаров днем и ночью шло строительство на всех углах площади рождественских павильончиков. Плотники, монтажники, декораторы и электрики – первые слушатели ангела, считай, есть.
Они меньше всего задумываются над тем, как перевести Christkindlmarkt на язык логики. Да и вообще непохоже, бьется ли нюрнбергский народ над разгадкой нестыковки. Поскольку буквально это означает «рынок младенца Христа». Пардон, это как же понимать – как торговлю от имени Христа? Вот поэтому-то нюрнбержцы стремятся уйти от щекотливого объяснения, организуя раз в два года выборы … рождественского ангела.
Так что, дескать, Христос не при чем, это все он, ангел…
Главное – вовремя младенцу крылья притачать и на рождественском рынке побывать.
Цены, правда, кусаются. И не только в Нюрнберге. Вот заголовок из актуального выпуска Bild: TEUER-SCHOCK AUF DEUTSCHEN WEIHNACHTSMÄRKTEN. Advent, Advent, das Geld verbrennt (В моем переводе: Ценовой беспредел на рождественских рынках Германии. Адвент, адвент ужель – глядишь, сгорел кошель). Как отмечает это издание, так сладко кассовые аппараты никогда не звенели. Теперь, когда немцы получили возможность хотя бы на время забыть о ковиде и других невзгодах, прогуливаясь по рождественским рядам, их взгляд застывает при виде ценников.
Еще бы! 100-граммовый пакетик жареного миндаля за 4 евро. Скромная порция рулета с лососем, приготовленном на пламени, за 10 евро. Колбаска с булочкой за 3 евро. Десяток жареных каштанов за 3,5 евро. Чашка (200 миллилитров) Glühwein за 4,5 евро. Так не только в Нюрнберге, но и в Кёльне, Берлине, Дюссельдорфе, Дрездене, Мюнхене… Стоп, вру. В Мюнхене глинтвейн – в зависимости от того, на какого продавца попадешь, – доходит до 5 и даже 6 евро за чашку той же емкости. В Бремене булочка с колбаской стоит 4,5 евро.Ситуация «Глаза бы мои не глядели». Так-то так, но ведь праздник же! Особенно если рядом детишки. Приходится распахивать полыхающий кошель.
Если говорить прагматически: Нюрнберг готов повторить доковидный 2019-й год, когда на рождественский рынок прибыло около 2 млн. посетителей – и не только из Германии.
А бюджетный вариант рождественского междусобойчика в Германии тот же, что и много веков назад – жареный гусь и картофельный салат с сосисками. И запредельных трат избежишь.
И праздничное настроение сохранишь. И родных с друзьями порадуешь.
Таков совет Терезы Виндшаль. Едва она, несколько дней назад избранная Сhristkindl в Нюрнберге, с балкона Frauenkirche дала «добро» на рождественский разгуляй в родном городе, как сегодня переместилась на другой балкон – в своей квартире. Сюда она передислоцировала груду пылающих жаром пряников: вот-вот придут ее школьные друзья, и первое, что они сделают, сядут за стол.
Заметим: Тереза не только отвечает всем параметрам нюрнбергского стандарта, но в чем-то даже превосходит своих конкуренток в борьбе за высокое звание. Она в свои 17 лет прекрасно разбирается в кулинарии. Одна из причин – привитая ей с пеленок любовь к приготовлению различных блюд. Об этом прекрасно осведомлены ее ровесники. Так и говорят: «Если ты с порога войдешь в облако ароматов гвоздики и корицы, значит тебя ждут пряники Elisen». Таков семейный ритуал: Тереза на пару с папой Рейнхардом священнодействуют у кухонного комбайна, воплощая мечту сладкоежек и вспоминая прабабушку. Пряники Elisen выпекаются по ее рецепту, унаследованному от ее бабушки.
«Тебе трудно-то не будет после такого дня?» – заволновался было Рейнхард, которому точно известно: сегодня где только ни побывала дочь-Сhristkindl. Включая школу, конечно. Занятия для нее так же обязательны, как и для ее одноклассников. «И что Тереза ответила?» – допытываются журналисты, зная, что у девушки день по минутам расписан. Для полноты картины: к Рождеству она должна принять участие в 180 (!) мероприятиях, запланированных заранее. Начиная с открытия рождественского рынка, о чем уже знает читатель. «На кухне я расслабляюсь», выдала Тереза. Это после занятий в школе, а затем очередного суматошного передвижения по городу. «Я ведь могу испечь Elisen и сам. Мне, сама знаешь, нетрудно, да и ты переведешь дух». Этот комментарий отца Тереза встретила с нахмуренными бровями.Тому есть причина. Тереза не привыкла расслабляться. До того, как стать Сhristkindl, она год провела в одной из нюрнбергских больниц, ухаживая за пожилыми пациентами. Делала это (и продолжает делать) добровольно и с прицелом на будущее: ее мечта – изучать медицину. А сейчас у нее просто нет возможности на катание на лыжах, танцы, теннис, которыми занято свободное время ее одноклассников. Хотя обожает все эти занятия.
«Послушай, Тереза, давай сегодня не просто полакомимся твоими вкусняшками, – предлагают подруги. – А займемся делом». И действительно, после короткого застолья распахивают блокноты и вооружаются мобильниками. Надо и записать, и пошагово сфотографировать процесс. Причем, мальчишки-одноклассники делают это не менее охотно. У них свой резон: неожиданность. Ведь когда девушка угощает своих родных печеньем, рецепт которого прибыло аж из позапрошлого века, это одно. А когда на кухне появляется юноша и говорит: «Пробуйте! Этим угощались наши предки…», это воспринимается как экзотика.
Он вооружен так же, как и девушка, – рецептом и хорошим настроением. Про настроение – это уж как у кого получится. А вот рецепт – дело строгое. Давайте и мы уподобимся Терезе Виндшаль. Прочитаем и запишем рецепт ее прабабушки, который сейчас – соответственно месту действия и статусу Терезы – звучит так: пряник Elisen – рецепт от Нюрнбергского Младенца Христа.
Ингредиенты:
Приготовление:
Перемешайте яйца и сахар до образования пены. Затем добавьте все оставшиеся ингредиенты. Распределите массу вручную (или пряничным колокольчиком) на вафли. Выпекайте пряники при температуре 150–160 градусов в течение 15–20 минут.
После выпечки дайте пряникам остыть и посыпьте шоколадом, разогретым в водяной бане. Украсьте половинками грецкого ореха, разложенными на прямике произвольным узором – и готово.
Как видите, абсолютно просто. Ешьте на здоровье несложное в приготовлении изделие, вспоминая и Терезу, и ее прабабушку с ее древним, но для вас новым рецептом.
Александр МЕЛАМЕД
После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.