С Тарзаньим воплем беды нипочем

«Хуль-е-дю-рю» в течение часа

Живущий в баварском городке Бергене Йозеф Экер учит верить: альпийские рулады, именуемые «йодль» которые может одолеть менеджер средней руки, выводят малые и средние предприятия из ковидного кризиса. И, в принципе, спасают от любой напасти, какой бы она ни была, семейный ли конфликт или финансовый тупик.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

На личном сайте учителя пения Йозефа Экера по прозвищу Jodelkaiser (повелитель йодля, если говорить современным языком) нет сообщений о том, какие, к примеру, бизнес-сообщества избавились от санации благодаря применению йодля – особого тирольского пения. Остается верить на слово солидным немецким, австрийским и швейцарским СМИ, на полном серьезе публикующим в рубрике «Карьера» рассказы о том, чем являются альпийские рулады – «неожиданным катализатором карьеры и креатива».

Не совсем банальный рецепт (петь надо) можно применять по-разному. К примеру, в резюме указать это в графе «Увлечения». Неожиданно пройодлить на рабочем месте, в ресторане на корпоративной вечеринке, возможно, даже в ходе деловых переговоров. Заодно протестируете хозяина фирмы и партнеров на наличие чувства юмора, советует Экер.

Ну а как быть, если хозяин и партнеры этого чувства напрочь лишены? Ну да, не любят они, юморофобцы эдакие, когда в процессе проработки концепции нового проекта, сулящего выход из ковидо-финансовой западни, какой-то подготовленный в Альпах руладник вдруг выдаст нагора «хуль-е-дю-рю» с вариациями. Их более тысячи.

«Рассчитывайте на лучшее», советует Jodelkaiser. И сообщает условия для приема в свою йодль-академию: наличие здорового голосового аппарата и воли. А что ждет соискателя? Свежий воздух, прекрасный панорамный вид, основной принцип преподавания «С радостью и весельем к успеху». Любой может научиться петь – краеугольный камень академии пения, которую учредил господин Экер. В основе обучения специальные упражнения для осанки, дыхания, формирования тональности. Сильные тона йодль заставляют вибрировать все тело, массируют мышечные ткани от таза до горла и щек. То есть налицо (в буквальном смысле слова) оздоровительный эффект.

Общие сведения о пении в стиле «йодльлинг» и конкретные – о мировых чемпионах

Это пение без текста, только на звуковых слогах с частым изменением регистра. Термин йодль – производное от йо, первого, можно сказать, запевного слога. Йодльмайстертот, кто способен йодльлировать, или йодировать, не знаю, как правильней с точки зрения оздоровления. Самые ранние свидетельства слова йодльлинг родом из Франконии и немецкоязычного региона Дуная XVII и XVIII вв.

Этот стиль не сразу вошел в культурную сокровищницу Европы, поскольку сознательно контрастировал с классическим оперным пением. Поэтому Тиролю, родине стиля и термина «йодльлинг», маститые венские музыкальные мужи приписывали роль музыкального провокатора и своего рода хулигана. (Впрочем, около века назад сам Рихард Штраус осмелился свою оперу «Арабелла» уснастить йодлями, которые обогатили партию Фиакермилли, которые предваряют классический вальс).

Возвращаемся к йодлевой родине. Она оказалась на самом деле гораздо пространней. Не только из немецко-, но и франкоязычного альпийского региона, включая Гарц, Тюрингский лес, Верхнеавстрийские Innviertel и Mühlviertel, Баварский лес. Здесь сутки напролет звучали песнопения с бессмысленными, на первый взгляд, слогами. Таким чередованием звуков, какие до сих пор издают африканские пигмеи, эскимосы, жители Меланезии, Китая, Таиланда и Камбоджи. Йодльлинг уютно обосновался в англо-американских традициях в Аппалачах и до сих пор сохраняет свое место в стиле кантри. Американский кантри-певец Джимми Роджерс разработал так называемый свой вариант йодльлинга в 1927 году, обогащая им элементы блюза и традиционной «белой музыки». Его первый хит Blue Yodel привлек многочисленных преемников и вдохновил бесчисленное множество музыкантов, которые подражали ему.

Но только в Европе – в Гарце, Эрцгебирге, Тюрингском лесу – постоянно проводятся соревнования по йодльлингу, которые становятся настоящей вокальной акробатикой. Большинство таких песен полифоничны, йодли часто вписываются окончательным припевом к известным народным песням, исполняемым как солистами, так и хором. И не только с подмостков. В Южном Тироле уже два века славятся церковные песнопения, уснащенные йодлями.

Именно в этом регионе появились чемпионы, которых можно назвать непревзойденными исполнителями йодльлинга. К ним относится баварка Андреа Виттманн с ее мировым рекордом по продолжительности исполнения – 15 часов 11 секунд. Еще один мировой рекорд был установлен швейцарцем Питером Хинненом. В 1992 году он получил свою строку в Книге рекордов Гиннесса: мировой рекорд по так называемому быстрому йодльлингу с 22 тонами йоделей за одну секунду. Но в октябре 2020 года Уши Бауэер превзошла его со своими 24 тонами за одну секунду. Чтобы это определить, требовался специалист мирового класса, которым стал доктор Рэймонд Амманн из университета Инсбрука. Впрочем, он был не один, а с важной поддержкой – он определял победителя с помощью компьютера. Как это было? «Ухо, даже очень чуткое, не способно определить число тонов за такой короткий промежуток времени. Надо записать, воспроизвести в музыкальной программе и графически отобразить. Чтобы назвать имя Уши Бауэр, мне пришлось не меньше десяти раз все тщательно перепроверять, поскольку вначале мне просто не верилось, что она способна превзойти непревзойдённого Питера Хиннена. Но факт – превзошла».

Вокзал для двоих и вторая слава Вайсмюллера

Рэймонд Амманн, музыкальный этнолог, каким он значится в штате университета – продолжатель дела не Экера, а совсем другого Йозефа, по фамилии Роммер. Это известный в конце позапрошлого века исследователь народного пения из Вены, всю жизнь посвятивший собиранию и систематизации йодлей. Он создал первый архив фонограмм. Благодаря ему мы точно знаем, какими звуками переговаривались много веков подряд пастухи, общаясь между собой и давая команды черно-пестрым буренкам, а также лесники и дровосеки.

Освоив бесценный архив, учитель музыки Йозеф Экер лет двадцать назад решил основать курс йодль-семинаров. Благо и он сам, как говорится, не понаслышке об этом знал. Уже в восемь лет Йозеф изучил основные напевы и принципы вариации. Чтобы проверить собственные возможности, он выбрал довольно шумное место – железнодорожный вокзал Мюнхена. Легко себе представить удивление взрослых, когда восьмилетний карапуз перекрывает своим безупречным «холлери ду дедль ди, дири дири дудль де» паровозные гудки, свистки вагоновожатых и обычный галдеж пассажиров. Дело давнее. Йозеф со вздохом вспоминает творческий дебют.

– Еще бы! – прицокивает он языком, способным уткнуться в небо рулетиком при выпевании звука «ль». – Это же настоящая школа мужества – выпалить классический йодль в такой неподобающей обстановке, победить в себе страх. Зато мама, стоявшая рядом на платформе, похвалила: «Не все ж тебе, малыш, с коровами переговариваться! Пора и за людей взяться».

Это шутливое напутствие Йозеф принял как путевку в большой йодль-бизнес. Основа тирольского пения – быстрое переключение регистров, сочетание грудных звуков с фальцетом. Необычные созвучия – встречающиеся в природе или придуманные – стали опознавательными сигналами альпийских ковбоев в древние времена. Это был такой же способ передачи информации, как, скажем, свист у некоторых племен, до сих пор сохранившийся на Балканах и в Южной Америке.

Разновидностью классического йодля можно считать и знаменитый пятисекундный клич Тарзана, издававшийся пятикратным олимпийским чемпионом по плаванью Джонни Вайсмюллером. Он снялся в роли Тарзана в 12 фильмах, вышедших на экраны с 1932 по 1948 год. Йодль оказался близок сердцу Вайсмюллера, возможно, потому что артист был американцем с, заметьте, австро-венгерскими корнями. Крик победы обезьяны над быком (Тарзан воспитывался среди обезьян, которые и дали ему это имя, что в переводе с обезьяньего «бледнокожий»), как квалифицировали тарзаний вопль знатоки фауны, стал культовым в мире 30–50-х годов. Он принес вторую, актерскую, славу пловцу, а с ней и солидные деньги, позволившие Вайсмюллеру содержать пять жен и кучу детей и безбедно прожить почти 80 лет.

«Хуль-е-дю-рю»: от пародии до бюджетного варианта

К тарзановедению приплюсовался и опыт освоения йодля литературой.

В частности, в творчестве Лорио, самого известного немецкоязычного юмориста (автора, исполнителя, режиссера, карикатуриста, скульптора и телеведущего) за последние семь десятилетий. В 1978 году он написал скетч Jodelschule, в котором высмеивались обладатели придуманного им йодль-диплома. Это был намек на обилие центров образования Hochvolksschule (высших народных школ), далеких от университетского уровня, но дававших людям в формате 40+ лишь статус. Своего рода утешительный приз за упущенную некогда возможность получить базовое высшее образование. Хотя и тогда, и нынче в университетских аудиториях есть 60–70-летние студенты, кто действительно хочет его получить и получает.

Скетч был основан на показе обучения йодлю, в частности, вариаций произношения Holleri du dödl di, diri diri dudl dö. Такой набор звуков до сих пор воспринимается как пародия на безграмотных, которым важно доказать свое преимущество над соседями. Фактически Лорио утверждал: домохозяйки с йодль-дипломом никакой роли на рынке труда, (то есть в общественно значимом производстве) играть никак не могут, как ни старайся.

Все немецкоязычных жители альпийского региона потешались над героями скетча. Между тем, в Альгойских Альпах на самом деле йодль-диплом существует. Он вручается почти 90 лет, с 1934 года, когда была осознана необходимость сохранения этого феномена. Как бы сейчас сказали – части нематериального культурного наследия. А с зимнего семестра 2018-го весьма авторитетное научное учреждение – Люцернский университет прикладных наук и искусств – предлагает йодлинг в качестве специализации.

Задолго до вузовского курса Йозеф из Бергена сделал свои выводы. Он понял, что и Вайсмюллер, и учитель из скетча Лорио придумали отличный финансовый проект. Какие там шутки, если дело идет о приличном и стабильном заработке в условиях оторванного от большой Европы горного городка Берген, куда если турист и приезжает, то только расправить легкие в местном пансионате, где лечат болезни органов дыхания?!

«Хуль-е-дю-рю» способно приносить доход. Йозеф бросил в массы клич. Массы не бродили, подобно прославленным местным коровам, по Альпам, здесь своих йодльмейстеров завались. Ученики обретались на германской равнине. Единственной сложностью в йодль-семинарах стало произношение новичков. Оно было правильным. А его надо было исковеркать до неузнаваемости – ну уж таков альпийский диалект немецкого. За считанный час-полтора покалечив, скажем, безупречное ганноверское произношение, вполне можно научить йодлю.

Он начинается… нет, не с голоса, а с похлопывания. Стоят вокруг педагога шесть-семь учеников. Каждый смотрит в спину друг другу. И ладошкой пристукивает впередистоящего от шеи до крестца. Ну, не знаю я, почему в такой последовательности, если меня в свое время Ойбек Наджимов, кандидат меднаук, защитивший звание в Ташкентском медицинском и получивший дополнительный багаж знаний в Академии нетрадиционной медицины в Пекине, учил: восточный массаж начинается именно с первой чакры – с крестца, поскольку именно там сконцентрирована энергетика.

Но Йозеф, который владел иной методикой, с пятой точки решил не начинать. Ну когда тебя по заду безо всяких интимных причин (хотя кто его разберет) хлопают, «хуль-е-дю-рю» как-то сам собой, инстинктивно выскакивает, безо всякого обучения. Но, говорят, так нельзя. Против правил. Так что, звиняйте, тетю, йодль стартует с загривка. Потом идет процесс постановки языка и освоение мелодий под аккордеон Йозефа. Семинары проводятся в пятницу и воскресенье. Суббота – прогулочный день, когда осваиваются местные достопримечательности. Как какие? Сколько тут домиков по горам рассыпано, столько сыроварен, мясных деликатесов домашнего производства да пивоварен! Это значит, что нужно бронировать гостиницу на три дня, цена за номер от 60 евро в сутки и выше, в зависимости от наличия удобств…

Ну, это я уже как-то плавно намекаю, что и свою долю от выручки в местных мини-отелях Йозеф определенно имеет. Впрочем, попутно сообщу, что методика освоения йодля – тоже страшно секретная штука. Но вы можете, находясь вдали от Бергена, через пару дней (почта в Германии работает безупречно) получить компакт-диск с рекомендациями. Вы будете приятно удивлены: йодль – абсолютно досягаемое для вас пение. Чтобы удивиться до первого правильного «хули», надо лишь перевести на счет Экера… Вот здесь стоп. В доковидные времена от 15 до 22 евро, сейчас 10. Ну просто мелочевка.

Если верить статистике, которую ведет Йозеф Экер, за годы существования семинара в Бергене перебывало более 800 человек. Правда, процент менеджеров, успешно освоивших семинарский курс, неизвестен. 32-летняя госпожа Шлемм прибыла из Франкфурта. Ей йодль понадобился, чтобы лучше петь в церковном хоре, «иначе мой голос звучит хрипло, он похож на кваканье». Господин Лилиенталь практикует у себя дома караоке, на который приглашает соседей. Он – пенсионер, но мечтает о разрешенной законом подработке, для чего и хочет освоить йодль. Оба старательны, но не знают, каковы успехи после трех часов занятий.

– Если вы добились того, что язык в ротовой полости как бы чувствует картофелину, а где-то в районе диафрагмы начинает щекотать, значит, вы на верном пути! – говорит им Йозеф Экер.

Почин щекотальщика Йозефа Экера стал с годами всенародным достоянием. Об организации подобных семинаров сообщили йодлемейстеры Вуллаца, Альмера, Дудлера, Галльнена, Ари, Роллера, Руггуссели, Юхцера, Вертаха и других альпийских городов в Германии и Австрии, к которым прибавились и швейцарские. Удивите работодателя дипломом по тирольскому пению, предлагают Йозеф Экер и его последователи. Мало кто знает, что эту идею они подслушали у Лорио.

В общем, так. Пойте. Осваивайте методику-мелодику. Хотите, по Экеру, хотите, по Роммеру. С помощью компакт-дисков и живьем.

Есть решимость переформатировать свое житье-бытье – договаривайтесь с императором йодля, и он назначит вам время. Понятно, что дорога, проживание, семинар, прогулки по горам – это, разумеется, не одна сотня евро. Но сейчас, в ковидную эпоху, это не совсем безопасно. Нужна не решимость, а решительность.

Нет ее, решительности, – тоже не страшно. Получите бюджетный вариант. Уже упомянутый компакт-диск с инструкцией для самостоятельного изучения. Еще одна, уже проверенная наработка: шагайте на ближайший вокзал. Найдите местечко посвободней, вдали от курильщиков, и оттачивайте свое мастерство. Пару йодлей – и вы на верном пути. Избавитесь от страхов – попробуйте на шефе свое искусство. Если не пошлет к йодлевой матери, значит у него с юмором все в порядке, и он вас примет таким, какой вы есть. Потому что с таким сотрудником, как вы, любой финансовый кризис фирме нипочем. Да и ковид пережить с шуткой-прибауткой – на это тоже нужна воля, не говоря уже о чувстве юмора.

Александр МЕЛАМЕД

Александр Меламед
Автор статьи Александр Меламед Журналист, писатель

После окончания факультета журналистика ТашГУ работал в ряде республиканских газет, журналов, редакций Узбекского радио.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.