Руководству “Парнаса” и “Яблока” пора высказаться об общественно-идеологических претензиях РПЦ

Если демократическое “Яблоко” и либеральный “Парнас” позиционируют себя как сторонники светского государства их руководители и кандидаты на выборах в Думу просто обязаны критически и недвусмысленно высказаться по поводу претензий РПЦ на идеологическое господство религии (в данном случае православия) в нашем обществе.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

В 2012 г. я написал и опубликовал на “Эхо Москвы” статью “Что делать с РПЦ?” (https://echo.msk.ru/blog/samodurov/915264-echo/), на мой взгляд, довольно конструктивную и умеренную по духу. Статья была перепечатана многими сайтами. Но ни одна демократическая партия, позиционирующая себя в качестве сторонника светского государства и светской Конституции в России, на эту статью не откликнулась и высказанные предложения не заметила, как будто их и не было..

Повторяю этот эксперимент и снова обращаю внимание на статью “Что делать с РПЦ?”, не внося в нее никаких изменений. Мне кажется, что высказанные в ней предложения полностью сохраняют свою актуальность. К сожалению, я ожидаю, что руководители демократических партий снова не скажут во время кампании выборов в Думу ни одного критического слова в адрес РПЦ. А стоило бы, если Яблоко и Парнас действительно позиционируют себя как сторонники светского государства!

Юрий Самодуров

***

Что делать с РПЦ?

В России, занимающей 143-е место в мире из 180 стран по уровню коррумпированности чиновников, где по Конституции нет государственной мировоззренческой идеологии, где формы и методы приватизации в начале 1990-ых годов разрушили социальную солидарность и где политика государства не допускает ее возрождения, где недоверие к политическим партиям и институту выборов зашкаливает, президент Путин и премьер Медведев стремятся оправдать существующий политический и социально-экономический режим и свое пребывание у власти тем, что открыто поддерживают ценности православия и одновременно поддерживают в каких-то формах ценности западного мира

Результат поддержки г-ми Путиным и Медведевым православия – это и почти официальное придание православию статуса «государствообразующей» религии, в частности в форме обязательной трансляции по TV богослужений с показом присутствующих на них руководителей государства, и строительство двухсот новых православных церквей в Москве и новых храмов по всей стране, и появление часовен на железнодорожных вокзалах, в аэропортах, на территории воинских городков и воинских частей, внутри оград судов и управлений МВД, ВУЗов, школ, и введение института военных священников в армии, и введение обязательного преподавания в 4 и 5 классах школы предмета «Православная культура» (понятно, что пятиклашек будут учить тому, что правильно верить в Бога, а не преподавать им критическую историю православия и православной церкви) и введение в ряде госвузов специальности «теология», и постепенный «переход» ряда служб социальной помощи населению в ведение православных и около православных организаций, и ставшее почти обязательными присутствие священников РПЦ на открытии и освящении военной техники, банков, офисов, частных домов и т.д., и признание государством выходными днями ряда православных религиозных праздников, и административное ограничение – гласное и негласное – нахождения в России, «на канонической территории РПЦ» неправославных священнослужителей и неправославных миссий (например, отсутствие согласия РПЦ делает невозможным визит в Россию папы Римского) и т.д. О денежных потоках в церкви и о получаемой РПЦ от государства финансовой поддержке открытой информации вообще нет. Программа усиления влияния РПЦ включает также уголовное преследование властями организаторов и участников художественных выставок и художественно-политических акций, использующих аллюзии на религиозные символы, образы и обряды для высказывания критического отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, в т.ч. для критики и борьбы с к г-ном Путиным и РПЦ.

Политическая, земная роль РПЦ вышеуказанными аспектами не ограничивается. Православная церковь и православное богослужение всегда подталкивают прихожан принимать существующее положение вещей, а не бороться за социально-экономические, трудовые, гражданские и политические права. Послушав в церкви в этом году на Рождество почти целиком всю службу, я получил неожиданно очень угнетающее впечатление: главное настроение службы – обращение к Богу с мольбой и молитвой дать силы вынести страдания, а не силы изменить мир к лучшему.

Другая сторона медали состоит в том, что при существующем в нашем государстве строе, исключающем гражданскую и социально-экономическую солидарность людей, православие и религиозные обряды дают массе людей чувство минимальной социальной защищенности и какое-никакое чувство социальной солидарности тоже. Православие играет большую роль в удовлетворении потребности людей в позитивной национальной самоидентификации через участие в замечательно театрализованном, духовно красивом богослужении и через ощущение личной причастности к продолжению многовековой традиции почитания различных святынь и святых мест и тем самым к истории отечества. Религия и религиозный настрой помогают многим людям обрести чувство смысла жизни, возвышающее личность и выводящее ее за пределы личного бытового и нелегкого существования. Православные обряды и богослужение исцеляют душу. Люди получают от священника и в религии утешение в горе, перед лицом болезни, страдания, смерти. Ряд людей получают в церкви возможность выполнять какую-то работу и тем самым содержать себя, даже не будучи религиозными. Атеизм как и религия не могут исчерпать себя и «умереть», обе этих формы сознания существуют изначально, дополняют друг друга и будут существовать вечно.

Но при всем этом, политическая роль православия в России, видимо, всегда одна и та же – поддержка и легитимация существующего положения вещей, в т.ч. любой лживой, антигуманной и коррумпированной государственной власти. В общем, получается, что православие и РПЦ настолько полезны г-ну Путину и существующему социально несправедливому и авторитарному политическому строю, что если бы РПЦ не существовало наше государство ее бы придумало и создало.

Для нашей страны и для народа антизападническая и антидемократическая позиция и легитимирующая власть роль РПЦ гибельны и потому необходимо ограничить государственную поддержку РПЦ и ее возможности влиять и участвовать в решении вопросов, выходящих за рамки религиозной и социальной поддержки нуждающихся в этом людей.

Стратегическая цель сознательных граждан и гражданского общества по отношению к РПЦ

– законодательное разделение и разграничение религиозной и нерелигиозной сфер жизни и возвращение к тому положению, которое было в нашей стране в конце 1980-ых – начале 1990-х годов: РПЦ отделена от государства, но не отделена от общества. Это означает, что у РПЦ нет права присутствовать и нет права проводить религиозную пропаганду и/или религиозные обряды в государственной школе, нерелигиозных (не учрежденных церковью) ВУЗах, в армии, в МВД, в МЧС, в ФСБ, в светских учреждениях культуры и во всех других государственных учреждениях за исключением больниц (там люди тяжело болеют и умирают и кому-то священник и религиозный обряд может помочь примириться со смертью и не так бояться встречи с ней). У РПЦ не должно быть права освящать воинские корабли, танки, самолеты, знамена и т.д. Это оружие, с ним не шутят.

У представителей РПЦ должно быть право свободно выступать по телевидению с религиозными программами, такое же право и такое же эфирное время должно быть у атеистов для выступления с антирелигиозными, атеистическими взглядами и у представителей других конфессий. СМИ должно быть запрещено под угрозой крупного штрафа показывать по телевидению и публиковать фотографии государственных чиновников, когда они присутствуют на богослужении. Государство должно помогать РПЦ (другим религиозным организациям тоже) содержать в порядке здания – памятники архитектуры и выделять на это достаточно средств. Внешний облик этих памятников одинаково дорог и радует как верующих, так и неверующих. У церковных и созданных по благословлению церкви общественных организаций должны быть такие же права на участие в социальной помощи нуждающимся людям, как и у других гражданских организаций и такие же обязанности публиковать финансовые отчеты о ней. Финансовая прозрачность и открытая финансовая отчетность РПЦ о всех имеющихся в ее распоряжении средствах обязательна. Никакие государственные инстанции, государственные учреждения и акционерные и иные коммерческие предприятия с участием государственных средств не должны иметь права финансировать религиозную деятельность и религиозные функции РПЦ. Финансирование социальной деятельности РПЦ – содержание приютов, помощь бездомным и т.д. из госбюджета и коммерческими предприятиями с участием государственного капитала допускается в равных долях с финансированием ими аналогичных светских организаций.

В армии и милиции, в МЧС, в ФСБ – не должно быть не только религиозной, но и антирелигиозной пропаганды тоже, там, где люди рискуют жизнью, им не стоит разделять друг друга в вопросах «веры» и «неверия». В ВУЗах и государственных школах у преподавателей должно быть право на изложение антирелигиозных взглядов и критику РПЦ , когда это уместно в связи с изучаемым предметом, но только как инициатива преподавателей, и одновременно с этим – запрет преподавателям на религиозную агитацию в школе, хотя в среде преподавателей наверняка есть желающие ее вести . У художников, кураторов, директоров музеев и галерей должно быть право показывать в светских учреждения культуры произведения, в которых религиозные образы и символы изображены не в каноническом виде и не в религиозном контексте и значении, даже если такие произведения с религиозной точки зрения являются кощунственными , но при условии, что их смысл и задача художника и руководителя учреждения, где эти работы экспонируется, не заключаются специально в оскорблении религиозного чувства и личности кого-либо из граждан. Ассиметричное и неравное положение верующих и неверующих в школе и ВУЗах, в светских учреждениях культуры в плане возможностей для изложения и поддержки религиозных и антирелигиозных доктрин – это социальное неравенство. Но это социальное неравенство оправдано и справедливо, потому что политическая роль и политическая доктрина РПЦ, по сути антизападническая и антидемократическая и другой быть не может. Для нашей страны и для народа антизападническая и антидемократическая позиция и ее поддержка государством и РПЦ гибельна и нельзя давать РПЦ дополнительные возможности в нерелигиозных сферах жизни.

Нужен законодательный запрет государственной поддержки на «право» РПЦ обладать «канонической территорией», под которой РПЦ понимает территорию России, но не только, на основании чего утверждает, что на «канонической» территории у нее есть преимущества перед другими религиозными миссиями. Отказ от государственной поддержки претензий РПЦ на «каноническую территорию» поможет РПЦ стать более конкурентоспособной и подтолкнет ее к тому, чтобы лучше помогать людям в решении волнующих их религиозных и социальных вопросов.

В совокупности все вышеприведенные меры, дадут возможность и подтолкнут желающих идти в священники и работать в РПЦ людей становиться священнослужителями только по призванию, а также сделают невозможным для священников под угрозой потери репутации среди прихожан подавать иски к своим согражданам и коллегам о возмещении ущерба в миллионы рублей за пыль в квартирах, так же как и стремиться к личному богатству и т.д.

Первоочередные шаги, которые не требуют ничего кроме личной решимости

– тем, кто не согласен с арестом Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич можно попытаться встать в очередь ГРАЖДАН на прием к чинам Генпрокуратуры, чтобы дать им свои письменные показания, о том, что акция Pussy Riot в ХХС видеозапись которой Вы, как и все остальные лица посмотрели в Интернете, по Вашему убеждению является политической и художественной акцией протеста против сращивания РПЦ с государством и против участия Путина в третий раз президентских выборах, а не уголовным преступлением и письменно потребовать освобождения арестованных;

– учителям и директорам школ стоило бы набраться смелости и сделать свои классы и школы свободными от присутствия в них священников, а также от преподавания младшеклассникам под видом «Основ православной культуры» веры в Бога;

– воинским командирам, руководителям министерств, председателям судов стоило бы набраться смелости и закрыть находящиеся на территории вверенных им частей и учреждений часовни, церкви, мечети, если таковые тоже есть – это требование Конституция РФ;

– оппозиционным депутатам Госдумы (если таковые имеются), целесообразно начать выступать с законодательными инициативами, которые бы отделили РПЦ от государственной власти и государственной поддержки (см. раздел «Стратегическая цель»);

– целесообразно продолжать раскапывать и публиковать «подвиги» патриарха Кирилла, чтобы ему стало неудобно и неприлично занимать место Патриарха, который все-таки и в исполнении своей должности и в жизни должен быть примером морального подражания и моральным авторитетом в обществе, а не наоборот. Возможно, при вновь избранном Патриархе РПЦ будет больше интересоваться и заниматься религиозными вопросами и помощью людям, чем политикой. РПЦ должна заботиться о тех , кому нужна вера в Бога и социальная поддержка.

P.S. Ничего антиправославного и антирелигиозного во всем написанном выше, надеюсь, никто не увидит. То, о чем я написал, пойдет прежде всего на пользу самой РПЦ. Ведь не беспокоит же сегодня никого роль и место в российском обществе и государстве Старообрядческой церкви, поскольку она всегда была и сегодня находится «в стороне» от государства, и по сути является негосударственной, «внегосударственной» православной церковью. Власти ее, сцепя зубы, просто терпят, ничем не помогают и помогать не будут. Поэтому Старообрядческая церковь, во многом, вероятно, чище.

Юрий Самодуров
02 августа 2012

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.