Российские немцы: судьба народа

Право на праздник

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Флаг Землячества немцев из России в Германии

У каждого народа есть дни радости и печали, побед и поражений. Есть они и у российских немцев. Но отмечают они лишь трагичные даты – 28 августа и 20 июня. А как же с праздниками?

– Теперь они есть у нас, – говорит писатель и публицист Александр Фитц, – и отмечать их мы имеем полное право. Но рассказ о праздниках я все же начну с дат грустных.

Скорбные вехи нашей судьбы

Недавно в немецком календаре памятных дат появилась новая: 20 июня стал национальным Днем памяти жертв изгнания. Вместе с потомками 15 миллионов насильно изгнанных немцев Судет, Силезии, Восточной Пруссии, Трансильвании, Банат, Словении, Мемеля, Данцига, Хорватии, Воеводины, Бессарабии, Сербии, Румынии этот день отмечают и немцы бывшего СССР.

Правда, эту, как и остальные подобные даты, в Германии отмечают предельно скромно, сдержанно с непременным посыпанием головы пеплом, мол, во всем случившимся виноваты мы сами.

Может для кого-то это и так, но процитирую американского политика, публициста, одного из идеологов Республиканской партии Патрика Й. Бьюкенена (Patrick J. Buchanan): “Мир знает всё, что совершили немцы, но мир не знает ничего о том, что сделали с немцами”.

Вот и о тотальном ограблении и насильственной депортации 15 миллионов немецких женщин, детей и стариков, если и рассказывают, то весьма скупо, как и о том, что минимум три миллиона из них в ходе этой акции были убиты или погибли.

Процесс изгнания немцев Восточной Европы сопровождался, как свидетельствуют документы, «организованным насилием огромных масштабов, включая полную конфискацию имущества, помещение в концентрационные лагеря, вопреки признанию, заседавшим в августе 1945 года в Нюрнберге, международным военным трибуналом «депортации… преступлением против человечества».

Всего жертвами Второй мировой стали 17 млн. немцев, причем 12 млн. из них погибли после ее окончания. Кроме того, Германия потеряла около трети своей территории.

Наряду с немцами Западной и Восточной Европы жертвами изгнания стали также советские немцы, что официально было признано ООН в июле 2017 года. У них отняли не только малую родину, но также родной язык, свободу вероисповедания, передвижения, право на образование и выбор места жительства.

Таким образом, к трагичным датам, которые отмечают немцы бывшего СССР, прибавилась еще одна. Ну а первая – это 28 августа, день, когда в 1941 году был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация всех немцев СССР. В этом событии и дате есть некая символика. Ведь 28 августа – это один из главнейших православных праздников – День успения Богородицы. И именно в это день Кремль наотмашь ударил по самому законопослушному и незащищенному народу страны, забыв, что все русские цари, исключая лишь Николая II, давали гарантию в шефской защите, являясь как бы крестными отцами приглашенных ими немцев, ставших российскими.

Не буду вновь рассказывать о кошмаре, обрушенном на ни в чем не повинных советских граждан немецкой национальности, единство напомню, что 400–500 тысяч из них, т. е. треть, погибла, а вот сколько стали калеками, как сложилась судьба тысяч осиротевших малолетних детей, родителей которых «мобилизовали» в трудовую армию, оставив их на попечение сибирских и казахстанских колхозов, мы вряд ли узнаем.

По официальным данным из советских республик наибольшие потери в годы Второй мировой войны понесла Белоруссия. Здесь в ходе боевых действий погиб каждый четвёртый житель. А в сталинских лагерях ГУЛАГа и в ходе проведенной депортации советских немцев «родной» властью был до смерти замучен каторжным трудом, голодом, унижениями и издевательствами примерно каждый третий из них». Впрочем, и при царе-батюшке немцам жилось не слишком привольно.

В начале октября 1914 года Николай II в привычной ему манере заметил Петроградскому градоначальнику генерал-майору князю Оболенскому «Отчего много у вас немцев? Обратите внимание, что надо это выяснить. Я приказываю всех выслать. Мне это всё надоело».

На тот факт, что у самого царя в семье было “много немцев”, напомнить ему никто не решился. Да и он сам скорее всего имел в виду немцев, сохранявших германское и австрийское подданство, но бюрократия приняла эти всуе брошенные слова как указание в отношении всех немцев вообще. Но под главный удар патриотов попали не чиновники и офицеры немецкого происхождения (в 1914 г. каждый пятый генерал, и каждый четвёртый генерал-адъютант являлись немцами, на госслужбе было 6.343 немца), а крестьяне-колонисты западных губерний, предприниматели, владельцы фабрик, руководители акционерных обществ, банков, землевладельцы. Был принят ряд репрессивных законов, и уже ноябре 1914-го началось выселение немцев из Лифляндии, Курляндии, Риги и Сувалкской губернии. С 1915 года под видом эвакуации депортировали немцев из сельских местностей Польши, а в июне начали выселение немцев на всём протяжении прифронтовой полосы. И если поначалу антинемецкую истерию можно было списать на произвол местных чиновников, то, начиная с 1915 года, репрессии приобрели общегосударственный масштаб.

1 июня 1916 году царь, дабы «ограничить права неприятельских подданных и выходцев», а также «освободить страну от немецкого влияния во всех сферах жизни» утвердил положение «Об Особом комитете по борьбе с немецким засильем» за подписью председателя Совета министров, кстати, немца по происхождению, Бориса Штюрмера (Boris Stürmer). По ряду городов, в том числе в Санкт-Петербурге и Москве, прокатились немецкие погромы. А вот спасла тогда немцев Февральская революция 1917 года с её громкими демократическими лозунгами, оттянувшая катастрофу, но лишь на пару десятилетий…

Иными словами, жизнь немецкого меньшинства в Российской империи, а затем в СССР была тревожной, складывающейся в основном из тяжких будней и ожидания новых обвинений, арестов, депортаций. И всё это при том, что российские немцы были, пожалуй, одним из вернейших народов империи, а затем СССР. Приведу лишь один, но примечательный факт.

В дни Февральской революции 1917 года Николая II из высших военачальников империи поддержали лишь двое. Это генерал от кавалерии Гусейн Хан Нахичеванский, азербайджанец по национальности, мусульманин по вероисповеданию, который узнав об отречении царя сразу же отправил телеграмму начальнику штаба Верховного главнокомандующего генералу от инфантерии Михаилу Алексееву. В ней, в частности, говорилось: «Прошу Вас не отказать повергнуть к стопам Его Величества безграничную преданность гвардейской кавалерии и готовность умереть за своего обожаемого Монарха. 3 марта. 14 ч. 45 м. Генерал-адъютант Хан-Нахичеванский». Однако Алексеев телеграмму от императора утаил.

Одновременно готовность отдать жизнь за царя, изъявил генерал, «первая шашка России» граф Фёдор Артурович Келлер (Friedrich Keller), немец по происхождению и лютеранин по вероисповеданию. Получив 3 марта 1917 года из Ставки депешу об отречении императора от престола, граф Келлер построил свой корпус в каре и заявил: «Я получил депешу об отречении государя и о каком-то там Временном правительстве. Я, ваш старый командир, деливший с вами и лишения, и горести, и радости, не верю, чтобы государь император в такой момент мог добровольно бросить армию и Россию». Затем он отбил в Ставку телеграмму: «Третий конный корпус не верит, что Ты, Государь, добровольно отрёкся от престола. Прикажи, Царь, придём и защитим Тебя».

Но генерал Алексеев, стоявший у рычагов заговора, утаил и эту телеграмму.

Присягать Временному правительству Фёдор Келлер отказался. «Я христианин, – сказал он, – и думаю, что грешно менять присягу». Возглавив Белое движение на Юге России, в 1918 году он погиб в бою с петлюровцами.

И это далеко не единственный пример героических поступков и самоотверженного труда российских немцев на благо России, которую они искренне считали своей новой родиной. Но не меньше в истории нашего пребывания в России было драм, несправедливости, подлости, унижений, репрессий. В том числе и в предвоенные годы.

Ведь колонисты, приглашенные русскими царями освоить пустующие земли и превратившие их за полтора века упорного труда в главную житницу империи, для советской власти оказались чужими не только по ментальности, национальности, но и по классовому признаку, т.е. по числу скота на дворе, по запасам продовольствия на зиму, по отношению к труду и всеобщей грамотности. Да и к революции и прочим «великим потрясениям» в подавляющем большинстве они отнеслись отрицательно. Как результат – в ходе гражданской войны и последовавшего за ней голода немецкое население России уменьшилось почти на 400 тысяч человек.

В 1926 году из немецких сёл России, Украины, Кавказа, Крыма в отдалённые районы страны выселяют «бывших помещиков» – зажиточных крестьян, имевших земельные участки от 60 десятин и выше (в зависимости от района проживания). Только из АССР НП было выселено более 150 семей. И вообще во время кампаний, затрагивающих всё население СССР, чётко прослеживалась «избирательность» в отношении немцев. Из 700 тысяч раскулаченных в СССР 15 процентов были немцами, тогда как доля немецкого населения страны составляла всего 1 процент.

С 1933-го по 1936 годы было арестовано более 50 тыс. немцев. Ну потом в СССР началась антинемецкая вакханалия, жертвами которой стали около 200 тыс. немцев. И это, повторю, еще до начала Второй мировой войны.

Возвращение домой

Луч надежды, что ликвидированную в 1941 году автономную республику восстановят и немцы в СССР станут «равными среди равных», мелькнул в последние пару лет правления Горбачева. Но нет, не восстановили. Прежде всего потому, что и в своем штрафбатовском положении немцы трудились так, что регионы их «ссылки навечно» категорически не хотели их отпускать. То есть, чтобы стать достойными равноправия и справедливости, нашим дедам, бабушкам, отцам, матерям нужно было работать плохо. Но они ведь были немцами, а у немцев труд — святая обязанность и долг, поэтому так поступить они не могли — генетически. В итоге ни автономную республику, ни национальные районы не восстановили. Лживые обвинения в сотрудничестве с врагом не сняли, в правах с остальными народами не уравняли, национальные школы, вузы не восстановили, а наше рассеяние, осуществленное ещё при депортации, было сохранено. Одним словом, без малого двум миллионам российских немцев права работать и жить на благо в том числе своего народа не дали.

Но это, как вскоре выяснилось, иначе, как божьим промыслом назвать нельзя. Да, да! Где-то там на верху Создатель (а кто же еще?), взглянув на нас и всё происходящее решил: «Хватит. Отмучались. Можете возвращаться. Домой». Конечно, это шутка, но в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки.

… 20 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял закон «О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР”, завершивший эпоху закрытых границ. Таким образом, немцам, которым раньше, чтобы выехать на постоянно жительство в ФРГ или ГДР требовалось приглашение от родственников первой степени – отца, матери, брата или сестры, теперь было достаточно заполнить 42-страничную анкету, приложить копии метрик и паспортов, подтверждающих немецкое происхождение, три свидетельства, живущих в Германии знакомых, что соблюдали немецкие обычаи, и ждать, когда соответствующие германские органы проверив документы, направят им разращение на переезд. Или откажут. Отказов было достаточно и с каждым годом их число возрастало, т. к. Германия, искренне, в чем не сомневаюсь, звавшая братьев и сестер возвратится на родину предков, не рассчитывала, что их когда-нибудь выпустят, да еще всех.

Приведу статистику переселения по годам:

1950–1959 гг. – 13.604 чел., 1960–1969 гг. – 8.571 чел., 1970–1979 гг. – 56.583 чел., 1980–1989 гг. – 176.565 чел., 1990–1999 гг. – 1 630.197 чел.,

2000–2009 гг. – 469 906 чел., 2010–2018 гг. – 35.546 чел. А теперь несколько немаловажных фактов. Всего с 2014 по 2018 годы заявления на получение статуса «позднего переселенца» подало около 90 тыс. человек. Немногим более 35 тыс. из них просьбу переехать на родину предков удовлетворили. Средний возраст заявителей 25 – 39 лет. Многие с детьми. Большинство с высшим или средним специальным образованием. Свыше 85 процентов – христиане.

Всего же в Германию из СССР и постсоветских республик за неполные 70 лет переехало 2.411.148 немца и членов их семей других национальностей, что соответствует населению федеральной земли Бранденбург и превосходит население Тюрингии, Саара, Саксонии-Анхальт и Мекленбург-Передней Померании.

На постсоветском пространстве осталось порядка 400 тысяч российских немцев. Многим из них по надуманным причинам германские власти отказали в переезде, но некоторые, и их немало, сами не захотели переезжать. Но как бы то ни было именно 20 мая является днём освобождения российских немцев. И это не единственный наш праздник. Следующий – 26 декабря. Накануне, 25 декабря 1991 года Михаил Горбачев, выступая в прямом эфире Центрального телевидения объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. А 26 декабря Советом Республик Верховного Совета СССР была принята декларация о прекращении существования СССР. И примечательно вот что – смерть, как считают верующие люди, дьявольской власти и построенного ею государства, наступила сразу же после 24–25 декабря, когда протестанты и католики отмечают Рождество Спасителя. И это символично.

Конечно, для кого-то 26 декабря – день черный, траурный. Ведь именно в этот день Советский Союз, победивший во Второй мировой войне, официально объявил, что проиграл мир. Ну а российские немцы в этот день окончательно освободились из «египетского плена». И как же нам не улыбаться и не поздравлять друг друга?

У каждого народа есть дни радости и печали, побед и поражений. Есть они и у нас. И мы должны не только их помнить, но и праздновать, без оглядки на окружающих. Нам нечего стыдится своего прошлого, напротив, мы можем и должны им гордиться.

Вместо послесловия

15–16 мая 1959 года в Людвигсбурге (Баден-Вюртемберг) состоялась 5-я традиционная встреча российских немцев, проживавших в ФРГ, в которой приняли участие более трёх с половиной тысяч человек. Предшествовало ей собрание делегатов, на котором утвердили герб Землячества и знамя организации. Автор – Отто Хертер (Otto Herter).

Герб Землячества представлял собой золотой хлебный колос на чёрном фоне и в белом обрамлении. Колос выбрали потому, что 95 процентов российских немцев, согласно переписи населения 1914 года, были заняты в сельском хозяйстве. Чёрный цвет символизировал почву, чернозём, жёлтый – хлебный колос, а белый – мир и чистоту помыслов. Тогда же, как вспоминают ветераны, хотели учредить и праздник российских немцев, но посчитали это несвоевременным. «Пусть домой возвратиться хотя бы половина нашего народа, тогда и подумаем, как и что праздновать», – решили делегаты. И вот этот день настал.

Александр Фитц, член Международной ассоциации исследователей истории и культуры российских немцев
Мюнхен
 

Новые книги Александра Фитца «Кружка Грааля» и «Немецкие тайны», вышедшие в московском издательстве «РусДойчМедиа», можно заказать в берлинской книготорговой организации GELIKON: Тел.: +49 30 323 48 15; E-Mail: knigi@gelikon.de Сайт: www.gelikon.de или непосредственно в московском издательстве «РусДойч Медиа»: Тел.: +7 495 531 68 87; E-Mail: vertrieb@mawi-publish.ru

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.