Радости и горести хасидов в России

Леонид Гольдин, профессор, доктор философских наук

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Photo copyright: pixabay.com

Когда сгущается тьма

Конспирологические гипотезы о связи войны в Украине с еврейским заговором можно было предвидеть. Их появления добавляет мало нового в историю антисемитизма. Причину распада Союза антисемиты видели в происках сионистов и сполна воспользовались “перестройкой и гласностью”, чтобы выразить никогда не исчезающую ненависть к евреям. Митинги “Памяти” проходили в центре Москвы и в других городах, множились черносотенные издания, погромные настроения витали в воздухе.

В последние двадцать лет внешние проявления антисемитизма в России ослабели, зародилась еврейская жизнь, многие евреи играли видную роль в экономике, политике, медиа, культуре.

Но война обнажила глубинные настроения. “Возвращение к истокам”, “Духовное Возрождение”, культ национализма и ультрапатриотизма неизбежно привели к попыткам связать все беды личные, национальные и мировые с происками евреев.

Российская история полна противоречий, но в отношении к евреям всегда существовало единство верхов и низов, элиты и толпы, и разноплеменные сограждане не имели в этом вопросе разногласий. Даже сегодня, как ни смотри на общность или различия истории и культуры русских и украинцев, Богдан Хмельницкий, Гоголь, Достоевский национальные иконы для обоих народов. Воинство Хмельницкого уничтожило десятки тысяч евреев. Гоголь сладострастно описал массовые садистские убийства евреев казаками, и Тарас Бульба при всех режимах в школьных программах. Великий гуманист Достоевский видел в евреях воплощение коварства, стяжательства, духовного падения.

Одобряя эти взгляды, Обер-прокурор Священного Синода, воспитатель царя Победоносцев утверждал, что евреи “Захватили всё… Они контролируют прессу и биржу. Они формулируют принципы современной науки”. Он предлагал поставить антисемитизм в центр политики, сократить еврейское население на 2/3 и конвертировать оставшихся в христианство.

Российской Охранкой были сфабрикованы “Протоколы сионских мудрецов”, евангелие антисемитов всего мира и в наше время. Нынешний мир бесконечно разделен и многообразен, но повсеместно сохраняется убеждение, что евреи, малая доля одного процента мирового населения, контролируют судьбы мира и ответственны за все страдания человечества.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, опытный дипломат, знаток истории, литературы, искусства, сопоставил “еврейские корни” Зеленского с Гитлером: “Самые ярые антисемиты, как правило, евреи”. (Любое серьёзное исследование биографии Гитлера свидетельствует, что в нём нет еврейских корней.) Международный скандал не повлек неприятностей для Лаврова и не послужил уроком его единомышленникам. Алексей Павлов, помощник секретаря Совета безопасности Николая Патрушева, в “Аргументах и фактах” опубликовал статью “Что варят в ведьминском котле” с обоснованием необходимости провести “десатанизацию” Украины и конкретизировал: освободить от Хабад-Любавичской секты.

Православный священник Сергей Чечаниев пишет “О пропаганде сатанизма на канале “Культура”: “Кабалистическое учение в переводе на русский язык учение сатанинское”; статья заполнена обвинениями евреев в ритуальных убийствах. “Русская беседа”, претендующая на экспертное знание Торы и Талмуда, исследует “Хабад, хасиды, ритуальные убийства” и приходит к выводу “Везде, абсолютно, везде в роли злых демонов выступают иудеи.” С этих позиций определяется и отношение к войне в Украине: “Развал Украины был запланирован 25 лет назад иудейской сектой Хабад”; “Вся проблема Украины исключительно в том, что власть в этой стране захватила иудейско-еврейская организованная преступная группировка”.

Хасиды и “Правда”

Но и до нынешней холодной и горячей войны, при весьма благоприятных отношениях России и Запада во время краха коммунизма и демократизации мракобесие и ненависть не исчезали. Пятого мая 1993 года газета “Правда” опубликовала статью “Сатанинское племя” (“Кто стоит за убийцей иноков”), в которой обвиняла любавичских хасидов в изуверском убийстве трех молодых монахов в знаменитом монастыре Оптина пустынь. Убийство произошло в канун Пасхи, и статья увязывала эту трагедию с вековыми наветами на евреев, которые, по убеждению антисемитов, употребляют кровь христианских младенцев и священнослужителей в ритуальных целях. Еще до революции эту дикую клевету отверг неутомимый в борьбе с иудаизмом Священный Синод Православной церкви. Обвиняемых в таких преступлениях оправдали даже антисемитские царские суды.

Но “Правда” нашла каких-то “экспертов” в погонах и с научными званиями, которые доказывали, что история полна подобных примеров. Мало того, газета утверждала, что в книгах Ребе Шнеерсона, которые американские хасиды настойчиво пытались вывезти из России, содержатся свидетельства и инструкции по осуществлению варварских ритуалов. И что именно поэтому хасиды хотят заполучить их в свои руки. Московские евреи замерли в ожидании погромов.

Через день “Известия” опубликовали мою статью “Сатанинские игры в “Правде”. Хотя следствие с самого начала пошло по правильному пути – убийцей оказался свихнувшийся на демонологии бывший “афганец”, автор правдинской статьи Дмитрий Герасимов настойчиво протаскивал свою версию: неважно, чьими руками, все сделано как сказано в рукописях Любавичского ребе.

Я напомнил редколлегии “Правды”, что даже во времена оголтелых антисемитских кампаний сталинских времен партийная пресса не доходила до такого средневекового мракобесия, и о том, какими последствиями может обернуться нагнетание ненависти и массового психоза. И посоветовал американским властям не полагаться на благоразумие читателей и возможности российского правительства защитить от беззакония, а отправить хасидских эмиссаров домой. Кроме того, я опубликовал множество статей в “Новом времени” (журнал в то время имел рекордные тиражи и выходил на семи языках), “Moscow Times”, “Культуре”, “Курьере”.

“Правда” откликнулась на критику отповедью “Сатанинские игры в “Известиях”, статья была подписана “Русские, украинцы, белорусы, казахи, азербайджанцы, армяне, евреи “Правды”. Эта история получила огромный мировой резонанс и была предметом разбирательств в прокуратуре, судах, в ней участвовали госчиновники, президенты России и США. “Правде” и ее адвокатам пришлось отступить.

18 июня 1993 года “Правда” опубликовала мою статью “Невежество – демоническая сила”. (Заглавие – цитата из Маркса). Мы долго говорили с Геннадием Селезневым, в ту пору главным редактором, вскоре он стал спикером Думы и имел президентские амбиции. Он утверждал, что статья Герасимова была напечатана без его ведома; возможно и так, но ведь после публикации он не отверг абсурдных обвинений. Дело закончилось беспрецедентно в истории большевистской газеты – “Правда” в конце концов признала: “Л. Гольдин прав: в статье ‘Сатанинское племя’ по вине ее автора допущены непроверенные, необоснованные утверждения. Редакция приносит извинения”.

Радости от такой победы мало, но и сейчас, много лет спустя, я не могу здраво объяснить разворот событий от начала до конца и степень моей к ним причастности. Извинение “Правды” не имело прецедентов. Юристов, людей с высокими связями в суде и прокуратуре на моей стороне не было. Эта история заняла место в еврейской истории в ряду с “Делом Бейлиса”, “Делом Дрейфуса”, “Делом врачей” – “Убийцы в белых халатах” и бесконечного множества подобных свидетельств ненависти и невежества.

Многие авторы вспоминают ее в литературе по современному антисемитизму. Вспоминают и мое имя, не всегда к моему согласию с их оценкой. Время было перестроечного хаоса и бандитизма, шли погромные митинги, появилось невиданное число антисемитских изданий. Я ссылался в полемике с “Правдой” на марксистских классиков, на идеи интернационализма и на решения Православного синода, но зарубежные эксперты полагали что критика недостаточно острая и прямолинейная. Вспоминается мнение Дмитрия Шостаковича о зарубежных визитерах, ожидающих от него сенсационных обличений: “Они уедут, а мне оставаться”. Возвращаясь домой, я с опаской входил в подъезд, однажды, поздно возвращаясь из “Спасо-хауса” (резиденция американского посла), я обнаружил у моей двери канистру с бензином и спички, таких намеков было немало. “Культура” опубликовала письмо читателя, убежденного что я агент ЦРУ и Моссада.

Хасиды предпочитают об этом эпизоде не говорить, хотя, казалось бы, “миракл” – чудо победы над силами зла, над очередным Аманом из Пурима, врагом евреев. Они предпочитают думать и обсуждать более приятные темы, для них даже “Екклесиаст” – “Все суета и томление духа” не о печалях и разочарованиях, а свидетельство радости бытия.

Когда я приехал в Нью-Йорк и предложил раввину Кринскому (после смерти Реббе он стал административным лидером) встретиться, чтобы передать мои публикации о Реббе и его библиотеке, о правдинской истории – первые в центральной российской печати, он продержал меня чуть не два часа в приемной, через раскрытую дверь я слышал его совсем несрочные телефонные беседы. Разговор не оставил приятных впечатлений. Интерес и желание общаться потеряли и те хасиды, которых я хорошо знал по Москве. Я не в обиде – что было то было, у них, да и у меня, сейчас другие заботы.

Реббе – учитель и наставник

Психология хасидов предполагает сосредоточиться на дне сегодняшнем, на “Симхе” – радости, позитивных эмоциях и надеждах. Основоположник хасидизма Баал-Шем-Тов призывал последователей видеть в жизни не беды и испытания, что было веками уделом евреев, но дар Божий, которому нужно радоваться и быть благодарным. Если большинство евреев одержимы памятью о Холокосте и смотрят на мир через этот опыт, то хасиды предпочитают думать и говорить о том, как Тора помогла евреям сохранить веру и образ бытия в течение тысячелетий и видеть будущее в убежденности что скорейший приход Мошиаха решит все проблемы.

Я когда-то жил в Боро-парке, иногда меня приглашает на праздники бывший сосед-раввин. Однажды я принес альбом нового музея в Освенциме, раввин посмотрел на меня с ужасом и отказался от подарка. Раввины-реформисты говорят о Катастрофе: ” Это не Бог, это люди сделали”. Эли Визель, высокий авторитет среди американских евреев, Нобелевский лауреат, на вопрос “Где был Бог” отвечал: “Он был с нами”. Есть ультраортодоксы, которые считают, что Холокост был наказанием за отступничество, забвение заветов. Все эти и подобные объяснения неприемлемы не только для атеистов, но и для любого рационально мыслящего человека. Думаю, Реббе Шнеерсон ответил наиболее честно и убедительно – нам не дано этого понять, мы не можем изменить прошлое, но можем повлиять на будущее.

Нынешний катастрофический рост антисемитизма в мире, от которого приметные на улице хасиды страдают больше ассимилированных евреев, они воспринимают философски: “Тьма сгущается перед рассветом”. Когда наступит рассвет, сказать трудно, пока тьма все более сгущается. Нападения, оскорбления, травля евреев-студентов в университетах, дикие антисемитские декларации селебрити и политиков новой волны-прогрессистов стали явлениями повседневной жизни. Даже в Манхэттене у закрытых дверей синагог полиция и своя охрана, камеры, детекторы… Такая же картина в Европе, антисемитизм в мире достиг уровня, схожего с настроениями в преддверии Второй мировой войны.

Такого не было в Москве даже во времена разгула “Памяти”. Я приходил в Хоральную синагогу на Архипова, когда там никого не было, двери всегда были открыты, для меня это была возможность самого глубокого ощущения связи с историей и судьбой моего народа. Когда хасиды добились открытия синагог на Малой Броной, в Марьиной Роще, тоже обходились без охраны.

Но даже в этих условиях хасиды сохраняют оптимистический настрой. Их мировоззрение и моральное состояние определяется верой: “We wаnt Moshiaсh now!”, и ничто не может поколебать их в этой убежденности.

Конечно же, многое в поведении и представлениях хасидов покажется странным человеку со стороны. Но я отношусь к ним с уважением за крепкие семьи, заботу о старших, взаимопомощь, волю и самодисциплину, и понимаю, что если евреям суждено сохраниться, не раствориться в атеизме и ассимиляции, то будет это возможно только благодаря верным хранителям традиций.

Хасидов часто отожествляют с ортодоксальными евреями, но исторически во многом это движение возникло как диссидентский вызов устоям и догматам. После разрушения Храма у евреев не было централизованного теологического лидерства. Два еврея – три мнения, этот раввин мне не нравится, в синагоге не те порядки – можно перейти или построить другую.

У хасидов Реббе абсолютный авторитет. Молодые хасиды в Москве мне поясняли: “Реббе скажет – мы в огонь прыгнем”. Учение и советы Реббе определяют все стороны жизни хасидов, от брака до голосования на выборах. О Реббе создана огромная литература, в каждом доме есть его портреты, его книги и их толкования. Это не только школа познания и веры, это школа бытия и существования.

Я недавно встретился с профессором Туро колледжа Шимоном Силманом, автором монографии с математическими моделями и графами “Научное мышление в мессианское время”, согласно его представлениям и опыту, современная наука подтверждает учение Реббе. Великий философ Адин Штейнзальц, переводчик и комментатор 60-томного Талмуда, говорил мне что Реббе для него авторитет вровень с Аристотелем и Маймонидом.

Хасиды – люди книги, но не всякой книги. К светской литературе отношение настороженное. Тору, Талмуд, Каббалу дополняют бесчисленные хасидские сказания, наивные сказки для постороннего, источник знаний и мудрости для хасида. Хасиды любят и умеют учиться от раннего детства до глубокой старости. К сожалению, как показало недавнее расследование правительства, студенты иешив не сдали теста по английскому языку и математике, они плохо знают мировую историю и литературу, но на самое для них важное они не жалеют времени и усилий.

Я провел 60 лет в преподавании, в последние годы компьютер и телефон во многом вытеснили живой интеллектуальный интерес студентов, удержать их внимание очень трудно. В Поконо, куда меня выгнала пандемия, открылось несколько любавичских иешив, когда меня пригласили прочитать лекции (не о теологии, конечно), я был поражен заинтересованностью и вниманием. В зале оказалась девочка лет пяти, она стояла и слушала не пошевельнувшись. Мои внуки такого представить не могут.

Есть много направлений хасидизма, они не едины во многих вопросах и не всегда находят общий язык. Сатмарские хасиды не поддерживают Израиль; по их мнению, еврейское государство, созданное безбожными евреями-социалистами, не должно существовать. Все проблемы будут решены, воцарится мир, Храм будет восстановлен, когда придет Мошиах. Они участвуют в пропалестинских демонстрациях, вызывая негодование единоверцев, но убеждениями не поступятся.

Картина нынешней еврейской жизни бесконечно многообразна. Еще недавно женщина-раввин, кантор, гейские синагоги, использование электроники в субботу и на праздники были немыслимы. Сегодня более 70 процентов американских евреев либералы, их главные заботы цветные меньшинства, иммигранты, гендерные права, поучения Израиля как жить на библейской земле и на какие идти уступки. Реформистские синагоги подчинены либеральной идеологии и служат пропагандистам Демпартии. И если иудаизм не согласуется с таким мировоззрением, тем хуже для иудаизма.

Малая рождаемость и смешанные браки американских евреев рисуют мрачные демографические перспективы.  Но ортодоксы и хасиды позволяют надеяться на сохранение веры и традиций.

Окончание следует.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.