Полагаю, что основными читателями моей статьи станут русскоязычные переселенцы – эмигранты и репатрианты из СССР или независимых государств, образовавшихся после его распада. И, пусть на меня не обижаются усидчивые жители бывшей Одной Шестой Света, дальнейшие выкладки, рассчитаны именно на людей, сменивших по тем или иным причинам страны проживания.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Итак, на мой взгляд, лишь переселение арабов в другие страны может стать чисто действительным корнем решения проблемы арабо-еврейского конфликта в Западной Эрец Исраэль. Называть это трансфером или не называть, на мой взгляд, дело десятое. Меня это слово устраивает, ибо на большинстве европейских языков буквально означает не что иное, как «перемещение, передача». И это, на мой взгляд, полностью отражает суть того, чему следует произойти.
Скажу сразу – лично я предпочитаю неторопливый, планомерный мирный трансфер, для которого необходимо созревание, создание определенных условий. Хотя развитие событий в мире и нашем регионе вовсе не исключает возможности, а то и необходимости, трансфера форсированного, быстрого.
Разговоры о невозможности трансфера населения в нашу относительно «мирную» эпоху – это когда уже четверть века без лишнего грохота идут сражения мировой войны, мало похожей на запомнившуюся своей крутостью 2-ю мировую (20 в.), представляются мне абсолютно необоснованными, скорее даже демагогическими. Ведь имеется, как минимум, один пример довольно быстрого перемещения миллионной массы населения из своих домов. Я имею в виду эмиграцию из СССР и продуктов его распада в конце прошлого – начале нынешнего веков, частью которой является наша Большая алия. И сам я, и, в массе своей, мои русскоязычные единомышленники и оппоненты были вовлечены в этот процесс. Большинство из нас в период 1989-2005 гг поменяли страну проживания. Безусловно, лидировали в этом процессе евреи, но переместились не только мои соплеменники. С нами переселялись, например, члены смешанных семей. Да и безотносительно к еврейскому возвращению на Землю Праотцов, немало людей иных национальностей покинули страну рождения, простиравшуюся от Ледовитого океана до Памира и от Калининграда до Курил, и обрели дом для продолжения рода за морями-океанами.
Что же произошло? А произошло, главным образом, выделение накопленного десятилетиями энергетического потенциала недовольства образом жизни. У разных слоев населения СССР, у разных религиозных, этнических, социальных, профессиональных групп причины недовольства были разными, но все они складывались в общий вектор усилий, направленный в запертые ворота. Иногда энергии усилий удавалось слабыми потоками просочиться сквозь отдельные щели, но это не снижало существенным образом нарастания напряженности… И вот настал момент, когда, опасаясь стихийного прорыва, власти были вынуждены ворота распахнуть, и произошло буквально как в уже тогда бородатом анекдоте: «Вопрос к Армянскому радио: Я слышал, что собираются открыть границу, посоветуйте, как себя вести? – Отвечает Армянское радио: Забирайтесь на дерево, чтобы не затоптали!»
И произошел трансфер русскоязычных из СССР/СНГ, в котором одна лишь численность алии в Израиль приблизилась к миллиону! И ничего! Никто не бил в колокола, не принимались грозные резолюции разными международными организациями. Все происходящее считалось в порядке вещей, даже, в общем-то, поощрялось и по разным причинам приветствовалось. Израиль, США, Германия, Канада и ряд других стран немало сделали для приема эмигрантов (репатриантов) из СССР/СНГ, нашего обустройства и абсорбции в новом обществе. Реально, львиная доля этого русскоязычного трансфера заняла последнее десятилетие прошлого века. На сегодня поток переселенцев из стран бывшего СССР количественно установился в рамках обычных межгосударственных миграционных процессов.
Дальше я поведу речь лишь о части того трансфера – Большой алие, ибо именно для нас, ее представителей, решение арабо-еврейского конфликта в Эрец Исраэль представляет жизненно важный, а не просто академический интерес. Да и, честно сказать, жизнь еврейских общин в галутной чужбине – будь она хоть страной рождения, к которой еврей прикипел неотрывно душой и прочими местами, или новым галутом, им выбранным сознательно при переселении из другого галута, хотя давно устранены все препятствия для восхождения (алии) в Израиль, меня интересует слабо. Оставлю разработку этой темы другим авторам.
В нашей алие я бы выделил несколько потоков, по их доминантным векторам мотивации:
1. Сопротивленцы традиционной русской ассимиляционной политике, не прерывавшейся со времен Екатерины Второй, присоединившей к России густо заселенные евреями области и до самого конца советской власти. Коммунисты, особенно с 30-х годов прошлого века, пошли дальше царей, при которых у евреев худо-бедно действовало общинное самоуправление и была хоть и крайне ограниченная возможность жить в лоне иудейства и бытовых еврейских языков: идиш, бухори и т.д. и развивать национальную культуру. За 70 лет, предшествовавших падению СССР, советское еврейство было практически на 100% манкуртировано русским языком, литературой и культурой. Возможность изучения еврейских языков была сведена, фактически, к нулю, а несанкционированное освоение «сионистского» иврита даже преследовалось как криминал. Народ Книги оказался в СССР единственным этносом, для которого стал запретным язык предков. До окончательного решения еврейского вопроса в его бескровном постсталинском варианте оставалось прожить всего лишь одно поколение. И, совершенно естественно, у части евреев, национально и религиозно ориентированных, возникло протестное движение и желание покинуть юдофобский галут и уехать в те края, где они свободно смогут жить евреями. Но это желание разбивалось о железные ворота или, если хотите, «железный занавес» режима, созданного тов. Сталиным И.В. и трепетно сберегаемого его наследниками, независимо от того, как к самому Сталину они относились.
2. Недовольные тоталитарностью режима. Несколько лет так называемой «хрущевской оттепели» существенным образом повлияли на умонастроения городской советской интеллигенции. В первую очередь на ее представителей, происходивших из «бывших» – старой интеллигенции и дворянства, чудом выживших в сталинские годы, а также многих представителей ментально русской интеллигенции из ассимилированных евреев, оторванных от национальных корней. На протестные настроения многих оказали влияние события конца 60-х годов: «Пражская весна», молодежные хиппи-движения… А, с другой стороны, начавшееся при Брежневе «закручивание гаек», «стеклянный потолок» для научно-технической интеллигенции еврейского происхождения, а после Войны Судного дня – и полный запрет гебухой приема наших на работу в «почтовые ящики», где как раз был сконцентрирован тогдашний советский «хай-тек» и была наиболее интересная и хорошо оплачиваемая работа… Творческая интеллигенция толкалась у государственной кормушки, ибо, по замыслу тов. Сталина И.В., иной в стране просто не существовало. Шла драка за более-менее жирные куски между «городскими» и «деревенщиками». Среди «городских» было множество евреев, а среди «деревенщиков», все более входивших под покровительство КПСС и КГБ, – зоологических юдофобов. Это способствовало возникновению протестного вектора первого типа в среде ассимилированной еврейской интеллигенции.
3. Деловые люди. Еврейский народ много вложил в создание рыночной экономики. И не только, и не столько умствованиями ученых мужей, сколько практикой ремесленников, торговцев, финансистов и менеджеров. Присоединяюсь к мнению, что деловая хватка у наших людей в крови! Тем не менее, печальным фактом являются социалистические и коммунистические учения, созданные нашими соплеменниками. И нас угораздило родиться в стране, где власти топорно и разрушительно пытались на практике реализовать вариант достаточно бесплодной утопии всеобщего экономического равенства. А эта утопия шла вразрез с традиционной еврейской деловой ментальностью. Но эта ментальность пробивалась, как трава из-под асфальта, и ее деятельность нередко вступала в противоречие как с советскими законами, так и с обычаями и ментальностью большинства населения страны, чью деловитость угробили государственным отчуждением от собственности и традиционным многовековым культом презрения к удачливым и богатым, создававшим устойчивую среду для пролетарского бытия.
Оттого «дельцы»-евреи, чувствуя себя неуверенно в этой среде, стремились перебраться в общество рыночной экономики, полагая, возможно, наивно, что там они сумеют развернуться.
4. И, наконец, постсоветские. На взгляды и поведение большой части репатриантов значительное влияние оказали события последних шести лет советской власти, т.е. «горбачевской перестройки», создавшей иллюзии возможности позитивного изменения привычного советского общества. Эти иллюзии привели к инерции восприятия действительности, и если две первые и, отчасти, третья группа после снятия ограничений на отъезд из СССР в 1989 г, как говорится, рванули (в духе упомянутого анекдота), создав в 1990-91 гг самую высокую волну алии, то четвертой группе понадобилось пережить крах и ликвидацию Советского Союза, чтобы понять: «Ехать надо!» Считая себя представителем этой группы, перейду к своим, достаточно субъективным воспоминаниям.
1989 г. Первые съезды нардепов СССР. В мае, во время Первого съезда – мятеж в Ферганской долине. По официальной версии – погромы турок-месхетинцев, депортированных (трансферированных?) Сталиным под предлогом госбезопасности с близкой его сердцу грузино-турецкой границы в Узбекистан. И вот, 45 лет спустя, новый трансфер: в течение нескольких дней полтора десятка тысяч месхетинцев военно-транспортными самолетами перебрасывают в российскую глубинку. (Что с ними сейчас?)
Советская пресса умолчала тогда, что громили не только месхетинцев, кстати, близких по языку и религии узбекам. Мусульмане громили и иноверцев, в том числе, евреев, в основном, бухарских, издавна проживавших там. И вскорости после этих погромов, бухарцы, старейший из местных этносов, проживший в Центральной Азии два с половиной тысячелетия, поднялся и массово уехал. Ферганская долина стала “юденрайн” еще в советское время, при Горбачеве. И об этом и до сих пор не принято говорить. Хотя ведь именно мусульмане на том конце Земли выдавили евреев! Чем не трансфер?
А сколько еще евреев покинуло СССР и новые государства из-за межнациональных конфликтов и войн? Бежали из Азербайджана, Армении, Грузии, Северного Кавказа, Таджикистана…
1 сентября 1991 г. была провозглашена независимость Республики Узбекистан. Внешне незаметно началась новая жизнь. Руководство новообразованной страны активно заработало в двух направлениях.
Независимый Узбекистан оказался без современного базового юридического законодательства и был вынужден срочно его создавать, оглядываясь на мировой опыт, как стран развитой демократии, так и исходя из национальной ментальности, обращаясь к законодательствам исламских стран. Одним из первых был принят закон о гражданстве, автоматически рекрутировавший в граждане страны все прописанное там на момент вступление закона в силу население.
И в одно прекрасное утро, без всяких действий с моей стороны, ибо никто меня не спрашивал, проснулся я в своей постели гражданином другой страны – национального государства. О котором никогда не помышлял, и куда никогда бы не стремился, ибо всю предыдущую жизнь осознавал себя жителем и гражданином единого и могучего Советского Союза, многонационального и интернационального, пусть лишь на бумаге. Так был воспитан, так прожил почти полвека. Помните: “Наш адрес – Советский Союз”?..
Новый закон, предполагал гражданство и для этнических узбеков диаспоры, самая многочисленная группа которых (если не ошибаюсь, порядка 5 миллионов человек) – узбеки Северного Афганистана, в массе своей – потомки басмачей, изгнанных большевиками в 20-30-х годах. Вскорости увидели этих афганских узбеков на улицах Ташкента. Для людей, воспитанных в европейской традиции, особенно, для дам, они выглядели страшновато, хотя занимались вполне мирной челночной торговлей, да и не припоминаю я случаев криминальных инцидентов с ними. Но это были те самые узбекские моджахеды, которые давали прикурить самим талибам! Психологический эффект их нашествия был силен!..
Вторым законом, сильно повлиявшим на нас, “колонизаторов” (это слово официально не употреблялось, но в устных выступлениях, особенно, у оппозиционных деятелей националистического толка, которым в те времена еще позволяли более-менее открыто выступать, проскакивало), стал закон о государственном языке.
Узбекский язык был объявлен единственным официальным языком Республики. Отмечу, что доля узбекского населения в ней составляла тогда 75-80%, примерно, как доля евреев в населении нынешнего Израиля. Лишь на этом языке в Узбекистане должны были совершаться все делопроизводство, судопроизводство, обучение. Графика – латинская… Введение закона предусматривалось поэтапное, и я не уверен, что он даже сейчас функционирует полностью… Но тут же, в 1992 г. нашу, ныне покойную, электронную фирму принудили перевести всю техническую документацию на узбекский (это притом, что узбеков в те времена в фирме почти не было, особенно среди работниц, для которых документация, в основном, и была писана). У нас создали несколько групп принудительного изучения узбекского языка (кто-то из начальства организовал приработок знакомой преподавательнице).
Если бы закон начал действовать буквально в соответствии с решением высшего законодательного органа (не помню, как он стал называться), то мы бы все в один день оказались неграмотными.
Не стану тратить время на экономический фон тех событий, об этом много написано. Все летело к чертям! Правда, по чести сказать, удавалось, приворовывая, в советском понимании, как-то держаться на плаву.
Чего не было в тогдашнем Ташкенте, так это открытой юдофобии. Официальные власти и лично президент Каримов декларировали хорошее отношение к евреям и Израилю, с которым Узбекистан вскорости установил дипломатические отношения. В Ташкенте заработало консульство, потом и посольство. Появилась сохнутовская команда, и Израиль стал намного понятнее, доступнее и ближе. В 93-м году Бюро по связям открыло в Ташкенте израильский культурный центр (ИКЦ), где были еврейский клуб и ульпан с компьютеризированным классом. Там мы могли ознакомиться с литературой о Стране, газетами на иврите (кто тянул) или на русском. Можно было получить консультации о различных сторонах израильской жизни. Каждый месяц приезжали новые учителя иврита. Чаще – молодые девушки после армии, иногда опытные матроны. Были у нас и курсы профессионального направления, их вели серьезные мужики. Они, а также периодически приезжавшие лекторы из репатриантов, как могли, открывали нам Израиль.
Клуб ИКЦ снимал для еврейских праздников помещения театров, и там собирались сотни евреев – семьями, с детьми…
Короче, мы начали приближаться к Израилю.
Прошло 2-3 года после пика Большой алии и многие из наших клубных знакомых посетили Израиль по приглашениям недавно уехавших родственников. Их рассказы были противоречивы. Страна прекрасная, все есть! Жизнь трудная, устроиться нелегко, но все равно не сравнить с нашей. И люди, уехавшие из СССР, когда там все было еще более-менее нормально, не могут даже представить себе, что такое инфляция по 50% в месяц, карточная система и абсолютно пустые магазины (о, если бы не знаменитый ташкентский базар, что бы мы делали?!)…
А тем временем лично для меня закончился тридцатилетний цикл работы в ВПК, ибо мои заказчики оказались за границей – в России, Белоруссии. И денег у них не было – российский ВПК переживал не лучшие времена, да и работать стало невозможно из-за разрушения финансово-экономической структуры покойной державы.
Короче говоря, бренное тело оказалось под воздействием двух сил: выталкивающей, вызванной новыми обстоятельствами жизни на “доисторической” родине, и притягивающей силой неведомой ранее, Родины исторической. И я, и моя семья поняли, что если уж учить новый язык, то лучше – язык предков, язык Торы. Короче – “надо ехать!”. И – поехали…
Осмысливая через пару десятилетий опыт своего трансфера, я прихожу к следующим выводам.
Трансфер – вещь, конечно, малоприятная, особенно вначале, но, при определенных условиях – далеко не смертельная, и вполне может привести к улучшению качества жизни. Так что, страшилки о трансфере, как зверстве априори, не могут быть приняты в качестве универсального аргумента.
1. Важна мотивация лиц и сообществ к перемещению. Полагаю, что у постсоветских евреев, вроде меня, и арабов с их промытыми на протяжении десятков поколений джихадистскими идеями Мохаммеда мозгами, она сильно различается. Но можно вспомнить, например, что с появлением серьезного еврейского ишува в Эрец Исраэль около века назад арабы из соседних стран, как мухи на мед, повалили сюда в поисках лучшей жизни. Таким же образом, они сейчас ищут ее в Европе и Америке, заодно выполняя великую идею ислама – создании всемирного Халифата нынешней тактикой «мирного» джихада. Так что если вектор улучшения жизни повернется для них в другую сторону от Эрец Исраэль, то мотивация к перемещению возрастет. Арабы, в конце концов, народ не очень-то оседлый. Как и мы, хотя и по иной причине…
2. Сторона, инициирующая трансфер того или иного меньшинства, должна создавать для этого меньшинства условия необходимого подчинения его большинству, особенно, в экономической, юридической и социальной области. То есть меньшинство необходимо принудить к равенству обязанностей. С правами меньшинств в наше время проблем, как правило, не бывает. А если они и возникают, то именно из-за отсутствия равенства обязанностей. В частности, все государственное, экономическое, научно-техническое и пр. делопроизводство, государственные СМИ должны работать исключительно на языке большинства. Меньшинство не должно быть ограничено в своем языке и культуре, но лишь в рамках своей общины и за счет ее. Полигамия, если она не является традицией большинства, должна быть запрещена и, уж, точно ни в коем случае не должна поощряться государством экономически.
С другой стороны, инициирующая сторона должна оказывать моральную, правовую и экономическую поддержку представителям меньшинства, желающим покинуть страну, не препятствуя вывозу в натуральной или денежной форме частной собственности, нажитой законным путем.
Лица, покинувшие страну пребывания, автоматически и беспрепятственно должны лишаться ее гражданства.
3. Принимающая сторона должна беспрепятственно давать перемещенным лицам гражданство, обеспечивать им равные права с местным населением, способствовать их экономической деятельности и интеграции в свое общество.
Разумеется, без серьезной организации решения проблемы трансфера на мировом и региональном уровнях она не может быть реализована. И вообще, у нее нет быстрого решения. Даже в случае победоносной блиц-войны, типа Шестидневной.
И, на мой взгляд, национальному лагерю пора уже активно включиться в политическую жизнь, причем, не ради “мирного процесса”, “обмена территориями и населением”, “принципами сосуществования арабского и еврейского государств в Палестине” и прочей либеральной белиберды, которую в последнее время все чаще несут псевдоправые политики и публицисты. А надо методично готовиться и готовить общественное мнение – к трансферу арабов из Эрец Исраэль. Ибо, хотя трансфер недостаточен для мира, он – одно из необходимых и важнейших условий для него.
Перейду к вопросу о беженстве и беженцах.
Конкретно – беженцах еврейских. В Израиле на официальном уровне принято считать, что Страна приняла, как минимум, две большие волны беженцев. Первая вынесла к берегам новопровозглашенного Государства беженцев из стран Европы, спасшихся от нацистского геноцида, но потерявших свои дома, имущество и исторгнутых титульным населением после войны из стран, успевших стать, по замыслу гитлеровцев, «юденрайн». Вторая волна нахлынула в конце 40-х – начале 50-х гг из мохаммеданских стран Ближнего и Среднего Востока, где в ответ на провозглашение Израиля и первую военную победу Еврейского Государства над арабами в Войне за независимость, прошла волна погромов и, практически, полных изгнаний еврейского населения. То есть классический насильственный трансфер, принесший Израилю более чем полумиллионную алию евреев из мохаммеданских стран от Туниса до Пакистана.
Но были еще и довольно компактные по времени переселения в Израиль евреев из Эфиопии, изгнанников из Польши времен Гомулки, ну и, разумеется, наша алия. Но эти три потока почему-то беженцами считать не принято. Впрочем, и вопрос о беженцах из стран ислама стали поднимать совсем недавно, в пику вопросу о «палестинских» беженцах, будируемому арабами и прогрессивным человечеством.
Впрочем, я подробно об этом писал сравнительно недавно (https://maof.rjews.net/actual/10-2009-07-22-07-05-36/27414-2012-10-09-11-34-17), не стану повторяться, ибо ситуация не изменилась.
Скажу только, что меня крайне удивляют люди, пережившие трансфер в форме эмиграции или репатриации, получившие ту или иную мотивацию, принудившую покинуть родину-мачеху, перетерпев при этом материальное ограбление, а нередко, и политическое преследование, вплоть до лишения свободы, но не считающие себя при этом, ни унесенными ветром трансфера, ни беженцами. Прямо как мольеровский мсье Журдэн, не знавший, что он разговаривает прозой!
И напоследок. А как же «принимающая сторона»?
Приведу такой пример. На момент начала Большой алии население Израиля составляло приблизительно 4.5 млн. человек, из них, евреев – 3.2 млн.
В 90-е годы с территории СССР и независимых государств с нашей Большой алией прибыли около 750 тыс. евреев и членов их семей. Таким образом, Израиль в это период ежегодно принимал, около 2% от средней численности своего еврейского населения. За это и следующее десятилетия наша Страна из ранга развивающейся перешла в статус развитой, и это, несмотря на произошедшие за этот период два экономических кризиса, террористическую войну («вторую интифаду»), вторую ливанскую войну, несколько крупных и множество мелких антитеррористических операций.
То есть экспериментально доказано, что десятилетний прием эмигрантов (репатриантов) со скоростью 2% в год от исходного населения, вполне приемлем для сохранения устойчивости экономики и ее развития.
Сопоставим эти цифры с трансфером арабов из Западной Эрец Исраэль в арабские страны, предлагавшимся партией Моледет (чьей наследницей стала ныне партия Оцма ле-Исраэль) и незабвенным ее лидером отставным генералом Рехавамом Зеэви (Ганди). (https://blogs.7iskusstv.com/?p=22745)
Численность арабского населения арабских стран – сие тайна великая есть. Но ее приблизительная оценка что-то около 350 млн. В Западной Эрец Исраэль проживают 1.6 млн арабов, имеющих израильское гражданство и, если верить большим фантазерам из ПНА, 4.7 млн «палестинцев». Думаю, эта цифра завышена раза в 1.5-2. Но пусть так: 6.3 млн против 350 млн. Предположим, что лишь треть арабских стран с базовым населением 100 млн. примет репатриантов. Если процесс трансфера растянется на 10 лет, то его темпы окажутся втрое ниже тех, что были при нашем – 0.6% в год! И пусть после этого говорят, что такое нереально!
Что касается материальной стороны, то, как я писал выше, репатриантам необходимо предоставить возможность вывезти свое имущество в натуральной или денежной форме. Абсолютно недопустима мохаммеданско-эсэсэсранско-эсэнгойская обдираловка, которой при выезде подвергались еврейские беженцы. Кроме того, должны быть предусмотрены определенные компенсации. Где их взять? В частности, трансфер арабов должен привести к сокращению военных расходов. Возможно, освобождение Эрец Исраэль от арабов даст толчок к увеличению алии из США, Франции и России, гораздо более деловой и мощной экономически, чем была наша, и это увеличит возможности Государства.
Но откуда возьмется желание принять репатриантов? Думаю, оно может, совершенно неожиданным образом проявиться в результате назревающей у нас на глазах трансформации мохаммеданского мира.
На знамени партии Моледет было начертано: «Только трансфер принесет мир!» Не думаю, все-таки, что трансфер является достаточным условием, но уж необходимым – точно! И надо работать в этом направлении.
Иерусалим, 22 апреля 2013 г.
maof.rjews.net
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.