Peпapации за paбство

Движение в поддержку peпapаций как способа исправления последствий несправедливости paбства и сокращения разрыва в уровне благосостоянии чepного и бeлого населения США набирает силу. Уже 140 членов Конгресса поддерживают законопроект H.R. 40, требующий создания комиссии по оценке предложений о peпapациях aфpоамериканцам.

Photo copyright: Fibonacci Blue, CC BY 2.0

Peпapации за paбство чepнокожего населения обсуждаются в нашей стране с тех пор, как генерал северян Уильям Шерман издал приказ о выделении каждой семье бывших paбов 40 акров земли и одного мула. Этот приказ не был выполнен. После окончания Гражданской войны республиканцы, контролирующие Конгресс, приняли ряд законов, требующих конфискации земли бывших конфедератов. Но в 1866 г. президент Эндрю Джонсон наложил вето на эти законопроекты. В 1894 г. по инициативе некоторых организаций в Сенат был направлен законопроект, предусматривающий прямые выплаты бывшим paбaм в размере до $500, а также назначение пенсий в размере от $4 до $15. Эти законопроекты были отклонены в комитетах Конгресса. Одно время популярной была идея создания национального фонда для облегчения возможностей получения образования aфpоамериканцев в США. Но и эта идея не была реализована.

Как оценить стоимость принудительного труда почти за 250 лет paбства в США? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Активисты движения за peпapации считают, что реализация обсуждаемых вариантов выплат aфpоамериканцам будет стоить от $17 млрд. до $5 трлн. Писатель Джейсон Хикель, оценивая труд paбов по минимальной заpaботной плате в США, говорит, что его стоимость составляет $97 трлн. По оценкам Уильяма Дарити, профессора Университета Дьюка, реализация программы peпapаций будет стоить от $10 трлн. до $12 трлн. Для сравнения государственный долг США равен $27 трлн. Таким образом, стоимость различных вариантов peпapаций соизмерима и даже в несколько раз превышает величину нашего государственного долга.

Сторонники peпapаций считают, что их должны выплачивать не только федеральное правительство и правительства штатов, в которых paбство было узаконено, но и потомки владельцев частных предприятий, а также и семьи, использовавшие paбский труд. Но сегодня в США нет закона или правил, которые могут заставить этих потомков финансировать программы peпapаций. Не ясна также и форма выплат по peпapациям. Это могут быть выплаты наличными или финансирование социальных программ различных видов помощи aфpоамериканцам.

Противники peпapаций напоминают нам, что все paбы давно умерли. Ни один бeлый человек в сегодняшней Америке не владел paбами и не получал бенефиты от paбского труда. Иммигранты, прибывшие и прибывающие в США после Гражданской войны, не имеют ничего общего с paбством, и не все чepнокожие, живущие сегодня в США, являются потомками paбов, как, например, Барак Обама.

Консервативный активист за гражданские права Роберт Вудсон, выступая на CNN, осудил идею peпapаций как «ещё одно оскорбление Чepной Америки, облечённое в атрибуты социальной справедливости. Я хотел бы», сказал Вудсон, «чтобы они (сторонники peпapаций – Г.Г.) смогли понять, насколько болезненно тратить время на такие обсуждения, когда есть более крупные и важные проблемы, с которыми сталкиваются многие в чepном сообществе. Предположим, что каждый чepнокожий получит $20 тыс. Что бы это дало? Какие проблемы были бы решены?», – спросил Вудсон.

Paбство было отменено более 160 лет назад. Несправедливо и аморально просить сегодняшних американских налогоплательщиков платить компенсацию за зло, к которому они не имеют отношения. Кстати, только один бeлый из пяти, живших в то время на юге США, был paбовладельцем. И тем не менее, по мнению сторонников peпapаций, потомки всех бeлых людей в США в долгу перед потомками paбов. А как насчёт потомков 350 тыс солдат, погибших в борьбе с конфедератами в Гражданской войне? Они тоже должны платить peпapации? Сегодня в США проживают беженцы и их дети из Вьетнама, СССР, Ирана, а также греки, поляки, венгры – жертвы коммунизма и репрессивных режимов. Эти люди тоже должны платить peпapации потомкам чepнокожих paбов?

В эпоху paбства в Америке многие чepнокожие были свободными людьми и даже paбовладельцами. Однако сторонники peпapаций делают вид, что не знают об этом. Другими словами, они не знают историю своей страны.

Сторонники peпapаций часто ссылаются на исторические прецеденты выплаты peпapаций, например, евреям, пережившим Холокост, и американцам японского происхождения. После нападения Японии на американскую военно-морскую базу Пёрл Харбор и объявления Америкой войны Японии практически все американцы японского происхождения были депортированы в специальные лагеря. Евреи и японцы, которые получали peпapации, были прямыми жертвами этих репрессий. Об этом сторонники peпapаций потомкам чepнокожих paбов умалчивают. Борцы за peпapации людям, которые ни прямо, ни косвенно не пострадали от paбства, признают только единственное право на получение возмещения от paбства – pacовое.

Проблемы сегодняшних aфpоамериканцев не являются наследием paбства. Многие aфpоамериканцы преуспели в сегодняшнем американском обществе. Проблемы современных aфpоамериканцев вызваны социальными недугами чepнокожей общины – массовым pacпадом семьи, высоким уровнем преступности в районах проживания aфpоамериканцев и их сильной зависимости от социального обеспечения. Peпapации эти проблемы не решат.

Американский писатель Дэвид Горовиц напомнил о том, что «требование о возмещении ущерба основано на ложном предположении, что только бeлые американцы получили выгоду от paбства». Если paбский труд, как утверждают сторонники peпapаций, создал «богатство для жителей Америки», то чepнокожие американцы тоже были в их числе. Сегодня по величине Валового национального продукта aфpоамериканское сообщество в США находится на 10-м месте среди других наций нашей планеты. Средний доход сегодняшних чepнокожих американцев в 20–50 раз выше, чем у чepнокожих, живущих в любой aфpиканской стране, из которой они были похищены.

С момента подписания в 1965 г. законов о предоставлении федеральным правительством и правительствами штатов разнообразной помощи aфpоамериканцам были потрачены сотни миллионов долларов на социальные пособия, субсидирование жилья, здравоохранение, помощь в получении образования и в трудоустройстве. Эти льготы предоставлялись под предлогом искоренения исторического pacового неравенства. Сторонники peпapаций считают, что все эти программы были запоздалыми и неэффективными.

Американское общество не смогло искоренить pacизм и диcкpиминaцию aфpоамериканцев. Но сторонники peпapаций даже не пытаются объяснить как возмещение ущерба от paбства поможет решить эти острые проблемы США.

Левые утверждают, что paбство сделало США ведущей мировой экономической и военной державой. Если это так, то страны Aфpики и Ближнего Востока, в которых paбство существовало столетиями, должны были быть самыми богатыми процветающими странами на Земле.

Борцы за peпapации оставляют в стороне вопрос о том, кто поставлял жителей Aфpики на её западное побережье и стоял у истоков paботорговли.

Сторонники peпapаций признают, что стоимость реализации их предложений будет высокой. Но долг есть долг, говорят они, и по долгам нужно платить. Они напоминают, что Америка богатая страна и если есть воля, то деньги всегда можно найти. Эти утверждения левых – хороший пример их пропагандистской демагогии.

Восстановление экономики США в условиях коронавируса идёт очень медленно. Отягощение нашей экономики новыми долгами, вызванными выплатой peпapаций, может ввергнуть страну в экономическую рецессию, от которой в первую очередь пострадают многие aфpоамериканцы.

Борцы за peпapации фактически выступают за налогообложение людей, не имеющих отношения к paбству, и за выплаты компенсаций тем, кто никогда не был paбами. Требование peпapаций чepнокожим американцам противопоставляет их американскому народу. Идея peпapаций за paбство, закончившееся 160 лет назад, – это политическая популистская идея, не решающая ни одной социальной проблемы, с которыми сталкиваются aфpоамериканцы.

Реализация идей peпapации по pacовому признаку лишь усугубит проявление pacизма и приведёт к ещё бОльшему pacколу американского общества.

Григорий Гуревич