Первое из них случилось на учебной базе ЦАХАЛа: воспитанник армейской иешивы был отчислен с офицерских курсов за то, что отказался слушать лекцию о христианстве. Спустя несколько дней парламентская комиссия по образованию приняла поистине беспрецедентное решение – ввести в школьную программу изучение христианства (отметим, что история христианства и так изучается в рамках школьного курса истории).
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
В связи с решением комиссии по образованию возникает резонный вопрос: зачем ученикам еврейских (во всяком случае, так они обозначаются во всех официальных документах) государственных школ усердно изучать христианскую теологию? И этом при том что они (если мы говорим о светских школах) нередко с трудом представляют себе, что такое тфилин, почти не знакомы с еврейскими молитвами, а когда с ними начинаешь говорить о ТАНАХе, глаза у них округляются так, словно речь идет об истории марсианской цивилизации… Зачем при столь пренебрежительном отношении к собственной религии забивать их неокрепшие умы чужой, под знаменем которой, кстати, были пролиты даже не реки, а океаны еврейской крови?!
“Дело в том, – объяснили на комиссии, – что надо показать детям не только темные, но и светлые стороны отношения христианства к евреям”.
Начнем с того, что уже от одного этого заявления за версту несет попыткой фальсификации истории. Чтобы понять это, достаточно открыть хотя бы широко известную двухтомную монографию Л. Полякова “История антисемитизма”, которая одновременно является историей взаимоотношений евреев с христианами. Но в том-то и дело, что сейчас во всем мире предпринимаются активные попытки ревизии как истории христианского антисемитизма, так и истории Катастрофы. Появилось немало книг и фильмов вроде “Чтеца” и “Воровки книг”, авторы которых, вопреки фактам, пытаются утверждать, что, конечно, массовые убийства евреев были, но очень многие немцы сочувствовали им и спасали. Сами немцы, согласно такому взгляду, были жертвами нацизма в такой же степени, что и евреи, а затем им вдобавок пришлось пережить ужасы советской оккупации. Но если в годы войны среди немцев было так мало палачей, а большинство составляли интеллигенты и гуманисты, как же нескольким негодяям удалось уничтожить за 5 лет 6 миллионов евреев и миллионы других народов?!
В том же ключе ведется и ревизия христианства. Погромы, массовые казни, антиеврейские законы, кровавые наветы и т.д. – все это не то чтобы отрицается, но подается как некие случайные, нехарактерные эпизоды истории. Одновременно с помощью единичных (также, безусловно, имевших место) примеров красной нитью проводится мысль, что христиане всегда хорошо относились к евреям, всячески им помогали, поддерживали их и любили. Да и как может быть иначе, если христианство – это религия любви, зародившаяся в лоне иудаизма, если ее основатель и все апостолы – наши соплеменники?! То есть убийства и преследования евреев это было не подлинное христианство, а вот подлинные христиане относились и относятся к нам по-другому.
Чем может обернуться такой подход для нас, евреев из бывшего СССР, объяснять не надо. Мы хорошо помним, как, отталкиваясь именно от такой трактовки христианства, совершенно не знакомые с иудаизмом сотни представителей еврейской интеллигенции крестились, стали истовыми адептами новой веры, а часть вдобавок активно занялась миссионерской деятельностью среди своих соплеменников. Хотелось бы верить, что новый школьный курс, вводимый с благословения раввина Шая Пирона, преследует те же цели. Во всяком случае, последствия его введения в программу светских государственных школ могут быть, мягко говоря, неоднозначными и далеко идущими.
В последние десятилетия различные христианские организации необычайно активно демонстрировали свою поддержку Израилю и делали огромные пожертвования в различные общественные и государственные структуры, общая сумма которых составляет сотни миллионов, а возможно, миллиарды долларов. При этом они утверждали, что все это делается совершенно бескорыстно, исключительно потому, что они любят евреев и верят, что второе пришествие Христа может состояться только после того как будет восстановлено еврейское государство и все евреи соберутся на Святой земле… При этом они всегда “забывают” добавить последние и главные слова этого религиозного тезиса: “…и примут Иисуса Христа как истинного мессию”. То есть, попросту говоря, обратятся в христианство.
Если вы только пробежитесь по любому поисковику в Интернете, то увидите, что христианские организации в последние годы активно направляли свои пожертвования в ЦАХАЛ (от помощи нуждающимся солдатам до закупки того или иного военного оборудования), в различные образовательные программы, курируемые тем же минпросом, на культурные, гуманитарные и прочие проекты. А заодно на поддержку целого ряда израильских партий и известных политиков, включая нынешнего премьер-министра, о чем не раз с тревогой писалось и говорилось в различных, но в первую очередь, разумеется, религиозных СМИ.
Как известно, к любым субсидиям привыкаешь быстро, и сегодня многие организации и ведомства просто не представляют, как они могут обходиться без регулярной помощи “христианских друзей”. Помощь эта, повторю, подается исключительно как бескорыстная. Но как после нее можно отказать “друзьям” в их вежливых и кажущихся вполне безобидными просьбах? Например, закрыть глаза на закон, запрещающий миссионерскую деятельность. Или включать в экскурсии для еврейской молодежи знакомство с христианскими святыми местами, а также со связанными с ними историями?
Теперь вернемся к тому, что произошло на учебной базе ЦАХАЛа…
История, конечно, тоже многим может показаться пустяковой. В числе учащихся офицерских курсов оказался член христианской секты, не раз замеченной в активной миссионерской деятельности. Командир базы подполковник Ави Галь поручил ему прочитать курсантам лекцию о христианстве. В рамках, так сказать, общего культурного развития военнослужащих и воспитания у них толерантного отношения к другим религиям.
Вообще-то расширять кругозор полезно всем, и лекции о христианстве, буддизме, исламе, шаманизме и т.д. в этом смысле ничем не отличаются от лекций о последних открытиях в области физики и биологии или о литературе и искусстве. При условии, что их читают, скажем, преподаватели университета или, по меньшей мере, те, кто занимается этими вопросами как исследователь и в состоянии представить по ним различные точки зрения, версии и т.д. Однако подполковник Галь решил поручить проведение этой лекции юному адепту секты, все знания которого о собственной религии были получены во время посещения проповедей и служб в церкви. Именно ими он и поделился с товарищами. И если эта лекция не была открытой проповедью миссионерства на базе Армии обороны Израиля, что же тогда считать миссионерством?!
Поняв это, один из курсантов, выпускник армейской иешивы, отказался идти на данную лекцию, после чего был отчислен с курса, так как лекция, оказывается, была обязательной, а нежелание слушать ее свидетельствует, как указано в приказе об отчислении, “об экстремистских взглядах курсанта и о его нетолерантности, что несовместимо с качествами, необходимыми для будущего офицера”.
Видимо, загонять курсантов на лекцию по христианству и отчислять их за отказ ее слушать – это и есть проявление толерантности.
Я сейчас не задаю вопрос, что было бы, если бы в таком же принудительном порядке лекцию о христианстве заставили прослушать курсантов из числа друзов или бедуинов. Ответ на него прекрасно известен. Я уже не спрашиваю о том, какое отношение знание основ христианства имеет к уровню боевой подготовки офицера и является ли такая причина отчисления с курсов законной. Возможно, из-за решения подполковника ЦАХАЛ потерял будущего блестящего командира, но даже если это и так, значит, Израиль этого заслуживает.
Но вот откуда у человека, которому поручено воспитывать грамотных офицеров, способных на поле боя защитить страну, столь трепетное отношение к лекции о христианстве? Версий может быть только две: либо подполковник сам принадлежит к этой секте (на что он лично имеет полное право, но у него нет права навязывать свою веру курсантам), либо таким образом армия отрабатывала очередное пожертвование христианских “друзей”.
На мой взгляд, отказ курсанта выслушать лекцию-проповедь был чем-то сродни деяниям тех евреев, которые предпочитали умереть от меча доброго христианина, но сохранить верность Торе и тем самым освятить имя Всевышнего.
Петр ЛюкимсонЭта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.