Депутат-единорос Александр Сидякин, ставший широко известным после того, как он внес в Госдуму проекты законов об “иностранных агентах” и резком увеличении штрафов за “неправильное” участие в митингах, в среду опроверг информацию о том, что он готовит новый “горячий” законопроект – на этот раз об уголовной ответственности за богохульство.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Как ранее сообщалось в СМИ со ссылками на “Твиттер” самого законодателя, Сидякин, изучив законодательство Германии и Австрии, нашел там параграфы, предусматривающие тюремные сроки за “оскорбление веры” и “вмешательство в исполнении судебных обрядов”, после чего решил предложить и в России ужесточить ответственность за надругательство над святынями.
Учитывая повышенную злободневность законопроектов Сидякина – увеличение штрафов для митингующих он придумал как раз в тот момент, когда власти ломали голову, по какому закону им бороться с “гуляющими гражданами”, вдруг заполонившими московские бульвары, а также то обстоятельство, что ярлык “иностранный агент” он аналогичным образом подсмотрел в заграничных законах, новость вызвала повышенный резонанс. Действительно, когда неизвестные принялись пилить кресты, самое время принимать закон о богохульстве. Никто уже сильно не возмутится.
Однако спустя сутки Сидякин в том же своем “Твиттере” сделал такую запись: “Сообщаю, что не занимаюсь законотворчеством о богохульстве, святотатстве и уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих. Еще в марте мной был внесен законопроект, которым я предложил поднять планку штрафов в соответствии статье КоАП с 2 до 15 тысяч. Это пока все!”.
То есть, все же не тюрьма, а снова наказание рублем. Спасибо и на этом? Как бы то ни было, уже ясно, что осенью нам не миновать продолжения той диковинной законотворческой активности, которая обуяла нашу партию власти под занавес весенней сессии. И тема взаимоотношений государства, общества и религии здесь явно обойдена уже не будет.
При этом аргумент “мы делаем как во всем цивилизованном мире”, как видно, остается в моде. Хотя подобная ссылка действует уже не так безотказно, как, скажем, лет двадцать назад. Сегодня призыв “сделаем, как на Западе” не очень возбуждает политизированную публику, в особенности молодых. Они, поездившие по миру, поработавшие за границей, в отличие от своих родителей, благоговейно глядевших на Запад, не впадают в экстаз при этих словах – мало ли каких глупостей и анахронизмов нет в законодательстве той или иной страны, будь она трижды цивилизованной?
Что впишем теперь в свой УК запрет на охоту на кроликов из трамвая или на спаривание собак близ церквей (последнее, кстати, вполне тянет на “богохульство”)? Если верить признанному аналитику и эксперту по американскому образу жизни Михаилу Задорнову, и такие законы в “цивилизованной Америке” имеются…
Понятно, что кивая на “европейский опыт”, Сидякин и вся стоящая за ним российская власть, с одной стороны, хотят вернуться к Средневековью и “завинтить гайки”, а с другой — выглядеть при этом цивилизованно.
Впрочем, если бы господин Сидякин заглянул в российский УК, то обнаружил бы, что там уже имеется целый букет статей, карающих за “возбуждение ненависти по мотивам религиозной розни”. Причем по некоторым из них, например, по той же знаменитой 282-ой, можно сесть за такое “возбуждение” лет на пять.
Но есть и те, кому этих статей недостаточно, кто хочет именно статью за богохульство, и Сидякин чутко улавливает этот запрос. Понять таких людей можно. По 282-й статье тех же Марию Алехину, Надежду Толоконникову и Екатерину Самуцевич из Pussy Riot посадить сложно. Ничего кощунственного в отношении чувств верующих (за исключением верующих во Владимира Путина и Владимира Гундяева) в словах их панк-молебна нет. Есть в нем, правда, матерщина, но это тянет лишь на мелкое хулиганство.
Совсем другое дело статья “богохульство”. Благо трактовать это понятие можно весьма и весьма растяжимо. Под него, как и под “оскорбление чувств верующих”, можно подвести что угодно. Например, критику иерархов РПЦ, их коммерческой деятельности или роскоши их скромного быта.
Только вот проблема – зайти с этим можно очень далеко. Надела девушка короткую юбку или оголила пупок – оскорбление чувств верующих! Кто скажет, что не оскорбление, когда некоторым ортодоксам это очень не нравится? А коли так – милости просим под уголовную статью!
Вообще, “оскорбление чувств верующих” может стать практически универсальным инструментом борьбы с любым инакомыслием, ведь одного верующего оскорбляют голые женские ноги, другого – те же ноги в джинсах, третьего – неуважение к богоподобному президенту или патриарху и так далее… Всегда найдется нужный верующий, который скажет, что его религиозные нежные чувства кем-то или чем-то грубо оскорблены.
И пусть найдутся тысячи других верующих, которые заявят, что они относятся к этому же нормально – нужная уголовная статья и потерпевший уже есть.
Вопрос на самом деле в том, готово ли современное передовое образованное российское общество терпеть это иезуитство. Готовы ли мы, чтобы религия вмешивалась в уголовное и гражданское право? Готовы ли, чтобы на месте нынешней, все еще более-менее светской России, появилось бы теократическое государство, где уголовное законодательство строится не на примате прав и свобод человека, а определялось бы церковниками и разнообразными верующими в зависимости от того, как они трактуют священное писание, или от того, как им промыл мозги государственный канал?
Понятно, что для некоторых наших консерваторов теократический Иран, в котором несколько богословов определяют законодательство, внешнюю и внутреннюю политику, в котором женщину могут забить камнями за то, за что мужчине ничего не будет – просто идеал. Понятно уже и то, что те, кто пытаются протащить подобные законы, не понимают, что это еще больше усилит ту конфронтацию в обществе, которой они так пугают обывателя и которую сами же и подстегивают.
Уголовное преследование девушек из Pussy Riot уже подняло остроту противостояния значительной части общества (включая и многих верующих) с властью и РПЦ на невиданный с 1920-х годов уровень. Разница лишь в том, что тогда атеистическое государство боролось против церкви, а сегодня церковь вместе с государством борется против значительной части общества.
Напомним, что на последнем “Марше миллионов” десятки тысяч людей скандировали слова поддержки девушкам из Pussy Riot.
Если кто-то во власти думает, что законы о “богохульстве” (или им подобные), сократят число недовольных, то он глубоко ошибается. Скорее наоборот – умножат.
Александр Желенин
rosbalt.ru
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.