Проникновенный пианизм

Николай Медведев

В Старый Новый год в Московском доме композиторов в традиционном цикле Московский молодежный музыкальный клуб Григория Фрида состоялся концерт Николая Медведева, музыканта, который представляет новое поколение российской фортепьянной школы во всем изумительном блеске и совершенстве ее, когда мастерство исполнения, прекрасная школа владения инструментом сочетаются с харизмой личности пианиста, его чутким и глубоким прочтением музыкального произведения, с проживанием его в концертном воспроизведении на публике.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Но сначала несколько слов и о клубе, и о самом талантливом музыканте.

В прошлом году прошел пятидесятый сезон музыкальной инициативы Григория Фрида, создавшего собственными усилиями, а также благодаря участию учеников и друзей в его начинании площадку, буквально, место, где заявившие о себе исполнители могли получить возможность показать свои дарования в рамках вечера-встречи. Именно так обозначен был изначально формат мероприятия: знакомство с музыкантом, с исполняемой музыкой, включение зрительного зала в обсуждение только что услышанных произведений. Несколько лет назад Григория Фрида не стало, но настолько, насколько хватало его сил и здоровья, он сам вел организуемые им программы, которые именно своей камерностью и доступностью в любом смысле слова, в том числе, и по стоимости билетов на них, что немаловажно с некоторых пор, каждый раз становились событиями культурной жизни российской столицы. Наряду с метром, такие концерты вели и те, кто помогал ему в проведении клубных мероприятий. Так, прошедший в середине января наступившего года провел композитор Александр Бустин, сохранив то, что было сразу заложено в идею подобных концертов. Здесь тоже был спокойный и информативный разговор о музыканте и о тех произведениях, которые он исполнял, с атмосферой доверия и доброжелательности, которая возникла сразу же, как только ведущий концерта и бенефициант появились на сцене.

Теперь о Николае Медведеве. На сайте Московской филармонии значительная часть статьи о нем посвящена перечислению тех российских и международных конкурсов, лауреатом или победителем которым он уже успел стать. (Заметим, что в нынешнем году Николаю Медведеву исполняется 30 лет и он уже преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных, обучение в которой начинал у профессора Скавронского, а завершил у профессора Зеликман, пригласившей его в качестве ассистента в свой класс.)

По тому, как пианист рассказывал об участии в конкурсах и о той музыке, что ему близка в творческом плане, о том, что он играл в предложенным зрителям программе, очевидно было, что перед нами сложившийся, самобытный музыкант, человек редкой скромности, культуры и преданности профессии, вдумчиво относящийся к тому, что предлагает публике во время своего выступления на концертах или конкурсах. (То, что Николай Медведев не замыкается только на сугубо концертной деятельности, свидетельствует его участие в спектакле Театрального товарищества Олега Меньшикова «1900. Легенда о пианисте» по недавнему европейскому бестселлеру).

И его игра, которая последовала после диалога с ведущим вечера Александром Бустиным, подтвердила, что мы имеем дело со зрелым человечески и творчески солистом, чувствующим время, эпоху создания исполняемой музыки, при этом современным, не замыкающимся только в разучивании произведений, корректным и интеллигентным. Наверное, в совокупности перечисленных качеств и черт – неординарным и одним из немногих в ряду ровесников и не только их, о ком можно без оговорок сказать нечто подобное. Он родился в Сибири, в глубокой провинции, учился до Гнесинки в Краснодаре, заявив сразу о себе как о достойном внимания и наград музыканте.

В первом отделении концерта для любителей музыки прозвучали:

Соната №26 ре мажор Гайдна;

Четыре музыкальных момента Рахманинова;

номера «Вальс» и «Ссора» из балета «Золушка»

Прокофьева.

Во втором отделении:

Соната си минор Листа.

И на бис: Песня Листа-Шуберта.

Выше отмечалось, что Николай Медведев удивительно передает дух произведения, которое играет. При этом, виртуозность его исполнительской манеры такова, что ее воспринимаешь, как само собою разумеющееся.

К тому же стоит отметить, что ощутим и некоторый рационализм игры на фортепиано, некая чуть уловимая дистанция между тем, как звучит произведение и тем, как его проживает в момент исполнения Николай Медведев. При том, что каждое произведение, прозвучавшее в тот январский вечер в самом центре Москвы в уютном и достойном зале на 250 мест в его интерпретации существовало так, что создалось впечатление, что именно в этом воплощении задумал его автор музыки.

Когда началось исполнение сонаты Гайдна, открывшей концерт Николая Медведева, то все сложные пассажи в его игре звучали переливчато и ярко, в буквальном смысле слова возникло ощущение льющейся легко и празднично музыки. При том, что некоторые фрагменты произведения несли в себе меланхолию, философичность, даже некоторую метафизичность, также переданную деликатно, без педалирования и демонстративности. Совершенство исполнения музыки, заданное с первого же представленного публике номера радовало мастерством и вдохновением, отношением к музыке как тому, что создается непосредственно, здесь и сейчас, а не только воспроизводится в соответствии с авторским замыслом и указанием темповыми и иными.

Впечатление от услышанного усилилось при представлении зрителям четырех небольших шедевров-жемчужин музыкальных из написанного Рахманиновым. Здесь также четко обозначался контраст между бравурностью и трагедийностью, когда виртуозность первенствовала не сама по себе ради демонстрации техники исполнения, а была средством передать волшебство музыки и силу ее воздействия на слушателей. Николай Медведев при этом не растворялся в сочинении Рахманинова. Музыка возникала не просто сама по себе, а именно в его проникновенном и уверенном прочтении ее.

Можно сказать, что она была в манере ее воспроизведения, характерной для Николая Медведева, живой и самодостаточной. И еще, что между музыкой, объемной, пульсирующей, заполняющей пространство сцены и зрительного зала и пианистом постоянно возникал и продолжался равноправный диалог, что в концертной практике бывает, как кажется, достаточно редко. Кто-то из солистов делает акцент на виртуозности и именно им поражает публику. Кто-то полностью отдается музыке, существуя в ней, как в новом измерении пространства и времени. У Николая Медведева техника, размышления о музыке, разучивание и исполнение ее сосуществуют так, что все названное подчинено максимальному, скажем так, предельному раскрытию содержания того, что в данный момент музыкант показывает зрителям. И в равновесии составляющих компонентов его несравненного пианизма и проявляется оригинальность его сосуществования с музыкой, как гармонической данностью высшего, почти идеального порядка.

Заканчивалось первое отделение того памятного и удивительного концерта также миниатюрами, которые здесь звучали и как вещи, играемые на «бис». Изумительный прокофьевский вальс из «Золушки», который любят включать в концерты классической музыки на радио или в живом исполнении, а также бурно, переливчато, конгениально авторскому замыслу показанная слушателям «Ссора» из того же балета.

Во втором отделении концерта царствовал Лист. Однако, надо заметить, что его произведение, в котором есть некоторая манерность и увлечение самобытностью композиторского дарования, не потеряв своеобразия и элегантной воодушевленности, прозвучало практически аутентично, будучи при этом – современным вариантом прочтения классики, на что необходимо обратить особое внимание, говоря о специфике игры Николая Медведева. Воспроизводя музыку прошлых столетий с пиететом и любовью, он сохраняет в ней атмосферу ее бытования, вписанную деликатно и образно в современное представление о старинной музыке, и о музыке, как виде творческой деятельности.

Несколько лет назад Николай Медведев был удостоен за достижения в области исполнительского искусства молодежной премии «Триумф».

В 2015 году он принимал участие в юбилейном конкурсе имени Чайковского, дойдя до второго тура.

На конкурсе прошлого года Николай Медведев играл Шопена и Рахманинова, Прокофьева и Гайдна, Листа и Моцарта, и, конечно, по определению – Чайковского.

Говорят, что прошедший конкурс имени Чайковского был на редкость сильным по составу участников, что несомненно соответствует действительности. И в ходе его игру Николая Медведева специалисты и меломаны отметили, как запоминающуюся и достойную внимания. Но отбор жюри был чрезвычайно строг, так что на третий тур пианист, как и другие достойные коллеги по профессии, не попал.

Тем не менее, его, в ряду других участников музыкального соревнования, можно послушать, к счастью, на сайте конкурса, чтобы еще раз убедиться в достоинствах его игры – искренной, талантливой и в чем-то вневременной, какой и должна быть истинная музыка в любую эпоху человеческой истории.

Илья Абель

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.