Проклятая могила

В 20-х годах прошлого века именно отсюда под руководством Хадж Амина Хусейни шли толпы арабских погромщиков, убивавших евреев именем их пророка Моисея…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Это место мало кому известно. Оно не слишком привлекательно как туристический объект и расположено далеко от главных магистралей Израиля. Чтобы попасть сюда, нужно хорошо знать дорогу — в противном случае нетрудно заблудиться и оказаться в не слишком приветливой арабской деревне в глубине Иудейской пустыни. Тем не менее, свернув на узкое шоссе между перекрестками Альмог и Мишор Адумим, а затем — на проселочную дорогу, путник увидит словно вырастающий из красноватого оттенка пустыни (не случайно Маале-Адумим — “Красный подъем”) странный пейзаж: четырехугольник с приземистыми белыми куполами и возвышающимся над ним минаретом. Это и есть “могила Наби-Муса”, или в переводе с арабского могила Пророка Моисея…

Наби-Муса

Самый близкий из известных городов отсюда — Иерихон, около 7 километров. От Иерусалима это не слишком радующее глаз место отделяют около 20 км. В ясную погоду отсюда можно увидеть гору Нево, с которой перед Моисеем открылась Земля Израиля. Тем не менее, к самому Моисею место никакого отношения не имеет — ветхозаветная традиция не позволяет нам указать точку на карте, где он был похоронен. “И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господня; и погребен в долине Земли Моавитской против Беф-Фагора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня” (Втор. 34, 5-6).

Единственный намек в этой фразе — Беф-Фегор (или дом Фегора) — моавитский город, где, как указывает нам Второзаконие, находился культ богу Ваалу. Но где располагался сам Беф-Фегор, неизвестно, а все остальное — домыслы и мифы, созданные последующими религиями. Так, христианские летописцы Евсевий и Иероним считают, что Беф-Фегор находится рядом с горой Фагор, напротив Иерихона.

В конечном счете, средневековая христианская традиция поместила могилу Моисея на западном берегу реки Иордан, а мусульмане, успешно модернизировавшие прежние религии по своему усмотрению, нашли даже место захоронения еврейского пророка.

В конце XIII века мамлюкский правитель Бейбарс, выкорчевывавший все следы присутствия крестоносцев и утверждавший места мусульманских поклонений, объявил, предусмотрительно сославшись на авторитет Саладина, что нашел место захоронения Моисея. (Точно так же он “нашел” и места других библейских пророков и соратников Мухаммеда, причем большинство из них поразительным образом отыскивались на месте христианских святынь и церквей.) В собственно исламских текстах нет ни малейшего намека, где именно может находиться могила Моисея, которого, как известно, мусульмане чтут наряду со всеми еврейскими пророками и царями. (Причем сейчас уже не столько чтут, сколько просто называют своими.) По преданию, Мухаммед утверждал, что могила находится у подножия Красной горы, однако таких гор с красноватым оттенком в Иудее множество. Так или иначе, здесь был обнаружен “могильный камень Наби-Муса”, над которым, по повелению Бейбарса, возведены мечеть и стены, дабы тот “покоился в мире и благословении”. Факт, что на месте могилы “пророка Мусы” уже находилась христианская часовня в память о Емфимии — христианском святом V века, его не смутила. Мусульманская традиция зачастую использовала культовые места других религий (как, например, византийскую церковь на месте нынешней мечети Эль-Акса), чтобы, перестроив и придав восточный облик, превратить их в собственные места поклонений.

Побудить Байбарса выбрать именно это место посреди пустыни могло древнее языческое капище, позднее превращенное мусульманами в могилу Макама эль-Рои — главного пастуха Итро (тестя Моисея). Место это, по идущему испокон веков поверию, обладало мощной магической силой, и пастухи приводили сюда скот для успешного воспроизводства. Еще одно объяснение — редкая геологическая порода в этой части Иудеи, содержащая битумные сланцевые камни, которым местные бедуины приписывают чудодейственные свойства. Живущие здесь племена — от древних язычников до арабов — собирают их и бросают в огонь. Сгорая, черные камни превращаются в золу, из которых местные знахари производят амулеты. Сланцы здесь, по расположенной поблизости “могиле”, называют “камнями Моисея”.

Если бы Моисей увидел и свое “захоронение”, и дела, которые вершились от его имени, он перевернулся бы в могиле… Но история продолжалась.

Спустя два века комплекс вокруг “могилы Наби-Муса” существенно разросся: мамлюки возвели здесь двухэтажный караван для паломников, побелили и украсили стены, надстроили над стеной многочисленные купола и покрыли гробницу зеленой драпировкой с арабской вязью. Поблизости было разбито мусульманское кладбище.

Впоследствии “могила Наби-Муса” превратилась в первую остановку на пути паломников в Мекку, и постоялый двор был расширен и украшен. После падения династии мамлюков комплекс был заброшен и медленно разрушался, пока турки в начале XIX века не приняли решение реставрировать его и даже наделить дополнительным религиозно-мистическим смыслом. Одновременно они сделали хранителями влиятельный клан Хусейни, к которому принадлежал печально известный Хадж Амин Хусейни.

В день, совпадавший с днем христианской Пасхи, тысячи мусульман — главным образом из Иерусалима — отправлялись в Наби-Муса. Пестрые толпы правоверных, в сопровождении барабанщиков и музыкантов, пешком, на верблюдах и ослах, мужчины, женщины и дети, с танцами и песнями, под эскортом турецких солдат, муфтия и турецкого губернатора шли сюда из Иерусалима, чтобы принять участие в недельном фестивале. Одновременно пастухи гнали скот на могилу Макама эль-Рои, веря, что чудодейственная сила этого места умножит приплод овец, коз и коров. Посещение могилы сопровождалось крайней экзальтацией и истерическим возбуждением.

Английский журналист Филипп Грейвс описывает возвращение верующих в Иерусалим из паломничества к Наби-Муса: “Когда они вошли в Старый город, их возбуждение достигло крайнего накала. Мужчины шли с застывшими глазами, приплясывая, совершая странные движения, крутясь вокруг себя, как зачарованные, в диковинном танце — крайне возбужденные, с непокрытыми головами, так, что их волосы развивались по ветру. Процессию замыкали несколько человек, горделиво несущих зеленое знамя, которых сопровождала стража из десяти человек, вооруженная саблями. Втягиваясь в узкую улицу Давида, уходящую вниз и разветвляющуюся по Старому городу, они, кружась в своем разноцветном танце, терялись в его лабиринтах”.

Путешественники начала XX века насчитывали толпы паломников в 10-15 тысяч человек. “Влиятельных сановников, участвовавших в процессии, угощали кофе, а толпы паломников развлекали пляшущие дервиши, заклинатели змей, фокусники и глотатели горячих углей”, — описывает паломничество британский священник Джон Уэйли.

Эти массовые и красочные ежегодные паломничества, при всей их экзотичности, как оказалось, вовсе не были безобидными. Тысячи одурманенных, опьяненных наркотическими парами и доведших себя до экстаза верующих были легким орудием в руках религиозных проповедников, уличных горлопанов и местных властей, стремившихся направить в нужное им русло потенциальную энергию взвинченной толпы. Уже в конце XIX века, турки, вынужденные отражать давление намного более сильных западных держав, начали подстрекать паломников против местных христиан, причем тон задавал губернатор Иерусалима Рауф-Паша. Тем не менее, турки, как и надлежит опытной и изворотливой деспотии, умело регулировали страсти, то подогревая их, то укрощая беснующиеся толпы, чтобы не спровоцировать чересчур враждебную реакцию Запада.

Вследствие ухода турок из Палестины и появления здесь колониальной администрации, мало знакомой с обычаями и повадками местного населения, образовался своего рода вакуум власти, и вот тогда и пришел час достославного Хусейни, иерусалимского муфтия и члена клана — хранителя Наби-Муса. В 1920 году он обратился к толпам разгоряченных паломников, собравшихся на “могиле Моисея” с призывом “бить евреев” Иерусалима. Призыв был подхвачен, и тысячи вооруженных чем попало погромщиков устремились в Святой город, заражая своим фанатизмом местное население.

Так началась волна погромов, достигшая своего апогея в 1929 году в Хевроне… Толпа, которую раньше турки умело обуздывали и удерживали от чрезмерного кровопролития, не встретила в 1920 году сопротивления нерешительных англичан, и это обстоятельство убедило Хусейни и его свору, что отныне им все дозволено. В известной мере так оно и было…

В конечном счете, когда “интифада” конца 30-х годов перекинулись с евреев на самих англичан, последние запретили праздничные церемонии, а затем их примеру последовали и иорданские власти, правившие здесь с 1948 по 1967 год и отдававшие себе отчет, какую опасность представляет собой запал взвинченной до предела невежественной толпы.

Сегодня Наби-Муса мало чем интересно. Странное и мрачное сооружение в Иудейской пустыне, оно в последнее время используется властями ПА как центр для реабилитации наркоманов. К могиле Макама эль-Рои по-прежнему, как и тысячи лет назад, пастухи приводят скот, а на соседнем кладбище жители окрестных деревень хоронят умерших.

Эти места хранят зловещую память о событиях почти столетней давности, предупреждая и напоминая, как легко религиозный экстаз на Ближнем Востоке трансформируется в ненависть, а убийства и погромы освящаются именем пророков. Горький парадокс истории: евреев арабы шли убивать с именем Моисея…

 

Александр Майстровой, “Новости недели” — “Континент”
Фото автора

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.