О необходимости немедленно обеспечить сохранность народного достояния в музеях страны и доступ исследователей в архивы.
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.
Совсем недавно опубликовал две работы, которые посвящены обеспечению сохранности народного достояния в музеях страны и доступу исследователей и краеведов в архивы музеев и не только. (Смотрите здесь и здесь).
Написаны они на примере Вятского художественного музея имени братьев Васнецовых (далее ВХМ), но касаются многих музеев и архивов страны, особенно в Москве и Петербурге.
Исследователи жалуются на то, что слишком маленькие читальные залы в центральных архивах страны и очень долго приходится ждать получения дел.
Это, конечно, совершенно недопустимо.
Сразу оговорюсь, что в наших государственных архивах в городе Кирове-на-Вятке (ГАКО и ГАСПИКО) проблем с доступом к материалам нет, чего нельзя сказать об архиве ВХМ…
В Западной Европе еще в середине XIX века были опубликованы полные каталоги всех художественных произведений (картин и прочих), находящихся в музеях. И каждый год выпускаются дополнения о новых поступлениях.
А вот в ВХМ нет такого каталога, где каждый посетитель музея может узнать, что находится в его фондах?
Если его нет, то, как же музей обеспечивает сохранность художественных произведений и как общественность может (согласно КОНСТИТУЦИИ РФ) это контролировать…
Кроме того, ОТСУТСТВИЕ ПОЛНОГО КАТАЛОГА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА МУЗЕЯ (сегодня его несложно выставить на сайте) ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО ПРЕПЯТСТВУЕТ научно-исследовательской работе и взаимообмену с другими исследовательскими структурами и инициативными исследователями не только в нашей стране.
А ведь такой взаимообмен, в конечном итоге, ПРИНОСИТ ПРИБЫЛЬ СТРАНЕ.
То есть, выходит, что ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДСТВА ВХМ ТОРМОЗЯТ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ…
Нам удалось добиться, что часть архивных документов ВХМ (фонд А.В. Исупова) всё-таки была передана в ГАКО.
Но, вот при передаче фонда Алексея Владимировича Исупова обнаружилась интересная деталь…
Была обнаружена папка с рисунками Исупова, которую ГАКО отказался принимать. Передача, как мне рассказали, из одного учреждения в другое, таких вещей дело хлопотное – запрос в министерство, снятие с учёта и т.д., а здесь бери – не хочу.
Я НЕ УТВЕРЖДАЮ, А ТОЛЬКО ПРЕДПОЛАГАЮ, НО ЭТО КОСВЕННО ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ И ТЕМ, ЧТО МУЗЕЙ, КОТОРЫЙ ГОРДИТСЯ ЧТО У НЕГО САМОЕ БОЛЬШОЕ СОБРАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.В.ИСУПОВА, ТАК ЛЕГКО БЫЛ ГОТОВ С НИМИ РАССТАТЬСЯ.
Такое может быть только… если вещи не стояли на учёте. Тогда вопрос – а сколько их было изначально – только ли три, а может быть больше?
Все это вполне может иметь ЗЛОВЕЩИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, если учесть то, что произошло в городе Грозном во время известных событий, когда художественный музей Грозного был разгромлен, в произведения искусства, находящиеся в нем «испарились».
Два из этих произведений искусства позднее всплыли на одном из аукционов СОТБИС и нашим юристам, ввиду отсутствия печатного каталога музея, пришлось приложить невероятные усилия, чтобы добиться отзыва этих картин с аукциона и возвращения их на родину.
Да и в Эрмитаж далеко не всё удалось вернуть из похищенного там по той же причине…
Александр Рашковский, краевед, 30 октября 2016 года
Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.