Про Израиль в праздник и после него

Автор этого текста живет в Израиле, в городе Герцлия, названном в память основоположника сионизма Теодора Герцля, что симптоматично.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Написал он о том, что думает про религиозных евреев на своей странице в Фэйсбуке. А перепечатал текст на своей странице там же — известный раввин, переводчик книг еврейских мудрецов.

Мне показалось, что текст достоин того, чтобы его прочитали не только мои знакомые или френды автора его.

Потому, что вызывает внимание спокойный взгляд на религиозных евреев современного израильтянина, мнение взвешенное, четко обоснованное и корректное.

По сути в нем заявлен диалог, а не противостояние двух позиций того, каким быть Израилю в наши дни. То, что опубликован текст был в дни празднования 68-й годовщины государства Израиль так же симптоматично, как и название города, в котором проживает в Стране Александр Непомнящий.

С его выводами можно соглашаться или нет. Но очевидно, что перед нами позиция человека, который столь же патриот Израиля, сколь и думающий человек, далекий от догм и мифов о религиозных евреях. Что и ценно, на мой взгляд, в данном случае.

Илья Абель

* * *

В светском израильском обществе, особенно русскоговорящем, принято ненавидеть и презирать харедим. В отношении других социальных групп, например, мусульман или гомосексуалистов за подобные выражения человек мгновенно вылетел бы из «приличного общества». А про харедим позволительно говорить всё, использовать любые оскорбления, иногда даже те, что применяли национал-социалисты.

У харедим много недостатков, как, впрочем, и у других групп. Но всё то, в чём их обвиняют несоразмерно обрушиваемой на них ненависти.

«Они тянут на себя кусок из госбюджета». А арабы – нет? А профсоюзы, а киббуцники, которые сами давно уже почти ничего не делают, используя наёмный труд арабских и таиландских подёнщиков?

«Они не служат в армии». А арабы? А дети левой олигархии? А многочисленные получатели 21-го профиля, делающие затем карьеру в хайтеке?

«Они лезут к нам в штаны и в кастрюли!» Это вообще из области каких-то диких фантазий. Кто, когда и кому лез в кастрюли и штаны? Кроме, разве что единичных случаев, где кто-нибудь утверждал, что проходит гиюр, а на самом деле мошенничал.

«Харедим навязывают государству свои правила». А другие группы не пытаются это делать? Нет? Вы уверены?

«Харедим – не сионисты». А за сионизм светских израильтян вы можете поручиться? Про арабов я даже не вспоминаю.

Все претензии к харедим, как справедливые, так и совершенно абсурдные не могут оправдать той яростной ненависти, которую к ним позволяют себе испытывать даже вроде бы совершенно приличные люди.

В светском сознании широко распространено, выделение харедим как самых отвратительных и ужасных. Хотя, по сути, в сегодняшнем израильском обществе есть другие куда более проблематичные группы.

Не от того ли, что в видении общего будущего у политкорректных светских евреев находится место для арабов и профсоюзных работников, гомосексуалистов и сайентологов, но не для харедим? И не потому ли это происходит, что харедим играют здесь ту социально-политическую роль, которую на протяжении веков возлагали в чужих странах на евреев вообще? А отрицание харедим, это своего рода отрицание своего собственного наследственного еврейства?

И может быть не так уж неправ был бывший начальник военной разведки Амидрор, сказавший, что «светские израильтяне – это неевреи, говорящие на иврите»? (Хотя, само понятие “светский”, как, впрочем, и “религиозный” крайне размыто и не определенно с полной ясностью.) И харедим со всеми своими проблемами и недостатками самим своим существованием напоминают многим светским об этой максиме, вызывая ту самую ненависть, которую даже не принято скрывать?

Я не знаю.

Александр Непомнящий

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.