Приглашает бородинская панорама!

Для музея-панорамы «Бородинская битва» год 2012-й знаковый! Еще бы! 200-летие победы над Наполеоном, 100-летие создания панорамы Феликсом Рубо и 50-летие возобновления музея в новом  здании на Кутузовском проспекте. В марте, помолодевший и похорошевший,  музей «Бородинская битва»  вновь распахнул свои двери. Москвичи  выстроились в длинную очередь. В первый же день  групповые  экскурсии были  распроданы на два месяца вперед.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Научные сотрудники с гордостью рассказывают о том, что за прошедшие 50 лет ими была подготовлена тысяча различных экспозиций,  музей посетило 32 миллиона человек,   фонды его увеличились до 37 тысяч единиц хранения. Музей – обладатель богатейших  собраний оружия, живописи, графики, прикладного искусства и одного из лучших книжных собраний по истории Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов  1813-1815 гг.

А начиналось все  так.  Российская общественность готовилась к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, и тут выдающийся  русский художник-баталист  Ф.А.Рубо  предлагает  посвятить этим событиям   панораму.

Первые панорамы – архитектурные пейзажи и виды городов, появились сначала в Англии, Франции, чуть позже –  в Германии. В 1807 г. в Париже была показана панорама П.Прево «Тильзитское свидание 1807 года». Увидевший ее Наполеон,  решает, что именно панорамы станут лучшим прославлением его побед. Он поручает архитектору Целерье построить для них восемь ротонд на Елисейских полях. Но позорное поражение 1812-го года ставит крест на этом прожекте.

В 30-40 годах XIX в. искусство батальных панорам начало активно развиваться. В 1834 г. в Париже были показаны  «Пожар Москвы» и «Битва под Москвой»  французского художника Ж.Ланглуа, находившегося некоторое время в России в качестве военного атташе.  В России первая работа такого рода –  панорама Ф.А.Рубо «Штурм аула Ахульго»  (1891 г) сразу же получила широкое признание и была с успехом показана в Мюнхене, Париже, Нижнем Новгороде, Севастополе и Санкт-Петербурге. Художнику было присвоено почетное звание профессора Баварской академии художеств, вручен орден Св. Михаила и французский орден Почетного легиона.

В 1904-1905 гг. Рубо написал вторую панораму – «Оборона Севастополя». К несчастью, во время бомбардировок 1942 г. полотно  сильно пострадало, и группе советских художников-баталистов пришлось полностью его переписать. С 1954 г. панорама демонстрируется в Севастополе.

Для решения вопросов, связанных с созданием панорамы войны 1812-го года, была создана  комиссия «Бородино». После консультаций  с военными историками – полковником В.А.Афанасьевыми и генералом Б.М.Колюбакиным Рубо с жаром принимается за работу.   Он  дважды    выезжает   на Бородинское поле, где тщательно изучает позиции сторон, осматривает сохранившиеся укрепления, посещает музей, Спасо-Бородинский монастырь, пишет этюды и делает зарисовки. Семья  Рубо живет в Мюнхене,  там он работает над целиком поглотившей его темой грандиозной битвы,   определившей исход всей наполеоновской «кампании».

В марте 1910 г. у него готов  эскиз одного из самых драматичных моментов  боя на Семеновских флешах. Условия заключенного после длительных проволочек контракта  оказались для художника нелегкими. На выделяемые ему 120 тыс. рублей он должен был построить в Мюнхене павильон, приобрести все необходимые материалы, а также оплатить работу консультантов и помощников. И все бы ничего, но деньги должны были выделяться частями, а они никогда  не поступали вовремя. Порой художник оказывался в таком безвыходном положении, что подумывал о продаже собственного дома.   Только в июне 1911 г. был готов павильон, и натянут  изготовленный в брюссельской мастерской Моммена гигантский холст (115х15 метров). Работа при участии мюнхенских художников К.Беккера, М.Цено-Димера, К.Фрош, П.Мюллера, Ш.Мерте и Ж.Рубо шла на удивление споро. В конце 1911 года  панорама была уже в основном заканчена, а    вопрос о ее размещении все еще не был решен.

Согласно договору, права на обладание панорамой «Бородино» переходили к Военному ведомству, обязавшемуся построить  специальное здание рядом с еще одним    памятником 12-го года  – Храмом Христа Спасителя. Здесь же планировалось создать Музей 1812 года, памятник Кутузову и два обелиска из стволов трофейных  пушек. Но из-за отсутствия средств ни один из этих проектов не был осуществлен.

Времени оставалось все меньше. В конце весны 1912 г. в Москве  на Чистых прудах началось строительство  временного деревянного павильона. Работы выполнялись в авральном порядке, что сказалось не только на  стоимости здания, но и  на качестве выполненных работ. К монтажу доставленного в двух специальных вагонах грандиозного полотна приступили только 30 июня 1912 г. Проект павильона принадлежал военному  архитектору П.А.Воронцову-Вельяминову, использовавшему    чертежи  и расчеты Рубо.   Нужно сказать, что  сделанные художником технические  разработки необычной  смотровой площадки, зонта-рефлектора, кольца для навески полотна и системы освещения оказались очень удачными и до сих пор   используются при создании художественных панорам.

29  августа 1912 г. на церемонии открытия панорамы «Бородинская битва» присутствовали император Николай II с дочерьми,  военный министр В.А.Сухомлинов, члены Юбилейной комиссии  во главе с генералом В.Г.Глазовым, члены Особого комитета по устройству в Москве музея 1812 года и другие важные лица.  Публика пришла от увиденного в  восторг, имя автора не сходило со страниц газет.

Франц Алексеевич Рубо родился 3 июня 1856 г. в Одессе в семье поселившегося в России французского коммерсанта. Франц с детства  увлекался рисованием и с удовольствием посещал Одесскую рисовальную школу. В 1876 г. он поступает в мюнхенскую королевскую Баварскую  академию художеств, которую заканчивает  в 1883 г. по классу батальной живописи И.Брандта. Таланту Рубо благоволил  любитель и знаток искусства император Александр III, распорядившийся об оплате казной его экспедиций по стране.  Научная ценность его этнографических  зарисовок лишь возрастает с  годами. За свою жизнь талантливый мастер создал около 200 живописных полотен, но панорама «Бородинская битва», безусловно, стала его самым главным творческим успехом. В 1913 г. художник покинул  Россию, как выяснилось, навсегда. В 1927 г он скончался   в Мюнхене, где и был похоронен.

Предполагалось, что живописное полотно панорамы будет находиться в деревянной «времянке» всего  один год, после чего его разместят в специально построенном  каменном здании, но начало первой мировой войны перепутало все планы.

С самого начала в павильоне протекала крыша, в подвале скапливалась влага, летом мокрые стены пересыхали и покрывались трещинами.  Полотно начало гнить,  предметный план разрушаться. После 1917 г. здание панорамы передали  революционному  литературно-художественному кружку «Трибуна». В 1918 г. картину  сняли, накатали на 16-метровый вал  и вынесли. Долгие годы она  мокла под дождем и снегом, подвергалась нашествию полчищ крыс.

В 1934 г. Народный комиссариат обороны обратился к советскому правительству  с просьбой  отреставрировать  этот шедевр Ф.А.Рубо, воспевающий  любовь к Родине, героизм и   самоотверженность русского народа. В 1939 г. холст был перевезен в закрытое помещение, впервые за 23 года  развернут и исследован.  Группа реставраторов во главе с Игорем Грабарем пришли к выводу, что полотно  абсолютно невозможно спасти из-за сильных потертостей, изломов и утрат…

Но у этой печальной истории счастливый конец. Сразу же после окончания  Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в стране началось восстановление  пострадавших  объектов культуры. Тогда-то группа специалистов  под руководством замечательного  художника-реставратора Павла Корина и приступила к сложнейшей работе по спасению панорамы. Через полтора года,  П.Д.Корин написал: «если создание панорамы – выдающийся творческий подвиг Ф.А.Рубо, то ее воссоздание стало не меньшим подвигом мастеров советского изобразительного искусства».

Здания для возрожденного шедевра, между тем, по-прежнему не было. Только в преддверии 150-летия победы над Наполеоном  в 1962 г. рядом с Кутузовской избой  и часовней Михаила Архангела  поднялось напоминающее военный барабан цилиндрическое здание из стекла и бетона. Авторами проекта  стали архитекторы А.Р.Корабельников, С.И.Кучанов и А.А.Кузьмин и инженер Ю.Е.Арутюнов.  Техническое оборудование разработал с учетом  технических решений   Ф.А.Рубо архитектор В.П.Петропавловский. Предметный план был заново создан художником  Б.Н.Беляевым.  Два крыла здания украсили мозаичные панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русской армии и изгнание Наполеона» художника Б.Тальберга.

18 октября 1962 г. состоялось торжественное открытие Музея-панорамы «Бородинская битва», на котором присутствовали министр культуры СССР Е.А.Фурцева, космонавты Ю.Гагарин, А.Николаев, П.Попович, военачальники, художники-реставраторы, строители и ведущие деятели культуры. С первых же дней панорама стала наиболее посещаемым московским музеем.

В 1973 г. – год 160-летия памяти М.И.Кутузова возле Панорамы  был установлен  памятник работы известного советского скульптора Н.В.Томского, увековечившего не только прославленного полководца, но и  героизм  всего русского народа. Бронзовая конная  статуя фельдмаршала высится на  постаменте из гранита,   по трем   сторонам которого – скульптурные группы: прославленных генералов: командующего 2-й Западной армии генерала  П.И.Багратиона; военного министра, командующего 1-й Западной армией генерала М.Б.Барклай де Толли;  генерала Д.С.Дохтурова;  командира казачьего корпуса прославленного партизана М.И.Платова; генерала-лейтенанта Н.А.Тучкова;  командира 7-го  пехотного корпуса генерал-лейтенанта Н.Н.Раевского;  генерал-майоров А.П.Ермолова и А.И.Кутайсова; генерал-лейтенанта Д.П.Неверовский; генерал-майора П.Г.Лихачева; дежурного генерала Соединенной армии П.П.Коновницына.

По другую сторону постамента – группа рядовых солдат русской армии: герой барабанщик Михайлов всегда маршировавший впереди роты; получивший 18 ранений и спасенный восхищенными его мужеством французами Леонид Коренной; рядовые Ручкин и Алексеев, получившие ордена Св. Георгия; отважный фельдфебель Золотов захвативший в Бородинском сражении французского генерала Бонами; 19-летний  артиллерист подпоручик П.Павлов;

У подножия памятника  знаменитые предводители партизанских отрядов: Герасим Курин и Василиса Кожина;  Филипп Пахомов, не раз отличившийся в боях 12-го года и Крымской войны 1853-1856 гг.; командиры действовавших в тылу врага отрядов Денис Давыдов, А.Н.Сеславин и А.С.Фигнер.

Вместе  с панорамой «Бородинская битва», Триумфальной аркой, храмом Архангела Михаила и Кутузовской избой перед Поклонной горой образовался  единый историко-мемориальный комплекс, воспевающий победу русского народа в Отечественной войне 1812-го года.

 

Пономарева Тамара Герасимовна,
член Московского общества испытателей природы

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.