Предисловие

Дорогой Читатель!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Перед Вами первый номер совместного литературного Альманаха МУОР и МОИП «МНЕМОЗИНА ХХI век». Духовным стержнем альманаха является тема доброй памяти о людях, в первую очередь учёных, просветителях, педагогах и популяризаторах, способствовавших утверждению непрерывного духовного опыта России. Рядом с литературными произведениями участников альманаха находим воспоминания об уникальных людях,  бескорыстно заботившихся о будущих поколениях. Их посыл – выявить духовные ценности и идеалы в контексте жизни, когда Большой мир и индивидуальный мир сливаются, и Человек  вдруг оказывается один на один перед Богом и Судьбой в пространстве собственной памяти.

Память, как долговая яма судьбы, взыскует неожиданно и упрямо. Память – это реквием по исчезнувшей природе, по ушедшим людям,  несбывшимся надеждам. Это пристань Нетленного. На крыльях невидимых бригантин мы плывём в Трою, Микены, Карфаген, Атлантиду, Китеж – в Вечность. Воспоминания не канут в Лету. В воспоминаниях мы горько и радостно грустим. Воспоминания – это сны возвращения, это отзвуки и отсветы касаний судьбы. Это тайна присутствия чужих страданий. В воспоминаниях мы плывём по струящейся  Лете. Воспоминания – это тайная реальность свидания с ушедшими людьми. В каждом атоме Вселенной присутствует воспоминание о творении мира.  У некоторых людей воспоминания лежат как обломки погибших кораблей, засыпанные песком времени, словно ждут своего археолога. Но  код памяти – это  Вечная Гармония, эхо Вечной Любви. Мы носим в сердце голос тех, кого любили, обороты их речи. В калейдоскопе мелькающих образов нам открывается счастливая возможность воссоздать обстановку и поводы, порождающие  воспоминания.

Память извлекает из глубины человеческой души очень важные смыслы, источник которых находится впереди субъекта воспоминания. Именно память погружает нас в область духа, в область Священного и Абсолютного, ведет по тропинкам прожитой жизни, заостряя «осевую позицию» Человека. В памяти осуществляется  трансцендентальная редукция своего и чужого жизненного опыта, некая фантастическая операция дешифровки реальности, упорхнувшей  от нас жизни.

Участники альманаха совершили коллективное паломничество в страну памяти. Действие всех сюжетов альманаха разыгрывается в стране воспоминаний, связано с глубокими душевными переживаниями. Тема памяти неслучайна, она полна  страстного желания поисков общности. Общность открылась в Золотом веке русской литературы, у истоков которой стояли великие романтики. Воспоминания стали не просто сердечной встречей с Пушкиным, Кюхельбекером, Гоголем, Одоевским, Д. Давыдовым, согретые солнцем прошлого, но и попыткой проникнуть во внутренний мир собственных переживаний,  помогли выявить компоненты всеобщей духовной и душевной ситуации нашего времени. Золотой век русской литературы – тот гуманистический идеал, тот Кастальский ключ, из которого почерпнуто  коллективное вдохновение. Эти ценности позволяют в злые времена гнева и ненависти хранить спокойствие и мудрую весёлость. Русская классика – наше духовное царство, дарующее редкую прелесть душевного наслаждения. Она воспитывает чувство уверенности, учит гармонии. Творчество Пушкина и Гоголя, русских и немецких романтиков – наше литературное евангелие. Мы любуемся  благородством и независимостью декабристов. Именно они воспитали нас, формировали и наложили свою печать, как животворный свет солнца. Именно их традиции, любовь к природе, науке, Родине и всему живому на нашей планете являются  нашими главными помощниками, управляющими нашей жизнью.

Память о нравственных ценностях декабристов и немецких романтиков – наша путеводная звезда. Мы восхищаемся красотой их внутреннего мира. В них  мы видим тот идеальный образ добра, чистоты, совестливости и гуманизма.

Нас потрясает жестокость, с какой в ХХI веке уничтожаются и оплёвываются великие духовные ценности. Нас потрясает кровожадность и глупость власть предержащих, принявших причастие Молоха. Как говорил Герман Гессе: «Каждая жизнь проходит под своей собственной звездой». Именно сейчас требуется большое мужество быть просто человеком. Русская и мировая классика является для нас источником мужества. Поэзия и правда наших воспоминаний, деяние и мысль направлены на воспитание Человеческого в Человеке.

Именно память о декабристах и романтиках, память об их человечности и личном достоинстве воодушевили нас приступить к работе над альманахом «Мнемозина-ХХI век».

Название «МНЕМОЗИ́НА» берёт начало от древнегреческого слова Μνημοσύνη,  отсылая к имени  крылатой богини памяти, матери муз.

Слово «муза» означает песнопение или стихотворение. Описания происхождения муз встречаются в сочинениях Гесиода, Аполлодора, Лукиана, Ксенофона, Платона (Диалог «Teatet»), Аристотеля («О воспоминании и припоминании»), у пифагорейцев, у Алкмайона, Мимнернуса, Овидия.  О Мнемозине писали Гегель (см. «Философская пропедевтика», Гёльдерлин «Гимн Мнемозине»). Многие греческие мифы воспроизводят битву Зевса с титанами (уранидами), когда утверждалась  власть олимпийских богов. Мнемозина хранила память об этих  подвигах  Зевса и передавала ее потомкам. В древнегреческом городе-государстве Лейбадея  существовал священный источник Мнемозины. Всякий, пивший из него, обретал знания истоков и первоначал. Гесиод (VIII-VII в. до н.э.) в «Теогонии», Овидий в «Метаморфозах» (I в. до н.э.), Аполлодор в «Мифологии» (ок. 108-109 гг. до н. э.) первыми составили алфавит о Мнемозине и ее  талантах. В сочинениях древних воспет  божественный образ Мнемозины, рассказано, как под видом пастуха Зевс соблазнил крылатую богиню. Пробыв с ним 9 ночей, она родила  ему девять  прекрасных крылатых дочерей – Муз, которые обитали на священной горе Геликон. Под предводительством «Мусагета» – бога солнца и искусств Аполлона они водили хороводы.  Солнце,  осветив поднебесье над землей, зажгло волшебную музыку сфер, и она зазвучала. В голубом сиянии на геликонских полянах у Кастальского ключа парили  прекрасные крылатые дочери  крылатой Мнемозины и Зевса. С тех пор  и до наших дней они наставляют людей, даруют познания, мудрость, воспевают законы, связывающие прошлое и настоящее, хранят верность своей матери Мнемозине – Священной  и Великой Крылатой ПАМЯТИ. Первой дочерью Мнемозины была Муза знания и эпической поэзии прекрасноголосая Каллиопа, её атрибут – стило (палочка для письма) и свиток. Вторая дочь – покровительница истории Клио – изображалась в лавровом венке (ведь она вносит  в анналы истории имена героев) и имеет те же атрибуты, что и Каллиопа. Муза трагедии Мельпомена держит в руках трагическую маску, на ее голове венок из плюща. Лирическую песнь воплощает Эвтерпа с флейтой и гирляндами цветов. Лирическую поэзию символизирует Эрато с лирой. Терпсихору – музу танца изображают порхающей в танце с лирой и плектром. С картой небесного свода и циркулем  изображена муза астрономии Урания (сборник стихов Иосифа Бродского носит имя этой богини). Со смеющейся маской изображается Талия – покровительница комедии, а  Полигимния – покровительница риторики – держит царский скипетр – символ ораторского искусства.

Все авторы альманаха имеют средь муз – дочерей Мнемозины – своих покровительниц.  Замысел  издания «Мнемозина – ХХI век»  вынашивался более пяти лет. Название литературного альманаха связано с традициями МОИП и Московского университета имени М. В. Ломоносова. Четыре книги «МНЕМОЗИНЫ» выходили в 1824-25 годах. Составителями были  Кюхельбекер и Одоевский при участии  Грибоедова, Пушкина,  Гоголя, Давыдова, Баратынского, Вяземского, Языкова и близких к декабристским кругам литераторов, являвшихся  членами МОИП (Московского общества испытателей природы).

Альманах «Мнемозина-ХХI век» подхватывает просветительскую эстафету Кюхельбекера и Одоевского. В Академии Изящной Словесности и Семи свободных искусств при МУОР-МОИП свято чтут традиции праотцев, ведь  «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (А. С. Пушкин) начинается с памяти. Кстати, в начале ХIХ века в университетской типографии Московского университета в 1815-1820 выходили сборники литературных трудов воспитанников благородного Университетского пансиона под названием «Каллиопа». По прошествии 180 лет участники университетского ЛитКлуба «Воробьевы горы» возобновили  эту традицию. В 2009 году вышел третий номер Альманаха «Новая Каллиопа». Идея, составление и редакция принадлежали Анатолию Полетаеву. Идея создания АКАДЕМИИ  ИЗЯЩНОЙ СЛОВЕСНОСТИ И СЕМИ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ (www.muor.de+www.moip.ru) подана Галиной Хотинской, она основана в 2011 году  группой учёных-энтузиастов из бывшего СССР, разбросанных по всему миру. Все участники Академии являются членами  Московского общества испытателей природы и интернет-портала Международный университет общественного развития  www.muor.de. Всех объединяет любовь к изящной словесности и к семи свободным искусствам, а также Истине, Добру и Красоте. Только со Словом и вместе с широким спектром  культурной символики  всех семи свободных искусств жизнь ученого обретает  смысловую стереоскопичность и глубину, столь необходимую в ХХI веке. Ученый занимается Словесностью и всеми видами Свободных искусств ради  самосовершенствования и преобразования жизни. Проникновение в сферу научного символизма посредством  систематизированных художественных форм позволяет учёному совершать уникальные научные открытия. Вспомним  высказывание Платона: «То, что ощутимо для чувств, является отражением того, что понятно для ума».

Хотелось бы, чтобы в памяти читателей нашего Литературного Альманаха  «МНЕМОЗИНА-ХХI век» не утонули ни имена, ни события,  ни тексты. Наш Альманах призывает всех  к продуктивному диалогу, он хочет по-новому высветить отношение к истории, собственному бытию, творчеству, и мы будем рады, если он кого-то «заденет за живое». Приглашаем вас к нашей интеллектуально-литературной трапезе!

 

Галина Хотинская

.
.
.

Подпишитесь на ежедневный дайджест от «Континента»

Эта рассылка с самыми интересными материалами с нашего сайта. Она приходит к вам на e-mail каждый день по утрам.

    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    2 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии